Консультация для родителей. «Речевое развитие детей 6-7 лет»
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей.

«Речевое развитие детей 6-7 лет»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_rechi_detey_6-7_let.docx170.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для

родителей.

«Речевое развитие детей 6-7 лет»

Подготовила воспитатель

подготовительной группы № 12

Войтова Елена Валерьевна

г. Нижний Новгород

Уважаемые родители!

Больше общайтесь со своим ребёнком словесно. Интересуйтесь его
мнением, его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку для общения, чтобы ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы он мог доверить вас свои проблемы переживания и успехи. Главный фактор
развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного
слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в
выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не заметил, что вы его
поправили. Конечно, главный источник речевых образцов - это
художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг,
обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит
ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже
полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне. Очень
внимательно надо отнестись ко всем дефектам и недостаткам в речевом развитии ребёнка, так как они негативно скажутся на обучении в школе.
Звукопроизношение.
К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и
работа идет по улучшению дикции, автоматизации звуков в речи. Дети не
затрудняются в произнесении слов любой структуры, применяя
многосложные слова в предложениях. Конечно, совсем новое слово может
вызвать затруднение в произнесении, требуется выбрать более медленный
темп речи, произнесение по слогам, чтобы трудное слово воспринялось и
запомнилось правильно. Очень важно именно первый раз безошибочно
произнести новое слово, а затем закрепить его в разных предложениях.
Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а
также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой
наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок
будет писать, как говорит.
Обучение грамоте.
К 6 годам ребенок в состоянии овладеть основами грамоты: познакомиться со всеми буквами алфавита и знать их; проводить звуковой
анализ слов; анализировать предложения (по словесному составу) и
составлять их из слов и букв азбуки (3-5 слов); читать по слогам и целыми
словами несложные тексты. Если ребенок не владеет всем перечисленным, с
ним следует позаниматься дополнительно. Ребенок должен уметь делить
предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и
синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место
звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые
согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность
ребёнка к школе?
Предлагаем игры на кухне по развитию речи детей:
1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в
названии которых есть звук [с].
2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить
из этих фруктов и овощей.
3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть
звук [ч], а затем [р].
4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].
5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.
6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки..., пять ложек.
7. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с
красными цветами. По вечерам.......
8. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она....
Игры для развития связной речи:
Игра "Интервью"
Интервью- беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению
или в газете.
Репортер- тот, кто задает вопросы.
Респондент- тот, кто отвечает на вопросы.
Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите
детей что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и
обратным счетом. Затем распределяются роли. Обсуждаются возможные
темы. Настраивается магнитофон. Репортеры начинают задавать вопросы.
Возможные темы: обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной
книги, самого интересного события за неделю.
Варианты игры:1) родитель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у
родителя.
Игра
"Картинки-загадки"
Сначала родители обыгрывают ситуацию между собой, а ребёнок наблюдает.
Затем ребёнок выбирается водящим, а родители садятся на стулья, они
должны отгадывать. На столе стоит большая коробка, в которой лежат
маленькие картинки с изображением различных предметов (можно
использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к коробке и берет одну из картинок. Не показывая ее
ребёнку (родителям), он описывает предмет, нарисованный на ней. Ребёнок
(родители) предлагает свою версию. Следующим водящим становится тот,

кто первый отгадал правильный ответ.

  “Скажи по-другому”
Задача: научить дошкольника использовать синонимы.
Попросите ребенка придумать как можно больше слов, которые подошли бы к предложенному вами слову или словосочетанию в качестве синонимов. Например: быстро — скоро, сразу, мгновенно, живо; цветок завял — зачах, высох; день дождливый — мокрый, сырой, ненастный. В такую игру можно играть ситуативно: на прогулке, например, подбирать синонимы к тому, что встречается по дороге.

  “Найди каждому домик”
Задача: научить определять слоговый состав слова.
В такую игру очень удобно играть, используя детали конструктора или небольшие одинаковые квадраты из картона. Подготовьте игрушки, которые нужно будет заселить в домики. Подбирайте такие, чтобы слово состояло из 1-3 слогов, не больше: кот, лиса, машина. Предложите ребенку расселить их в домики по следующему принципу: сколько слогов в слове, столько окошек в домике. Так, для слова “кот” понадобится одинарная деталь конструктора или один картонный квадратик, а для слова “машина” — тройная деталь или три квадратика. Если ребенку понравится “расселять” игрушки, можно предложить ему позвать гостей к новоселам и расположить их по такому же принципу.

  “Посчитай”
Задача: показать дошкольнику, как образуется множественное число существительных, как согласуется существительное с числительным.
Возьмите игрушку и предложите ребенку посчитать так, если бы таких игрушек было много. Например, у него есть одна машинка. 2,3,4 — машинки; 5-10 — машинок. Посчитайте так же зайцев, собак, дома, цветы и пр.

  “Из простого — сложное”
Задача: показать дошкольнику, как из двух простых слов получается сложное.
Предложите ребенку заменять длинные фразы на словосочетания из двух слов. Взрослый называет фразу, а ребенок изменяет ее так, чтобы получилось существительное и одно сложное прилагательное. Например:
у собаки длинный хвост — собака длиннохвостая;
радуга состоит из семи цветов — радуга семицветная;
у девочки голубые глаза — девочка голубоглазая;
хлеб только что испекли — свежеиспеченный хлеб;
бабочка с яркими крыльями — яркокрылая бабочка;
станок обрабатывает дерево — деревообрабатывающий станок.

“Мое слово”
Задача: дошкольник тренируется согласовывать существительные с местоимениями “мой”, “моя”, “мое”, “мои”.
Для игры можно использовать мяч. Взрослый называет слова, ребенок должен отвечать чьи они. Важно следить, чтобы ребенок согласовывал местоимение и существительное правильно. Например: слон - мой, кошка - моя, дерево - мое, очки - мои. Можно изменить условия: взрослый в произвольном порядке произносит одно из четырех местоимений, а ребенок придумывает подходящее слово (мой - мяч, мое - одеяло и т.д.).

  “Как правильно сказать?”
Задача: дошкольник тренируется образовывать прилагательные от существительных.
Взрослый предлагает фразы, а ребенок придумывает правильное прилагательное-определение. Примеры фраз:
Если за окном жара, то день (жаркий).
Если на ботинке грязь, то ботинок (грязный).
Если человеку не везет, то человек (невезучий).
Если молоко приносит пользу здоровью, то молоко (полезное).
Если роза источает аромат, то роза (ароматная).
Если человек делает другим добро, то человек (добрый).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Совершенствование речевого развития детей посредством игровых технологий в реализации ФГОС ДО»

Использование игровых технологий в сочетании с пальчиковой и дыхательной гимнастикой и самомассажем пальцев и кистей рук способствует  обогащению словаря, развитию связной  грамматически пра...

Консультация – практикум «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Консультация – практикум  «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация "Нормы речевого развития детей 3 - 4 лет "

Характерные особенности развития речи детей в 3 – 4 года...

Консультация "Характеристика речевого развития детей 4-5 лет"

Консультация дл родителей по речевому развитию...

Консультация «Проблемы речевого развития детей и пути их решения»

Речь – это явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок...

Консультация "Особенности речевого развития детей 6-7 лет"

Предлагаю консультацию для родителей. Важно знать речевые особенности детей на новый учебный год....