Формирование речевой деятельности
консультация

Лимонова Марина Сергеевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechevoy_deyatelnosti.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевой деятельности

Речевое развитие играет важную роль в процессе общего развития ребенка. Зная специфику этого процесса и его основные этапы, вы можете понять, насколько у вашего ребенка развиты речевые навыки. Рассмотрим подробнее дошкольный (3 – 7 лет) речевой период.

Это период интенсивного речевого развития, когда у ребенка наблюдается бурный рост словаря, формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями. Идет дальнейшее формирование грамматических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования. Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений.  

В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное формирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи. Процесс формирования фонетической стороны речи делится на 4 этапа:

1 этап (от 3 до 4 лет).

В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических недостатков произношения. Они являются результатом возрастных особенностей строения речевого аппарата, когда дети еще не могут правильно произносить все звуки. Для этого этапа характерно:

  • смягченное произношение согласных звуков;
  • замены свистящих и шипящих звуков на Т-ТЬ, Д-ДЬ.
  • еще не сформированы сонорные звуки Л, Р, РЬ (пропуски, замены) и аффрикаты Ц,Ч=ТЬ (цапля=тяпля, мамочка=мямитька).

2 этап (от 4 до 5 лет).

к 4 годам:

  • исчезает смягченное произношение;
  • появляется дифференциация звуков ЛЬ-J;
  • формируются свистящие, появляются шипящие;
  • недифференцированное употребление свистящих и шипящих звуков;
  • еще могут быть несформированными сонорные звуки; Ц, Ч.

3 этап (от 5 до 6 лет).

В 5 лет дети:

  • уверенно пользуются свистящими и шипящими звуками, аффрикатами;
  • формируются сонорные звуки Р, Рь  и Л и их дифференциация;
  • пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: конфеты, яблоки.).

     К 5-6 годам дети не только правильно произносят, но и различают все фонемы родного языка.

 4 этап (от 6 до 7 лет).

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов, нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка формируется как полноценное средство общения.  

Дети овладевают умением воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконaполняемости. Возможны отдельные ошибки, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего один-два раза поправить ребенка, дать образец правильного произношения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении слова, и ребенок достаточно быстро введет новое слово в свою самостоятельную речь.

Дети не только правильно произносят, но и различают на слух все фонемы родного языка. А это свидетельствует о том, что у детей сформирована готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для успешного овладения грамотой.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующие мнение о том, что звуко-произносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, — глубоко ошибочно.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной движений органов, участвующих в речевом процессе.

Гимнастика направлена на:

  • Улучшение подвижности артикуляционных органов.
  • Укрепление мышечной системы языка, губ, щек.
  • Обучение ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.
  • Подготовку ребенка к правильному произношению звуков.

 Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут.

Приведем примеры простых игр на развитие речи, которые легко освоит любой родитель и сможет играть в них не только дома, но и адаптировать для прогулки или поездки в транспорте.

Для формирования чистого звукопроизношения необходимо систематическое выполнение артикуляционной гимнастики; заучивание стихотворений, скороговорок.

Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза:

Игра «Посмотри и назови». При рассмотрении иллюстраций, ребёнку предлагают найти и перечислить лишь те, в названии которых есть определённые звуки. 

Игра «Назови слова с нужным звуком». После заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определённые пары звуковребёнку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки (Напр звуки С и Ш). Вымыли мышки миски для мишки. Назвать слова сначала только со звуком С, а потом только со звуком Ш.

Для обогащения словарного запаса регулярно читайте детям книги, особенно, детские энциклопедии. Чем шире знания ребёнка об окружающем мире, тем богаче его словарь.

Игра «Назови одним словом». Молоток, пила, отвёртка – всё это…(инструменты). Помидор, огурец, капуста – это…(овощи).

 Игра «Подбери действия» (что делает врач, что можно делать ножом).

«Опиши предмет». Рассказать о какой-нибудь игрушке или любом другом предмете (посуда, мебель, продукт), используя как можно больше неповторяющихся слов.

«Скажи наоборот». Эта игра помогает расширять словарный запас за счет подбора слов-антонимов. Взрослый называет слово, а ребенок называет слово «наоборот»

 «Назови детали». Называть детали, из которых состоит предмет.

Например: «Это кастрюля, у нее есть ручки, крышка, стенки, дно»; «Это стул, у него есть сиденье, спинка, ножки»; «Это сапог, у него есть подошва, каблук, застежка».

 Чтобы сформировать грамматический строй речи, всегда поправляйте грамматические ошибки в речи детей.

Игра «Назови детёнышей различных животных» (у лошади – жеребенок, два жеребенка, пять жеребят). Проверьте, как легко удается изменять фразу «варенье из клубники», какое варенье? – «Клубничное варенье». А если варенье из смородины?

Игра «Покажи стрелкой» «Чей хвост? – Лисий», «Чья грива? – Лошадиная» и т.д.

Игра «Прятки» и закрепить предлоги «под», «за», «перед», «между», «из-за», «из-под». Возьмите шкатулку, несколько игрушек и прячьте их.

Развитие связной речи ребёнка является приоритетным направлением в системе дошкольного образования. Научить ребёнка воплощать свои мысли в развёрнутое речевое высказывание можно с помощью пересказа коротких текстов, составления описательных и повествовательных рассказов.

 Учитывая, что у детей дошкольного возраста ведущим является наглядно - образное мышление, целесообразнее при этом использовать картинки, серии картинок, игрушки или натуральные предметы.

Использование серии картинок в работе по речевому развитию помогает сформировать у ребёнка элементарные знания о структуре рассказа (начало, середина, конец, установить логическую последовательность изображённых событий, воспроизвести все смысловые звенья рассказа. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию речевой деятельности у детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР IIIур.р.р.(1год обучения)

Перспективный план развития речевой деятельности у детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР III ур.р.р, 1 год обучения направлен на развитие лексико - грамматических навыков и связной ре...

Планирование работы логопеда по формированию речевой деятельности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ФФНР (подготовительная группа)...

«Формирование речевой деятельности во время реализации проекта»

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая...

Перспективный план работы по формированию речевой деятельности детей старшей группы (лексико-грамматической стороны речи)

Перспективное планирование в старшей группе для детей с ОНР I и II уровня , разработано по программе Н.В. Нищевой. Перспективное планирование отличается тем, что из него исключены обучение грамоте и о...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ По формированию речевой деятельности детей

Перспективный план предусматривает овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты...

Формирование речевой деятельности у неговорящих детей дошкольного возраста

Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность и адресована детям с тяжёлым недоразвитием речи. Программа направлена на формирование и развитие всех функций речи....

Формирование речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста на НОД по экологическому развитию детей

Консультация для педагогов по формированию речевой деятельности у старшего дошкольника на НОД по экологическому развитию....