семинар для родителей "О детском чтении"
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Сандалова Надежда Михайловна

семинар-практикум "О детском чтении"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад «Газовичок»

«Семинар – практикум «Чтение – дело семейное»

Разработала и провела:

воспитатель

Сандалова Н.М

Г.Надым 2021 г

Цель 

Вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе на основе семейного чтения для дальнейшего развития речевой активности детей, так как по ФГОС они являются полноценными участниками учебного процесса.

Задачи в соответствии ФГОС ДО:

  • На основе пропаганды книги - оказать помощь родителям в знакомстве с книжной культурой, расширить представление родителей о детской литературе
  • Повысить компетентность родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений

Актуальность:

  • Проблема снижения интереса к чтению – одна из самых серьёзных и актуальных в нашей стране.
  • Чтение художественной литературы — одно из лучших средств педагогического воздействия: оно не просто открывает для ребёнка возможность приобщиться к культуре и знаниям, но помогает научиться размышлять, понимать мотивы человеческого поведения, знакомит с духовными ценностями. Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
  • Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Именно родители во многом определяют круг читательских и интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели - воспитанию настоящего читателя.
  • Мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.

Предварительная работа:

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в

работе по приобщению детей к художественной литературе были использованы различные формы работы:

  • Анкетирование для родителей «Чтение художественной литературы».
  • Консультация «Роль книги в жизни детей»
  • Посещение библиотеки с родителями
  • Выпуск фото газеты «Знакомство с детскими писателями» (Встречи в литературном кафе)
  • Книжка – раскладушка для родителей «Сказка в жизни ребенка»
  • Памятка «Правила обращения с книгой»
  • Анкета для родителей «Традиции семейного чтения».
  • Знакомство родителей со сценарием и распределение ролей для сюжетной игры

Материалы и атрибуты:

  • Презентация проекта «Встречи в литературном кафе»
  • Список литературных произведений для детей старшего
  • дошкольного возраста
  • Выставка книг
  • Выставка детских рисунков по произведениям Н. Носова
  • Книжка – самоделка по творчеству А. Барто «Игрушки»
  • Сценарий сюжетной игры «Про Белочку Глашу»
  • Шапочки для персонажей сюжетной игры
  • Анкета для родителей «Традиции семейного чтения».
  • Правила ведения читательского дневника

Основные этапы проведения «Семинара – практикума «Читаем вместе»:

  • 1 Этап организационный: настрой родителей на изменение своих представлений о детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, привлечение внимания родителей к тому, что только с их помощью можно осуществить необходимое воздействие на детей. 
  • 2 Этап основной: мотивация родителей к традиции семейного чтения
  • 3 Этап заключительный: привлечь внимание родителей к связи художественного слова и развитию речевой активности детей

Содержание первого этапа (организационный)

  • Чтобы все участники семинара были активны, инициативны, придерживались следующих правил:
  1. Время свято – говори ясно и сжато.
  2.  Закон один: все слушают, когда говорит один.
  3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
  •  Книга древний источник информации. Ему около 2,5 тыс. лет. В начале прошлого века один за другим появились новые источники информации – кино, радио, телевидение…И люди стали меньше читать. Тут и возникли

пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого и вот-вот

 умрет…

  • Педагог предлагает родителям обсудить данное высказывание.
  • Просмотр и обсуждение презентации «Встречи в литературном кафе»

Содержание второго этапа (основного):

Общение – это важно! 

Родители во многом определяют круг читательских интересов дошкольников. Раньше существовала традиция семейного чтения вслух, когда все члены семьи высказывали свое мнение о прочитанном, отвечали на вопросы ребенка. К сожалению, сейчас эта традиция практически не сохранилась.  

Роль семейного чтения в развитии интереса ребёнка к чтению:

Показать, как нужно работать с книгой. Ее нужно не просто читать ребенку, но и вместе рассматривать иллюстрации, предложить ему ответить на вопросы по содержанию текста, особо останавливаясь на определении поступков героев, оценки их действий в той или иной ситуации, предложить пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке, нарисовать полюбившегося героя. (Знакомство с выставкой детских рисунков)

  • Рекомендации по обсуждению, обыгрыванию воспринятых художественных

 произведений (на примере обыгрывания сюжета «Про Белочку Глашу».

Цель: Показать родителям возможности сказок для воспитания ребенка.

Если же у кого-то принято семейное чтение, организовать обмен опытом.

Вывод: Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. Листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли. Вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения

общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.

Содержание третьего этапа (заключительного):

  • Усвоение основного принципа организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову: ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция.

  • Художественное слово – основа правильной речи.

Л.С. Выготский говорил, что «Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов различных по своей направленности. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает речь, речевое творчество, воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки».

Поэтому одной из основ для развития речи у детей дошкольного возраста является знакомство дошкольника с художественным словом. Первым и основным руководителем чтения является семья.

Вывод: Знакомство детей с художественной литературой даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга

  • Домашнее задание:
  • Предложить хорошо забытое старое - вести «Читательский дневник».
  • Раздача анкет для родителей «Традиции семейного чтения»;
  • Рекомендаций: «Как вести читательский дневник»;
  • Памяток «Как обсуждать с ребенком прочитанную книгу»

Результаты мероприятия:

  • Установление контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе
  • Приобщение к традиции семейного чтения. Использование родителями на практике художественного слова, как важнейшего источника и средства развития всех сторон речи детей.

Использование крылатых и образных выражений по тематике семинара: «Чтение – дело семейное»:

«Сказанное слово -  было, да - нет, а написанное ждет век»

«Книги не говорят, да правду сказывают»

«С книгой жить – век не тужить»

«Хорошая книга – лучший друг»

«Чтение – к мудрости движение»

Рефлексия:

  • Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами в воспитании детей и объединят усилия для достижения эффективных результатов.
  • Научит максимальному использованию воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
  • Ребенок, которого учили читать принудительно,

 неохотно пользуется этим своим умением.  

  • Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы.

Список литературы:

1. Гурович Л. М. Ребенок и книга [Текст]: Учебное пособие / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. В. Логинова; Под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1992. – 62 с.

2. Куликовская Н. «Увлечь книгой», ж. «Дошкольное воспитание», №5 2007, стр. 33-41

3. «Чтение художественной литературы и его организация в детском саду» Максимова С. И. (кандидат педагогических наук) // Детский сад: теория и практика № 2, 2013

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. *Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

5. ФГОС ДО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР -ПРАКТИКУМ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМИНАРА -ПРАКТИКУМА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РАСКРЫВАЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ". В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПОКАЗАНА МЕТОДИКА  ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕ...

Консультация для родителей по вопросам детского чтения «Как превратить чтение в удовольствие?».

В консультации даны 11 советов детского писателя В. Левина, как превратить чтение в удовольствие. Материал может быть полезен родителям и воспитателям ДОУ....

Памятка для родителей «Детское чтение» - это не просто чтение.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300548","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","width":"215"}}]]...

Памятка для родителей «Детское чтение» - это не просто чтение.

Чтение – процесс творческий. Результат такого творчества зачастую не материален, но имеет огромную ценность. Текст надо не просто механически произносить, но и обыгрывать, не торопиться, создава...

Методическая разработка. Семинар-практикум для воспитателей Чтение в семейном кругу как источник формирования интереса к художественной литературе.

  Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитани...

Круг детского чтения: рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям с общим недоразвитием речи

Главная ная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текс...

Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".

Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...