Сенсорное воспитание детей через дидактические игры
методическая разработка (младшая группа)

Светлана Александровна Басаева

рекомендации для  педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование г. Улан-Удэ

Детский сад № 95/2 «Рябинушка»

«Сенсорное воспитание детей

через дидактические игры»

                                                                               Подготовила и провела: Басаева С.А.

2022 г.

     Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни, должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре. И ее нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребенок учится и познает жизнь

     «Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и ее надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» .                                                А.С.Макаренко

     Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Хочется поделиться своим опытом работы с детьми о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома.

     Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

     В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия , ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов.

     Какова же роль дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста?

     В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

     Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности.

     Дидактические игры я использую как в познавательных, так и в занимательных областях.

     Работу провожу поэтапно. Сначала учу детей различать величины и цвета, подбирать одинаковые. Дети учатся простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета.

Используя дидактический материал, предлагаю детям найти предметы заданного цвета: «Завяжи шарику ленточку; Возьми красный шарик».

     Развиваю у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагаю дидактические игры: «Найди такую же», «Собери бусы».

     Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения: «Такой же шарик. Такая же машинка. Варежки с разными рисунками».

     При знакомстве с игрой ведущую роль, первое время, беру на себя,

Использую разнообразные игровые приемы, создавая игровую ситуацию, вношу элементы новизны, сочетаю с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

     Как вы думаете. Если у детей интерес к игре пропадает, что необходимо сделать?

- Закончить игру или позаботиться об усложнении игры?

     Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, а если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игры.

     Для создания игр, использую самый доступный и простой материал: Деревянные и пластмассовые кубики, прищепки, футляр от киндер яйца, крышки от пластмассовых бутылок, мелкие игрушки, пирамидки, деревянные палочки от мороженого и т.д.

     В группе создано много материала на развитие тактильных ощущений, которые необходимы для развития у ребенка сенсорных способностей. Изготовлены многофункциональные пособия совместно с родителями:

«Любимый еж»

«Цветные шарики»

     На родительских собраниях рассказываю и готовлю выставки родителям о содержании работы по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а также о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.

     В работе с родителями используются и такие формы: семинары, практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тепло традиций. Родители не только слушают, но и принимают участие вместе с детьми.

     Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей.

     Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствует накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволит детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.

     «Презентация игр». Паспорт есть на каждую игру.

     Свое выступление хочу закончить притчей:

«Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, но  он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я. Он прошептал мне на ухо:  «Приди, поиграй со мной!».

     Давайте играть с детьми, удивляться окружающему, радоваться каждому дню, проведенному в Детстве!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального образования воспитателя. Тема: Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.

Тема:Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.В этом документе дана цель, перспективный план работы работы по данной теме, используемая литература....

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

Буклет по самообразованию "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"

Буклет по моей теме самообразования "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры" в первой младшей группе "Мотылек"...

Самообразование: "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится в...

Самообразование на тему «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры с

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать основн...