Всеобуч для родителей "Вопросы Почемучки. Познавательная активность дошкольников"
консультация

Наумова Татьяна Николаевна

Цель: расширить представления родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию познавательной активности у детей. Дать практические рекомендации родителям по развитию познавательной активности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vseobuch_dlya_roditeley_oktyabr_2022.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка»»

Всеобуч для родителей

Тема: «Вопросы Почемучки.

Познавательная активность дошкольника»

                                                                               Приготовили: воспитатели  Наумова Т.Н., Пылаева Н.И., Хабарова А.Н.

п.Тюльган, 2022г.

Тема: «Вопросы Почемучки. Познавательная активность дошкольника»

Цель: расширить представления родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию познавательной активности у детей. Дать практические рекомендации родителям по развитию познавательной активности у детей.

План проведения: вступительное слово по теме воспитателя. Презентация. Теоретическая информация

Ход собрания:

Добрый вечер! Уважаемые родители!

Очень рада видеть Вас! И нашу встречу хотели бы начать  со слов В. Сухомлинского: «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».

Сегодня мы с вами поговорим об одной из главных проблем развития детей. Особое значение в развитии детей имеет познавательный интерес. Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста – одна из задач умственного воспитания.

Маленькие  дети  хотят  все  знать.  Их  многочисленные  вопросы  к  взрослым  –  лучшее проявление этой особенности. Правда, отмечается, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов,  чем  дети,  к  примеру,  70  годов.  Вероятно,  это  можно  объяснить,  с  одной  стороны, большим  потоком  информации,  которую  могут  получить  дошкольники  это  телевидение, компьютер,  возможность  путешествовать  с  родителями,  разнообразие  игрушек,  книг.  С  другой стороны,  к  сожалению,  тем,  что  многие  молодые  родители  в  силу  собственной  занятости  стали меньше  заниматься  с  детьми,  не  всегда  отвечают  на  их  вопросы  и  тем  самым  не  побуждают малышей спрашивать о непонятном.

Сын к отцу пришел с вопросом

Сын: Папа! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом

Называется зерно?

Почему сосед новатор?

Что такое экскаватор?

Почему шагает он?

Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

Отец: Да отстань же ты, отстань же

С почемучканьем своим.

И, вздохнув, побрел сынишка

От отцовского стола.

Почему? Когда же? Где же?

Всякий раз ответ один.

Постепенно стал все реже

Беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний

У почтенного отца

От волненья, огорченья

Изменился цвет лица.

Отец: Вызов в школу? Почему? Что такое?

В чем причина? Совершенно не пойму!

Чтобы  избежать  такой  ситуации  взрослые  должны  с  большим  вниманием  и  заботой взрастить  нежные  хрупкие  ростки  любознательности,  а  не  варварски  растоптать  их  своими  же ногами.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые наблюдает, как его снеговик превращается в лужу; оказывается с тканевой салфетки пятна можно отстирать, а бумажная расползается в воде; камень, брошенный

в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Насколько  богат  и  разнообразен  будет  мир  окружающий  вашего  ребенка  напрямую, зависит от вас. От того как вы будете удовлетворять любознательность вашего ребенка.

Интересно, каково же значение слова «любознательность»? В «Толковом словаре русского языка» Сергея  Ивановича  Ожегова  дается  следующее  определение.  «Любознательный»  -  склонный  к приобретению новых знаний, пытливый…

Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас взрослых. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательный интерес и познавательная активность у ребенка должны сформироваться в дошкольные годы.

Познавательная  активность  дошкольников  –  это  активность,  проявляемая  в  процессе познания.  Она  проявляется  в  заинтересованном  принятии  детьми  информации,  в  желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

1.  Начните  со  сравнение  по  контрасту  и  подобию,  сходству.  Ребята  могут  сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются, искусство, быт, игры, пищу разных народов мира,  поступки  проявления  чувств  и  т.  п.  Во  всех  случаях  сравнение  помогает  образованию конкретных,  ярких  представлений.  Более  эффективным  и  осознанным  становится  процесс формирования оценочного отношения к себе и к окружающим, к событиям и явления социального мира. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию.  Ребенок  быстро  находит  ответ  на  вопрос:  «Чем  отличается  слон  от  волка?»,  но  ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство.

2. Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию.  Для  того,  чтобы  группировать,  классифицировать  предметы,  явления, необходимо  умение  анализировать,  обобщать,  выделять  существенные  признаки  –  все  это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему.

Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы  – в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую - врачу». С таким заданием легко справляются дети 4-5 лет.

3.  Проявление  самостоятельности,  элементов  творчества,  выдумки  способствуют  такие виды деятельности, как моделирование и конструирование.

Моделирование  совершенно  необходимо  при  ознакомлении  детей  с  социальным  миром.

Ребят можно научить составлять план-карту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад,  своей  детской  комнаты.  Дети  учатся  располагать  предметы  в  пространстве,  соотносить  их, «читать»  карту.  В моделировании и конструировании можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки и предметы-заместители. Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира.

4. В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Эти вопросы различны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребенка.

Уважаемые взрослые!

  Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

  Внимательно  вслушивайтесь  в  детский  вопрос,  постарайтесь  понять,  что заинтересовало ребенка в данном предмете, явлении, о котором он спрашивает.

  Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

  Ответ  должен  обогатить  ребенка  новыми  знаниями,  побудить  к  дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

  Поощряйте  самостоятельную  мыслительную  деятельность  ребенка,  отвечая  на  его вопросы встречным: «А как ты думаешь? »

  В  ответ  на  вопрос  ребенка  постарайтесь  вовлечь  его  в  наблюдение  за  окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстрированный материал.

  Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

  Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

Если взрослый научится правильно формулировать свои вопросы, то ему станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому.

Как научить детей задавать вопросы?

Умение задавать вопросы – это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Любой вопрос ребенка, даже самый простой, требует нормального ответа, а не «сказочного».

Многие детские «почему» касаются окружающего мира, природы, физиологии животных или человека, поведения и прочего. Объяснить ребенку, что задать вопросы – это хорошо. Играть в простую и забавную игру, где сначала вопросы задаёт взрослый, а ребёнок на них отвечает, а затем они меняются местами: «Для чего нужен рот? Для чего нужен нос? Зачем нам уши?». Ответы могут быть как серьёзными, так и шуточными: «Носик нужен, чтобы дышать. Носик нужен, чтобы цветочки нюхать». Такая игра развивает фантазию и речь малыша, показывает, что часто на один и тот же вопрос можно найти очень много разных ответов. Поиграйте в «почемучку» наоборот, задавая вопросы «цепочкой»: «Зачем тебе велосипед?» – «Чтобы кататься» – «Зачем кататься?» – «Потому что мне нравится» – «Почему нравится?» и т. д.

Не надо смеяться над ребенком, если он неправильно сформулировал вопрос, поправьте его. Дети только учатся задавать вопросы, и им свойственно допускать какие-то ошибки. Ребенок доверяет взрослым и хочет получить искренние ответы. Пусть не всегда легко найти ответ на тот или иной вопрос, отвечать все равно необходимо. Ребенку, например, трех-четырех лет уже достаточно того, что взрослые попытались объяснить то, что знают. И в таких разговорах он понимает, что может доверять родителям и в будущем также рассчитывать на их помощь.

5. Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Ты хочешь еще что-нибудь узнать о подводных обитателях? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить».

6.  Приучение  к  самостоятельному  поиску  ответов  на  свои  вопросы  совершено  необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому.

Важнейшим принципом, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитания чувств является повторение.

7.  Хорошие  результаты  приносят  методы  экспериментирования  и  постановка  опытов.

Ценность  этих  приемов  заключается  в  том,  что  они  дают  возможность  ребенку  самому  найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Исследовательская,  поисковая  активность  –  естественное  состояние  ребенка.  Исследовать, открыть, изучить – значить сделать шаг в неизведанное, возможность для детей думать, пробовать экспериментировать.  Прямо  как  в  китайской  пословице:  «Расскажи  –  и  я  забуду,  покажи  –  и  я запомню, дай попробовать – и я пойму».

В  дошкольном  возрасте  исследование  является  одним  из  важнейших  способов  познания мира.

В  современном  образовании  акцент  переносится  на  формирование  у  детей  способности самостоятельно  мыслить,  добывать  и  применять  знания,  тщательно  обдумывать  принимаемые решения  и  четко  планировать  действия,  осваивать  современные  информационные  технологии, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилях группах, быть открытым для новых  контактов.  Раскрытие  этих  свойств  личности  ребенка  в  полной  мере  происходит  при осуществлении исследовательской и проектной деятельности.

