Статья на тему "Современные методы коррекции сформированности модели психического у детей дошкольного возраста"
статья

Першуткина Татьяна Игоревна

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ СФОРМИРОВАННОСТИ МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация:

В данной статье дается определение модели психического и описывается её проявление у детей дошкольного возраста. Обнаруживается связь социального и вербального интеллекта с развитием внутренних состояний ребенка. Определяется, что развитие вербального и социального интеллекта способствуют развитию модели психического. В основной части рассмотрены различные коррекционные методы и технологии развития вербального и социального интеллекта.

Ключевые слова:

       Модель психического, социальный интеллект, вербальный интеллект, дошкольный возраст, коррекция.

Модель психического в мировой психологии известна как «Theory of mind». Русский перевод для английского термина был предложен Е.А. Сергиенко с соавторами [5]. Модель психического — это концепция, описывающая, как человек учится понимать различные внутренние состояния себя и другого: мысли, убеждения, знания, эмоции, намерения, желания. Моделью это называется, поскольку мы не способны читать мысли, но можем строить в своей голове гипотезы и предположения, иначе говоря – «модели».

Для изучения модели психического в дошкольном возрасте используют задачу на ошибочное мнение [6]. Ошибочное мнение – одно из изученных и наиболее глубоко описанных тем в области психологии развития. Существует несколько стадий понимания ошибочного мнения. Большинство трехлетних детей не способны решить такого рода задачу. Согласно данным большинства исследований, к пяти годам дети уже должны решать данную задачу. Однако новейшие исследования в этой области [6], свидетельствуют о том, что большинство современных детей старшего дошкольного возраста только в 40% случаев решают задачу на ошибочное мнение правильно. Подобные результаты спровоцировали поиск ответа на вопрос: что оказывает влияние на развитие модели психического в дошкольном возрасте? 

В результате проведенного исследования Сергиенко Е.А. пришла к выводу, что при типичном развитии в дошкольном возрасте распознавание эмоций, понимание намерений и желаний других людей̆ по их внешним проявлениям в поведении, понимание обмана и ложных убеждений связаны с развитием социального интеллекта, а именно с развитием способностей̆ к усвоению социальных норм и правил поведения и способностей̆ к самоинициации в проблемных ситуациях [5].

Связь интеллектуального развития и способности к пониманию ментальности на сегодняшний день широко обсуждается. Большинство исследований, выполненных в этой̆ области, показали взаимосвязь между успешностью выполнения тестов на модель психического и вербальным интеллектом [6].

Следовательно, чтобы осуществлять коррекцию развития модели психического необходимы задания и упражнения на развитие социального и вербального интеллекта.

Одним из методов развития социального интеллекта является библиотерапия. Николаева Е.И. разработала серию занятий, цель которых научить ребенка отождествлять свои переживания и чувства с конкретными словами, управлять своими эмоциями, определять эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать, ответственно поступать в ситуациях нравственного выбора [3]. Эти занятия своего рода обучение толерантности на основе рефлексии. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использоваться темы занятий: «Имя»; «Радость»; «Грусть»; «Гнев»; «Страх»; «Ложь. Правда»; «Уважение», «Фантазия и обман».

       Еще одним методом, способствующим развитию социального интеллекта, может стать сказкотерапия. Сказкотерапия — это метод, использующий сказочную форму интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать. Борович И.Ю. полагает, что сказка способствует воспитанию и развитию чувств ребенка и оказывает на него благотворное психологическое воздействие. Ребенок проживает сказку, учится сопереживать сказочным героям, идентифицирует себя с ними. Это способствует личностному развитию детей и их социальному благополучию. [1]

Сергиенко Е.А. в свою очередь для развития социального интеллекта предлагает арт-терапевтический метод развития – рисуночная терапия. Цель подобного рода заданий является создание ребенком рисунка по изображению собственных эмоций и (или) эмоций персонажа истории [6].         

Развитие вербального интеллекта Савенкова Т.Д. предлагает осуществлять посредством совместной деятельности, поскольку она создает предпосылки для формирования позитивной социализации, формирования основ коллективных взаимоотношений, развития коммуникативных способностей, становления лидерских качеств ребенка, совершенствования сотрудничества детей, преодоления, свойственного дошкольникам, эгоцентризма, выражаемого в первых попытках действовать в интересах других людей [4]. В процессе совместной деятельности она предлагает использовать ряд упражнения: «ОВОЩ»; «ОРУЖИЕ»; «ТАБУ, ВЕТО»; «СКАЗКА, ТКАНЬ»; «ОБВАЛ, ОБИЛИЕ»; «СПОРТ, ПРОТИВОСТОЯНИЕ»; «ПАЛКА, ЕДИНИЦА»; «КОСТЕР, ОБСТРЕЛ».

