Консультация «Как организовать музыкальный досуг ребёнка» (игры, развивающие чувство ритма)
консультация (старшая группа)

Козлова Виолетта Сергеевна

Одной из важнейших областей человеческой деятельности является музыка. Она окружает нас на протяжении всей нашей жизни - от младенческих лет до самой старости. Даже если человек совсем не связан с нею по роду своей деятельности, он может очень любить и хорошо знать музыку. Мы хотим предложить нашу помощь тем, кто просто хочет лучше разбираться в музыке, научиться ее различать, запоминать; тем, кто любит петь, но не слишком уверен в своих силах; кто хочет помочь своему ребенку стать музыкальным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_organizovat_muzykalnyy_dosug.docx16.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация

«Как организовать музыкальный  досуг ребёнка»

(игры, развивающие чувство ритма)

Музыкальный руководитель

Козлова Виолетта Сергеевна

Одной из важнейших областей человеческой деятельности является музыка. Она окружает нас на протяжении всей нашей жизни - от младенческих лет до самой старости. Даже если человек совсем не связан с нею по роду своей деятельности, он может очень любить и хорошо знать музыку. Мы хотим предложить нашу помощь тем, кто просто хочет лучше разбираться в музыке, научиться ее различать, запоминать; тем, кто любит петь, но не слишком уверен в своих силах; кто хочет помочь своему ребенку стать музыкальным.

Хотя и говорят, что если в детстве «медведь на ухо наступил», то это навсегда, на самом деле это не так. У всех людей, если они вообще различают какие-то звуки, есть музыкальный слух. Просто у одних он развился сильнее, а другим с этим не повезло. И время, когда можно развить музыкальный слух, упущено в детстве, когда закладываются основы тех или иных способностей человека.

Музыка началась с ритма. В Азии и Африке существуют народы, в танцах которых вообще нет мелодии. Мелодия, как таковая, у них отсутствует. Основу составляет богатый и сложный ритм, исполняемый на ударных инструментах. Вообще ритм - это основа всей музыки. Возможно ли,  представить существование мелодии без ритмической опоры? А вот ритм без мелодии прекрасно обходится. И в этом можно убедиться на примере игр, которые развивают чувство ритма. В эти игры можно играть как с одним ребенком, так и с подгруппой детей.

«Аплодисменты»

Одна из самых простых игр - на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу. Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания.

«Карнавал»

В этой игре придется освоить ритмы Латинской Америки. Популярный танец «Макарена» основан на латиноамериканских стилях.

Для этой игры ребятишкам потребуются новые инструменты, и сделать их придется своими руками. Для этого нужно простую жестяную банку из-под фанты или другого газированного напитка наполнить мелкими сыпучими предметами - рисом, песком, мелкими камушками. Если у кого-то найдутся детские маракасы, значит, латиноамериканский ансамбль налицо почти в полном составе. Бубен и барабан - тоже не лишние. Теперь нужно подобрать любую мелодию в ритме самбы, румбы, танго. Такие мелодии есть у таких современных исполнителей, как Алсу, Энрике Иглесиас, Макарена, Бритни Спирс или группы «Сплин». Игра заключается в том, чтобы, предварительно потренировавшись, постараться «влиться» в звучание заготовленной композиции или песни. Старайтесь, чтобы звуки ваших инструментов совпадали с «долями» звучащей музыки, с ударами барабанов или гитары. Приложив усилие, вы почувствуете, что ваша группа «музыкантов» становится настоящим мексиканским оркестром или участником бразильского карнавала.

«Водные процедуры»

Для этой игры необходима подготовка. Нужно взять несколько стаканов, желательно одинаковых. Наполните их водой на разном уровне и ударом металлической палочки проверьте, какой звук они издают. Каждый стакан должен зазвучать по-своему. Пусть это будет не слишком мелодично и стройно - главное, чтобы звуки четко различались на слух. Задачи играющих - запомнить тембры, высоту звучания каждого из стаканов. Постарайтесь выстроить стаканы в ряд по мере повышения высоты, чтобы слева оказались стаканы низкие по звуку, а справа -высокие. Сочиняйте ритмические рисунки, согласовывая их со звучанием. Один участник сочиняет мелодию, другой должен этот ритмический рисунок повторить.

«Эстафета»

Эта игра подразумевает, чтобы каждый из участников уже более или менее владел своим голосом и был в силах спеть если не всю песню целиком, то хотя бы небольшой отрывок. Поются любые песни детского содержания. Первую фразу начинает петь ведущий, затем продолжает следующий человек. И так, каждый, исполняя следующую фразу из песни, передает ее как эстафету следующему участнику. Здесь главное - не «сползти», не потерять тон. В этой игре важнее не тот, кто начинает, а тот, кто продолжает и заканчивает. Они не должны дать увести мелодию от начального тона туда, «куда Макар телят не гонял». Задача сложная, но интересная.

«Классная классика»

Классикой называют музыку, проверенную временем. Есть классика джаза, классика рока. И классика популярной песни. Чаще всего, когда говорят слово «классика», имеют в виду музыку, написанную серьезными композиторами иногда много лет, а то и веков назад. Действительно, всю классику запомнить почти невозможно, но попробовать «вложить» в свою память несколько классических мелодий, лишним ни для кого не будет. Для проведения этой игры вам понадобится прослушать одну или несколько таких мелодий и запомнить. Затем ведущий дает прослушать небольшой отрывок из музыкального произведения. Остальные должны записать название произведения или назвать его, зарабатывая тем самым очки. После первых тактов звучания можно также называть несколько слов из песен. Побеждает тот, кто наберет больше очков.

Примеры произведений, рекомендуемых к прослушиванию:

М. И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

П. И. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

И.-С. Бах. «Шутка».

И. Стравинский. Балет «Петрушка».

Д. Шостакович. Романс из кинофильма «Овод».

М. Равель. «Болеро».

Тем, на кого классическая музыка произвела впечатление, рекомендуется прослушать музыкальную сказку «Петя и волк». В ней вы познакомитесь с инструментами симфонического оркестра и запомните тембры многих из них, что также может пригодиться вам в жизни и улучшить вашу музыкальную и тембровую память. Попробуйте шагнуть в ногу со всем миром, полюбите классику!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактические игры: развиваем чувство ритма.

Музыкально - дидактические игры помогают развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки....

Хотите научить ребёнка читать? Развивайте чувство ритма!

В статье рассматриваются современные исследования, доказывающие связь музыкально-ритмического развития с обучением (в частности, чтению), а также некоторые упражнения для раннего развития у детей чувс...

Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...

Консультация для родителей. Учимся, играя. Развиваем чувство ритма.

В консультации содержатся советы родителям, как развивать чувство ритма и дать ребёнку понятие "длительность звука"....

Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма. Игры, развивающие чувство ритма.

Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма.Игры, развивающие чувство ритма:«Научи матрешку танцевать»;«Сыграй попевку»;«Раз, два, три, ну – ка...