Мастер-класс для родителей "Сенсорное развитие у детей раннего возраста"
материал (младшая группа)

Зель Мария

Сенсорное развитие является условием для успешного овладения любой практической деятельностьюВозраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем миреРазвитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

 Цель: Повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.

 Задачи:

-  Акцентировать внимание родителей на значимости различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.

  - Заинтересовать родителей актуальностью данной темы и привлечь их к сотрудничеству.

  - Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературой по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Виталия Валентиновича Бианки»

Мастер-класс для родителей

Тема: «Сенсорное развитие у детей раннего возраста.»

Выполнил  воспитатель:

Зель М.Ю.

Актуальность данного мероприятия возникла в связи с тем, что, работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы выявили, что сенсорное развитие детей недостаточно и отстаёт от уровня требований к данному возрасту.  Мы решили заняться этой проблемой и привлечь родителей к помощи в этом вопросе. Так как, Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и так далее. И самое важное, что сенсорное развитие имеет прямое влияние на развитие речи детей. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Сенсорное развитие является условием для успешного овладения любой практической деятельностьюВозраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем миреРазвитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

 Цель: Повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.

 Задачи:

-  Акцентировать внимание родителей на значимости различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.

  - Заинтересовать родителей актуальностью данной темы и привлечь их к сотрудничеству.

  - Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературой по теме.

Предварительная работа:

 - Подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми).

  - Информационные буклеты «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников».

-   Выставка «Игры для сенсорного развития».

 Оборудование:

 -  Для игры: «Чудесный мешочек» (с предметами разной величины и формы); «Золушка» (горох, фасоль, киндер – игрушки); «Мозаика из бросового материала» (пробки, пуговицы); «Рисуем на крупе» (плоские блюда, мелкая крупа);

- прищепки; картинки; белая бумага; клей; ножницы; 

- краски: красного, желтого и оранжевого цвета;

 -  ватман с изображением солнышка (без лучиков)

Ход встречи:

 Добрый вечер, уважаемые родители.  Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе «Сенсорное развитие детей». Повестка нашей встречи (знакомство с повесткой).

  Уважаемые родители, что же это такое – сенсорное развитие?  (ответы родителей).

 Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

 Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).

 Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

 В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств - предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр. Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для сенсорного развития и развития мелкой моторики рук детей данного возраста. Игротека.

- Игра «Чудесный мешочек».  Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.         

- Игра «Золушка».  Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

 Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1-ну фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.  А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела).

 -Игра «Мозаика из бросового материала». Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).  

- Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок».

 Воспитатель: Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)) на ударные слоги стихотворения:

«Рано утром встал гусенок. Пальцы щиплет он спросонок!» (смена рук) «Скорее корма дайте мне. Мне и всей моей семье!»

- Игра «Рисуем на крупе». Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения. А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.  

  Воспитатель: Сегодня мы познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

(Раздать родителям памятки).

                              Памятка для родителей.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

 2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

 3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными палочками).

 4. Организуйте игры с пластилином, тестом.

 5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

 7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.).

 8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

 9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

10. Запускайте пальцами мелкие волчки.

11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

12. Режьте ножницами.

    Дорогие Родители! Вызывайте положительные эмоции у ребенка! Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например, «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Красота!» и т.д.

Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание заниматься в хорошем настроении и малыша, и Вашем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм....

мастер-класс для родителей "Стимулирование речевой активности детей раннего возраста"

В конспекте предлагаются способы и приемы, направленные на стимулирование речевой активности детей раннего возраста....

Мастер-класс по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста «Вижу, слышу, чувствую»

Познакомить с приемами формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.Материалы: игровой стол, конверты с номерами и авторами вопроса, юла со стрелкой, коробка с деревянными и пластмассовыми...

Мастер-класс "Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста"

Мастер-класс представляет собой описание и наглядное представление о возможных сенсорных играх для детей раннего возраста....

Сценарий мастер-класса «Чудесная глина» для родителей и детей раннего возраста

Форма работы с родителями : мастер-класс.Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста.Цель:  Формировать интерес родителей к познавательно-исследовательской деятельно...

Мастер- класс по лепке для родителей и детей раннего возраста "Угощение для Дашеньки"

В этой работе предложены разнообразные техники по работе с пластилином расплющивание, вдавливание, скатывание. В этой работе дети успешно развивают навык работы с пластилином, формируют навык пошагово...