Сохин Ф. А. предлагает осуществлять развитие вербального интеллекта в дошкольном возрасте на основе словесных игр: «Зима или лето?»; «Отбери и правильно назови»; «Секрет»; «Угадай, чья песня»; «Ляна и Лана»; «Кто внимательный» [8].

Заключение

       На основании данной статьи можно сделать вывод, что такие коррекционные методы, как: сказкотерапия, библиотерапия, игротерапия и рисуночная терапия способствуют сформированности модели психического посредством развития вербального и социального интеллекта.

Библиографический список

1.    Бородич И. Ю. Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе: учебно-методическое пособие. – Барановичи: БарГУ, 2007.

2.    Николаева, Е. И. Разные подходы к пониманию модели психического // Современные проблемы психологии и психофизиологии ребенка: Сборник материалов научно-практического семинара, Санкт-Петербург, 18 апреля 2012 года. – Санкт-Петербург: ООО "7 СТУДИЯ" РИК", 2012. – С. 24-35.

3.    Николаева, Е.Н. Я в мире других. – М.: Мой учебник. 2005.- 64с.

4.    Савенкова Т. Д. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности: диссертация кандидата педагогических наук: - М., 2019. - 233 с.

5.    Сергиенко Е. А., Уланова А. Ю., Лебедева Е. И. Модель психического: Структура и динамика. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. – 503 с.

6.    Сергиенко Е. А., Таланова Н. Н., Лебедева Е. И. Телевизионная реклама и дети. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 184 с.

7.    Сергиенко, Е. А. Уровневое развитие модели психического и ее значение для понимания внутреннего мира ребенка / Е. А. Сергиенко // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2008. – Т. 14. – № 4. – С. 11-21.

8.    Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1979.  – С. 223.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_zhurnala_.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ СФОРМИРОВАННОСТИ МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация:

В данной статье дается определение модели психического и описывается её проявление у детей дошкольного возраста. Обнаруживается связь социального и вербального интеллекта с развитием внутренних состояний ребенка. Определяется, что развитие вербального и социального интеллекта способствуют развитию модели психического. В основной части рассмотрены различные коррекционные методы и технологии развития вербального и социального интеллекта.

Ключевые слова:

        Модель психического, социальный интеллект, вербальный интеллект, дошкольный возраст, коррекция.

Модель психического в мировой психологии известна как «Theory of mind». Русский перевод для английского термина был предложен Е.А. Сергиенко с соавторами [5]. Модель психического — это концепция, описывающая, как человек учится понимать различные внутренние состояния себя и другого: мысли, убеждения, знания, эмоции, намерения, желания. Моделью это называется, поскольку мы не способны читать мысли, но можем строить в своей голове гипотезы и предположения, иначе говоря – «модели».

Для изучения модели психического в дошкольном возрасте используют задачу на ошибочное мнение [6]. Ошибочное мнение – одно из изученных и наиболее глубоко описанных тем в области психологии развития. Существует несколько стадий понимания ошибочного мнения. Большинство трехлетних детей не способны решить такого рода задачу. Согласно данным большинства исследований, к пяти годам дети уже должны решать данную задачу. Однако новейшие исследования в этой области [6], свидетельствуют о том, что большинство современных детей старшего дошкольного возраста только в 40% случаев решают задачу на ошибочное мнение правильно. Подобные результаты спровоцировали поиск ответа на вопрос: что оказывает влияние на развитие модели психического в дошкольном возрасте?  

В результате проведенного исследования Сергиенко Е.А. пришла к выводу, что при типичном развитии в дошкольном возрасте распознавание эмоций, понимание намерений и желаний других людей̆ по их внешним проявлениям в поведении, понимание обмана и ложных убеждений связаны с развитием социального интеллекта, а именно с развитием способностей̆ к усвоению социальных норм и правил поведения и способностей̆ к самоинициации в проблемных ситуациях [5].

Связь интеллектуального развития и способности к пониманию ментальности на сегодняшний день широко обсуждается. Большинство исследований, выполненных в этой̆ области, показали взаимосвязь между успешностью выполнения тестов на модель психического и вербальным интеллектом [6].

Следовательно, чтобы осуществлять коррекцию развития модели психического необходимы задания и упражнения на развитие социального и вербального интеллекта.

