Консультация для родителей. Дидактические игры для детей с ограниченными возможностями развития
консультация

«Все мы родом из детства» писал в своем произведении «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» продолжал он. Но все же, что мы, будучи уже взрослыми, вспоминаем об этом счастливейшем и беззаботном периоде нашей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_ovz.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей

с ограниченными возможностями развития

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение.

Роль дидактической игры в процессе обучения детей с ОВЗ.

Дидактическая игра является одной из форм обучения детей. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержания, игровые действия, правила, результат. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

При использовании дидактических игр необходимо учитывать характер зрительной патологии; уровень сформированности зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; индивидуально-психологических особенностей личности ребенка.

Коррекционные задачи, решаемые в представленных ниже дидактических играх, связаны с повышением зрительно-двигательной активности детей, развитием их зрительных функций. Большое значение придается формированию у детей познавательных процессов: зрительного внимания и памяти, мышления, речи и воображении

 Главная роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Не секрет, что родители, чтобы не огорчить ребёнка, иногда стараются не заметить допущенной им ошибки, «подыгрывая» ему. В такой игре пропадает её главная ценность: воспитание воли, умения преодолевать горечь поражения, желание играть до победы. Если правилам не придаётся должного значения и в центре внимания детей оказывается выигрыш, они будут добиваться его любой ценой, а правила покажутся им чем-то ненужным, а то и помехой в достижении успеха. Изменить такое отношение детей к правилам игры, помогут ваша настойчивость и мотив - нарушим правило, выигрыш не засчитывается. Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними.  Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел, прогулок. Например, во время приготовления обеда можно предложить поиграть так: ребенок должен собрать в корзину предметы (но так, чтобы мама не видела), он загадывает загадку о каком - либо из них, выделяя главный признак предмета - его качество. Мама отгадывает. После этого они меняются ролями. Сколько полезных задач решено. Взрослые делают много открытий о своем ребенке: уясняют, что он знает, что умеет, в чем больше преуспевает; сами же незаметно для малыша многому его обучают. Необходимо внимательно изучать индивидуальные особенности своих ребят. Например, слишком возбудимым подвижным детям, советуем чаще предлагать настольно -печатные игры: «Лото», «Мозаика», «Разрезные картинки», «Кубики» и др. Детей с замедленной реакцией на слово, следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа: «Холодное - горячее», «Скажи наоборот» и др.В играх с малышами важно решать задачи воспитания сенсорной культуры. Для этого использовать в играх овощи, фрукты, ягоды («Узнай на вкус»): семена и листья кустарников, деревьев («Чьи это детки?», «Чей листочек?»): предметы обихода: («Покажи, о чем я скажу»): игрушки («Кто скорее соберет пирамидку?) и т.д Дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т. д...

Предлагаем поиграть с ребёнком дома

(дидактические игры по развитию речи)

"Закончи предложение" (употребление сложноподчинённых предложений) -Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу) -Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу) -Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу) -Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу) -Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела) -Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно) -Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)

-Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода) -Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты) -Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

"Режим дня"

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

"Кому угощение?"

( употребление трудных форм существительных)

Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

"Назови три слова"

(активизация словаря)

Ребенку задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

-Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

"Зоопарк"(развитие связной речи).

Ребенку дают картинку. Он должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:1.        Внешний вид;2.        Чем питается.

Взрослый должен отгадать, потом меняются ролями.

"Кто кем был или что чем было"(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

"Назови как можно больше предметов" (активизация словаря, развитие внимания).Ребенок и взрослый по очереди называют предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд.

"Подбери рифму"(развивает фонематический слух).

Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок, Песню пел в траве ... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

|        

"Назови части предметов"

(активизация словаря, развитие внимания).

Взрослый показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I        вариант: ребенок по очереди со взрослым называет части предметов.

II        вариант: ребёнок получает рисунок называет все части.

 «Что слышат наши ушки?»

Цель: учить детей безопасному движению в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы.

Ход: предложить детям услышать в какой части группы звучит негромкая мелодия, приблизиться к этому месту и по инструкции воспитателя: «Наши ушки слышат, где играет музыка, там мы будем танцевать!» пофантазировать свой танец.

«Маленькие ножки»

Цель: упражнять детей в познании свойств своего тела.

Ход: предложить детям пропеть веселую песенку про ножки и выполнить движения, о которых в ней говорится.

Маленькие ножки бег на месте

Бежали по дорожке

Бежали лесочком прыжки на двух ногах

Прыгали по кочкам

Прыг-скок, прыг-скок,

Прибежали на лужок поставить ногу на пятку

Потеряли сапожок

Развитие зрительного восприятия:

«Собери целое»

Цель: развивать целостное восприятие, мышление, внимание, память. Закрепить знания о строении тела домашних животных, расширять социально-бытовую ориентировку.

Ход: предложить ребенку рассмотреть чудо-книжку (домашние и дикие животные в разрезной книжке). Найти половинки от одного животного, назвать его, закрепив понятия «дикие», «домашние»

«Найди пару»

Цель: активизировать зрительное восприятие, развивать произвольное внимание, зрительную память, мышление, закреплять понятия «большой – маленький»

Ход: рассмотреть карты с изображением живой и неживой природы, предложить подобрать соответствующую картинку из маленьких карт.

«Зоркий глаз»

Цель: развивать зрительное восприятие, прослеживающую функцию глаза.

Ход: предложить рассмотреть наложенные друг на друга контуры предметов (геометрических фигур, животных); обвести пальцем или через кальку копировать фломастером, узнавая кто (что) спрятался в картинке

«Отгадай загадку»

Цель: развивать зрительное восприятие, активизировать зрительные функции при обследовании силуэтного изображения.