Дошкольнику  для  решения  исследовательских  задач  необходимы  навыки  и  умения логического  и творческого  мышления.  В  результате  исследовательской  деятельности он  должен научиться:

  видеть проблему;

  задавать вопросы;

  давать определения понятиям;

  классифицировать;

  наблюдать;

  высказывать суждения.

Познавательно-исследовательская  деятельность  способствует  развитию  творческих способностей  дошкольников,  точнее  одной  очень  важной  их  составляющей  –  способности  к преобразованию.

Мир  физических  явлений,  окружающих  ребенка,  дает  огромные  возможности  для систематического  развития  способностей  к  преобразованию  как  компоненту  общих  умственных способностей.

Родителям вполне под силу не «ударить в грязь» перед своими почемучками, ведь интересы ваших детей это ваши интересы. А для этого нужно совсем немного:

  Изготовить интересную игру.

  Научить играть в шахматы и шашки.

  Показать фокусы.

  Рассказать о своей профессии.

  Организовать экскурсию к себе на работу, в парк.

  Организовать культпоход в театр, цирк, кино.

  Научиться изготавливать совместные поделки из природного материала, бумаги и т. д.

  Провести час вопросов и ответов на заданную тему (предварительно подготовившись)  

  Провести семейный конкурс знатоков: «Что? Где? Когда? »

  Провести вечер загадок и отгадок.

  Организовать час сказки.

  Организовать игру «Поле чудес»

  Показать познавательный мультфильм.

  А если проявить фантазию можно придумать много чего интересного…

Вот несколько игр, которые принесут вам радость общения с ребенком.

«Волшебная корзина»
        Эта игра развивает воображение, мышление и речь, вызывая яркий эмоциональный отклик у ребенка.
В корзину положите фрукты и овощи на выбор. Завяжите глаза платком. Ребенок должен тактильно определить, какой фрукт или овощ он держит в руках. Он может его покрутить, понюхать и даже попробовать, если затрудняется в ответе.

«Магнит»
       Для создания неожиданной, противоречивой ситуации можно использовать игры с магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скребки, пуговки), а под листком ,бумаги или стулом незаметно для детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выразите крайнее удивление от того, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их любопытство наблюдаемым явлением. Через некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам попробовать подвигать предметы сквозь стул.

«Таинственные отпечатки»
        Экспериментирование с красками (акварельными или гуашью) также создаёт хорошие условия для развития познавательной активности малышей. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, дети открывают новые свойства цвета и новые возможности в экспериментировании с цветом. Правда, для этих игр нужно специальное оборудование. Помимо красок и кисточек, необходимы клеёнчатые фартучки для детей, стаканчики с водой, клеёнку на стол или на пол и пр.

«Мыльные пузыри»
         Одной из традиционных и любимых забав для детей являются игры с мыльными пузырями. Приготовьте в мыльнице или любой мисочке мыльный раствор и трубочки (соломки) для ребенка. Покажите им, как можно дуть в трубочку, погружённую другим концом в мыльный раствор и производить при этом обильную пену. Блестящий и причудливый «мыльный пирог» наверняка понравится детям и они захотят сделать то же.
Потом покажите, как можно пускать мыльные пузыри, слегка втягивая мыльный раствор, а потом выдувая его из трубочки. Радуйтесь вместе с детьми разноцветным и летящим пузырям; пусть они догоняют и ловят их, и убеждаются, что при любом прикосновении пузыри лопаются. Предоставьте им возможность самостоятельно попробовать это занятие. Оно очень полезно не только для познавательной активности, но и для овладения произвольным дыханием. Управлять дыхательными органами достаточно трудно для малышей. Такие игры в естественной и увлекательной форме учат их этому.

В заключении нам хотелось сказать, что ключ к успеху - это, во-первых, чёткое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным, и, во-вторых, медленное продвижение вперёд. Каждый следующий шаг требовал, чтобы ребёнок сделал чуть-чуть больше, чем прежде, но каждое новое достижение открывало перед ним более широкие возможности. Сознательно организованное образовательное пространство, специализированные методы обучения ребёнка позволяют активизировать и реализовать его сохранный познавательный и личностный потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Педагогический всеобуч: "Методы, повышающие познавательную активность дошкольников"

Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослого на него; научить развивать познавательную активность....

Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»

Научить родителей развивать познавательную активность детей....

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...