Одним из методов развития социального интеллекта является библиотерапия. Николаева Е.И. разработала серию занятий, цель которых научить ребенка отождествлять свои переживания и чувства с конкретными словами, управлять своими эмоциями, определять эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать, ответственно поступать в ситуациях нравственного выбора [3]. Эти занятия своего рода обучение толерантности на основе рефлексии. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использоваться темы занятий: «Имя»; «Радость»; «Грусть»; «Гнев»; «Страх»; «Ложь. Правда»; «Уважение», «Фантазия и обман».

        Еще одним методом, способствующим развитию социального интеллекта, может стать сказкотерапия. Сказкотерапия — это метод, использующий сказочную форму интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать. Борович И.Ю. полагает, что сказка способствует воспитанию и развитию чувств ребенка и оказывает на него благотворное психологическое воздействие. Ребенок проживает сказку, учится сопереживать сказочным героям, идентифицирует себя с ними. Это способствует личностному развитию детей и их социальному благополучию. [1]

Сергиенко Е.А. в свою очередь для развития социального интеллекта предлагает арт-терапевтический метод развития – рисуночная терапия. Цель подобного рода заданий является создание ребенком рисунка по изображению собственных эмоций и (или) эмоций персонажа истории [6].          

Развитие вербального интеллекта Савенкова Т.Д. предлагает осуществлять посредством совместной деятельности, поскольку она создает предпосылки для формирования позитивной социализации, формирования основ коллективных взаимоотношений, развития коммуникативных способностей, становления лидерских качеств ребенка, совершенствования сотрудничества детей, преодоления, свойственного дошкольникам, эгоцентризма, выражаемого в первых попытках действовать в интересах других людей [4]. В процессе совместной деятельности она предлагает использовать ряд упражнения: «ОВОЩ»; «ОРУЖИЕ»; «ТАБУ, ВЕТО»; «СКАЗКА, ТКАНЬ»; «ОБВАЛ, ОБИЛИЕ»; «СПОРТ, ПРОТИВОСТОЯНИЕ»; «ПАЛКА, ЕДИНИЦА»; «КОСТЕР, ОБСТРЕЛ».

Сохин Ф. А. предлагает осуществлять развитие вербального интеллекта в дошкольном возрасте на основе словесных игр: «Зима или лето?»; «Отбери и правильно назови»; «Секрет»; «Угадай, чья песня»; «Ляна и Лана»; «Кто внимательный» [8].

Заключение

        На основании данной статьи можно сделать вывод, что такие коррекционные методы, как: сказкотерапия, библиотерапия, игротерапия и рисуночная терапия способствуют сформированности модели психического посредством развития вербального и социального интеллекта.

Библиографический список

  1. Бородич И. Ю. Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе: учебно-методическое пособие. – Барановичи: БарГУ, 2007.
  2. Николаева, Е. И. Разные подходы к пониманию модели психического // Современные проблемы психологии и психофизиологии ребенка: Сборник материалов научно-практического семинара, Санкт-Петербург, 18 апреля 2012 года. – Санкт-Петербург: ООО "7 СТУДИЯ" РИК", 2012. – С. 24-35.
  3. Николаева, Е.Н. Я в мире других. – М.: Мой учебник. 2005.- 64с.
  4. Савенкова Т. Д. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности: диссертация кандидата педагогических наук: - М., 2019. - 233 с.
  5. Сергиенко Е. А., Уланова А. Ю., Лебедева Е. И. Модель психического: Структура и динамика. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. – 503 с.
  6. Сергиенко Е. А., Таланова Н. Н., Лебедева Е. И. Телевизионная реклама и дети. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 184 с.
  7. Сергиенко, Е. А. Уровневое развитие модели психического и ее значение для понимания внутреннего мира ребенка / Е. А. Сергиенко // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2008. – Т. 14. – № 4. – С. 11-21.
  8. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1979.  – С. 223.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Программа "Система диагностики и коррекции психического развития детей дошкольного возраста"

Программа содержит основновное содержание работы педагога-психолога в ДОУ....

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение ...

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им  окружающего мира. До...

Статья «Использование проектного метода в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста»

В статье предлогается несколько видов проектов по экологическому воспитанию как с воспитанниками , так и совместно с родителями....

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста

* Кинезиологические приёмы в логопедической практике это:*Артикуляционные упражнения*Упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики*Упражнения на развитие общей двигательной активности...

Статья на тему: "Методы и приемы развития речи у детей дошкольного возраста»

Статья на тему: "Методы и приемы развития речи у детей дошкольного возраста»...