Русский фольклор в детском саду
консультация

Тилкавашвили Диана Валерьевна

Материал для родителей о значении русского фольклора для воспитания ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_folklor.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Русский фольклор на музыкальных занятиях и праздниках

Значение искусства для формирования духовного мира человека сложно переоценить. В зависимости от содержания, искусство может быть созидательным и деструктивным, формировать разные чувства и ценности, ведущие к духовному росту или деградации человека.

Фольклор — это не просто созидательная часть искусства, это наше наследие, «фундамент», на котором держится нравственность. В народе говорят: «Нет дерева без корней, дома — без фундамента». И если исчезнет эта основа,  погибнет и нация. Будущее любого народа - это дети, поэтому духовность необходимо воспитывать с раннего детства. Только родная культура должна первой найти дорогу к душе ребенка и лежать в основе его воспитания.

Педагоги-музыканты недаром стараются расширить репертуар русских народных песен, хороводов, народных игр и танцев. Ребенку доступно и понятно народное  творчество, а значит - и интересно.

На музыкальных занятиях ребята знакомятся с народными песнями, танцевальными элементами  русских народных плясок, приемами игры на народных музыкальных инструментах.

Обилие гласных, выразительный ритмический рисунок, интересное содержание – делают русские народные потешки, прибаутки и песни  незаменимыми  в работе над протяжным  пением, хорошей дикцией и художественным исполнением. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует музыкальный вкус ребят; обогащает речь  типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами; формирует бережное отношение и любовь к культуре своей страны, к своему родному языку.

И хотя многие слова незнакомы детям и звучат непривычно, дети проявляют живой интерес  к содержанию, быстро запоминают текст, с большим интересом поют песни:, такие как «А я по лугу», «Пошла млада за водой», «Где был Иванушка?», «Во кузнице», «Блины» и многие другие. Народные песни  хороши своей изобразительностью, их можно инсценировать, что очень интересно для детей.

На музыкальных занятиях дети знакомятся и с движениями русских народных плясок: хороводный, топающий, переменный шаг, шаг с притопом,  присядка. После того, как дети усвоят основные движения, их можно включать в различные пляски. Кроме песен и танцев мы разучиваем и народные игры с пением, хороводы, потешки. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность, вызывают у них желание двигаться, что является обязательной потребностью ребёнка. В играх часто используются игровые зачины, то есть водящих выбирают по считалке  сами дети. Считалки дают возможность освоить  песенно-ритмическую основу народных игр .

Знакомство с фольклором в детском саду осуществляется не только на музыкальных занятиях. В группах с воспитателями ребята знакомятся с народно – прикладным искусством: хохломой, гжелью, дымковскими игрушками, русской матрёшкой.

Работу по воспитанию любви к музыкальному воспитанию дошкольников для доступности удобнее и проще строить на основе народного календаря. Главная особенность такого подхода — прослеживание сезонного труда взрослых в песнях (игровых, шуточных, лирических), танцах, хороводах, игре на музыкальных народных инструментах. Особенно нравятся дошколятам народные игры с незамысловатыми правилами и текстом.

Итогом работы с русским народным материалом  являются праздники. Чего только не бывает на празднике? Осенью и весной красны девицы водят хоровод, выступают ложкари, танцуют матрешки. На Масленицу добры молодцы меряются силушкой, звучат частушки, шутки, прибаутки.  

На наших праздниках часто присутствуют герои народных сказок: Баба Яга, Емеля, Несмеяна, а еще -  скоморохи. Отрицательные герои под воздействием добра  - становятся добрыми, играют, танцуют, веселятся с детьми.

Так дети в доступной форме с удовольствием знакомятся с этническими ценностями родной культуры.  

        Знакомство с фольклором не может не отразиться на наших детях. С каждым разом они становятся активнее, эмоциональнее, расширяются их  представления  об  окружающем мире,  обогащается их  словарный запас, повышается интерес  к народной культуре. Русский народный фольклор становится близок детям и любим ими, он способствует пробуждению любви к родной природе, национальному искусству,  развитию интереса к истории народа и его быту, что очень важно для воспитания здорового поколения во все времена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация " Фольклор в детском саду"

Практическая консультация для воспитателей, учителей - логопедов по использованию фольклора в работе с дошкольниками....

Фольклор в детском саду

Двадцать первый век шагает!Межпредметность, надпредметность, ИКТ нам предлагает.Но не будет результата, если душу не вложить:Думать, чувствовать, творить!И докажем всем на свете,Что важнее нет т...

Рекомендации для родителей "Русский фольклор в детских играх"

Русский фольклор в детских играх. Хороводы.Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характ...

Народный фольклор в детском саду

интересный материал...

Русский фольклор в детских играх

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира...

Учебно-методическое пособие «Русский музыкальный фольклор в детском саду»

Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей. Из родника музыки начинает пить каждый ещё в млад...

Занятие фольклором в детском саду натолкнуло меня на проведение ряда праздников и досугов с использованием фольклором. Таким образом были проведены " Праздник каши "для старших и "Праздник молока" для младших дошкольников.

Занятие фольклором в детском саду натолкнуло меня на проведения ряда утренников с использованием фольклора. Таким образом были проведены праздники  "Молока" для старших и праздник "...