Ход: предложить детям рассмотреть силуэтные изображения животных (овощей, фруктов, деревьев), узнать и назвать их. Обвести внешний контур силуэтов, дорисовать их по желанию.

«Что забыл художник?»

Цель: развивать зрительное восприятие, развивать зрительную функцию: прослеживание при штриховке вправо-влево контурного изображения.

Ход: загадать загадку: «стоит Антошка на одной ножке, что это?» вот и художник нарисовал грибы, но очень спешил, поэтому оставил половину изображения не нарисованной. Предложить закончить изображение, пользуясь трафаретами по теме «Грибы».

«Кто (что) спрятался в картинке?»

Цель: развивать зрительное восприятие, закреплять умения зрительного обследования и умение анализировать, классифицировать предметы по признаку формы.

Ход: предложить подобрать к загадочной картинке (трафаретному изображению) силуэтное изображение, которое с ней совпадет по форме, по силуэтному изображению узнать и назвать объект.

Развитие мелкой моторики:

«Самолет»

Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление, произвольное внимание, связную речь.

Ход: предложить ребенку путешествие по зеленой лужайке, где живут интересные животные и насекомые. Решить проблему: найти недостающие детали картинок. Рассказать сказку о веселом путешествии.

Шнуровка «Ежик» и др.

Цель: развивать мелкую моторику, закреплять знания о жизни диких животных (ежа), его повадках, способах подготовки к зиме.

Ход: рассказать сказку о ежике, которому хочется покушать: «Шел ежик по дорожке и нашел… яблоко. Но как же ему донести? Помогут нам веселые шнурочки. Показать детям способы шнурования плоскостных изображений грибов, яблок, листочков.

Ориентировка в пространстве:

«Самолет»

Цель: развивать ориентировку в пространстве группы; закреплять понятия: лево, право, поворот, разворот; навыки направленного взгляда.

Ход: предложить детям превратиться в самолеты и выполнить движения по тексту.

Текст

Действия детей

Пролетает самолет

Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом

С ним собрался я в полет

Правое крыло отвел, посмотрел

Левое крыло отвел, поглядел

Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом

Я моторы завожу

И внимательно гляжу

Как пропеллеры: жу-жу

Вращают руки в локтевых суставах, поворачивают голову влево-вправо, взгляда пропеллеры (вращение рук)

Поднимаюсь в высь, лечу.

Встают на носочки, руки в стороны, начинают движение

Ж-ж, зз-жз-жж-жу-у-у

Летают, как самолеты

Поворот, разворот

Ж-ж, зз-жз-жж-жу-у-у

Движение с наклоном туловища при повороте

Я лечу над городами

Пролетаю над полями

Продолжение полета, повороты головы, взгляд чередуется влево, вправо, вниз, вверх

Над лесами я кружусь

Знаю скоро приземлюсь

Кружение

Вижу свой аэродром

Руками изображают бинокль, выбирают место посадки.

Отдохну-ка я на нем

Приседание

«Стрелоплан «Шоссе» (аэродром)

Цель: развивать прослеживающую функцию взора, умение ориентироваться на листе, развивать способность к сведению и разведению зрительных осей глаз.

Ход: предложить ребенку повторить движение самолета (машинки) взглядом, ориентируясь на стрелки, нарисованные посередине полосы. Педагог говорит: наш самолет (машина) движется по взлетной полосе (шоссе), мы взором скользим по правой стороне до конца полосы. Затем поворачиваем налево, делаем разворот, вернемся обратно, но по правилам дорожного движения – по левой стороне. Снова движемся вперед и вернемся назад. А теперь постарайтесь увеличить скорость и скользить взглядом быстрее.

«Разведчики»

Цель: развивать умение ориентировки в макропространстве (группе), учить находить предмет, опираясь на план группы.

Ход: предложить поиграть в разведчиков. Нас ждет важное задание: обнаружить донесение. У противника похищен план, где донесение спрятано. Предложить ознакомиться с планом и найти донесение помеченное крестиком.

Развитие компенсаторных функций:

«Шумящие коробочки»

Цель: развивать компенсаторные функции (слух); учить классифицировать звуки в коробочках парами по общему звучанию.

Ход: предложить рассмотреть коробочки в которых живет шум (горох, камушки, крупа и т.д.), позвучать ими и найти коробочки-подружки с одинаковым звучанием.

«Назови фрукты и овощи»

Цель: развивать компенсаторные функции (осязание), учить узнавать и называть фрукты и овощи в плоскостном изображении, развивать мелкую моторику.

Ход: предложить карточки с плоскостным изображением фруктов и овощей, выполненные из наждачной бумаги. Предложить с закрытыми глазами ощупать и назвать фрукт.

«Веселые запахи»

Цель: развивать компенсаторные функции (обоняние), учить по запаху определять помещение, в котором ребенок находится.

Ход: рассказать детям, что в мире много запахов и однажды они расшалились и разбрелись по свету. Некоторые попали в наш дет. сад. Провести экскурсию в мед. кабинет, кухню и т.д. и выяснить какие запахи там прячутся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Дидактические игры и занимательные задания по развитию речи"

Дидактические игры являются мощным средством для развития речи....

Консультация для родителей "Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей"

Консультация для родителей о роли дидактических игр в развитии детей....

Консультация для родителей «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей».

Консультация для родителей "дидактическая игра как важное средство умственного развития детей"....

Консультация для родителей. Дидактическая игра в жизни ребёнка для развития речи, памяти, мышления.

laquo;Игра имеет важное значение в жизни ребенка...Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» А....

Консультация для родителей «Дидактическая игра, как важное средство умственного развития детей»

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительно...