Фонематический слух - основа правильной речи
консультация

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители.
Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при
освоении ребёнком родного языка. Самые распространённые трудности – со
звуками. Сразу правильно и чётко произносить все согласные получается
далеко не у всех.
Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать
«проблемные» звуки, но и от умения их различать.
Физический слух – это способность слышать окружающие звуки.
Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи.
Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить,
различать звуки речи.
Фонематический слух является основой для понимания смысла
сказанного. Ведь заменив в слове даже один звук, мы можем получить
совершенно иное слово: «Дом-том», «бочка-почка», коза-коса» …
Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает
звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность
человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно
различать, анализировать и дифферен - цировать на слух фонемы (звуки, из
которых состоит наша речь). Это умение и называется фонематическим
слухом.
Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может
сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Всем детям необходимо
развивать фонематический слух, особенно детям с речевыми проблемами.
Порой ребёнок не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Тренировать фонематический слух просто необходимо! Чем раньше с
ребёнком начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее
будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.
Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру. Давай
поиграем!
Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вскоре
Вы заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается
найти правильную артикуляцию, исправить дефектное произношение.
Игры на развитие фонематического слуха.
1. Поймай звук.
Цель: развивать умение слышать заданный звук, «поймать» заданный
звук.
 
Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А»: О-
У-А-И-Э…
Аналогичная работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.
2. Повтори за мной.
Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым
цепочку гласных звуков в разной последовательности.
Попросите ребёнка повторить за вами звуки:
А-О-И, И-У-Ы, …
И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, …
АО, ИУ, ЫА, УЭ…
АО - ИУ, ЫА - УЭ…
3. Назови одинаковый звук в словах.
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с
одинаковым звуком.
Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: Собака,
колбаСа, ноС – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в
этих словах.
4. Назови первый звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука
в слове.
Взрослый показывает игрушку (картинку), например, слон и
предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Взрослый
говорит: СССлон.
Затем показывает игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и
просит «Назови первый звук в слове».
5. Назови последний звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука
в слове.
Взрослый показывает игрушку (картинку), например, кот и предлагает
определить, какой звук в конце слова. Для этого - проговаривать чётко слово
и последний звук голосом выделять громче: коТ, соМ, трактоР, малыШ…
Затем показывает игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и
просит «Назови последний звук в слове».
6. Придумай имя (слово).
Цель: учить подбирать слова на заданный звук.
Придумай имя на заданный звук, например, звук С – Слава, София,
Света, Сергей; сок, сумка, слон, салат…
7. Отвечай, не торопясь.
Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с
определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова с
одинаковым звуком.
Задания на сообразительность, проверить, как ребёнок научился
слышать и выделять определённые звуки в словах.
 
- Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К... (кукла,
кубики, карандаши, книга...);
- Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина…);
- Придумай слово, которое начинается на последний звук в слове -
самолёт.
8. Собери слово.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Взрослый: Я назову звуки по очереди, а ты соберите слово: О, С, А –
оса, Ж, У, К – жук,
К, О, З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…
9. Разбери слово.
Цель: формирование навыка звукового анализа и синтеза.
Взрослый предлагает ребёнку разобрать слово на звуки: бык – Б -Ы-К,
роза – Р-О-З-А, машина – М-А-Ш-И-Н-А…
Уважаемые родители! Развивая фонематический слух, Вы облегчите
ребёнку процесс освоения чтения и письма.
Удачи Вам и Вашим детям! И пусть фонематический слух будет в
 
порядке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh_-_osnova_pravilnoy_rechi.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Фонематический слух - основа правильной речи»

Учитель-логопед: Таранцова Е. Н.

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении ребёнком родного языка. Самые распространённые трудности – со звуками. Сразу правильно и чётко произносить все согласные получается далеко не у всех.

Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать.

Физический слух – это способность слышать окружающие звуки.

Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи.

Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом-том», «бочка-почка», коза-коса» …

Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифферен - цировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение и называется фонематическим слухом.

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Всем детям необходимо развивать фонематический слух, особенно детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Тренировать фонематический слух просто необходимо! Чем раньше с ребёнком начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.

Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру. Давай поиграем!

Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вскоре Вы заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию, исправить дефектное произношение.

Игры на развитие фонематического слуха.

  1. Поймай звук.

Цель: развивать умение слышать заданный звук, «поймать» заданный звук.

Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А»: О-У-А-И-Э…

Аналогичная работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.

  1. Повтори за мной.

Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым цепочку гласных звуков в разной последовательности.

Попросите ребёнка повторить за вами звуки:

А-О-И, И-У-Ы, …

И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, …

АО, ИУ, ЫА, УЭ…

АО - ИУ, ЫА - УЭ…

3. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: Собака, колбаСа, ноС – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

4. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Взрослый показывает игрушку (картинку), например, слон и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Взрослый говорит: СССлон.

Затем показывает игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и просит «Назови первый звук в слове».

5. Назови последний звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Взрослый показывает игрушку (картинку), например, кот и предлагает определить, какой звук в конце слова. Для этого - проговаривать чётко слово и последний звук голосом выделять громче: коТ, соМ, трактоР, малыШ…

Затем показывает игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и просит «Назови последний звук в слове».

6. Придумай имя (слово).

Цель: учить подбирать слова на заданный звук.

Придумай имя на заданный звук, например, звук С – Слава, София, Света, Сергей; сок, сумка, слон, салат…

7. Отвечай, не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова с одинаковым звуком.

Задания на сообразительность, проверить, как ребёнок научился слышать и выделять определённые звуки в словах.

- Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К... (кукла, кубики, карандаши, книга...);

- Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина…);

- Придумай слово, которое начинается на последний звук в слове - самолёт.

8. Собери слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Взрослый: Я назову звуки по очереди, а ты соберите слово: О, С, А – оса, Ж, У, К – жук,

К, О, З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…

9. Разбери слово.

Цель: формирование навыка звукового анализа и синтеза.

Взрослый предлагает ребёнку разобрать слово на звуки: бык – Б -Ы-К, роза – Р-О-З-А, машина – М-А-Ш-И-Н-А…

Уважаемые родители! Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма.

Удачи Вам и Вашим детям! И пусть фонематический слух будет в порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фонематический слух-основа речи»

СЕМИНАР -  ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  для РАЗВИТИЯ  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С ОНР...

Фонематический слух - основа речи

Фонематический слух - основа речиКакой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостато...

Семинар-практикум "Фонематический слух - основа речи"

В ходе практикума родители узнают об игровых способах развития фонематического слуха у детей с ОНР....

Фонематический слух-основа речи

Для того,чтобы избежать проблем обучения, связанных с правописанием и чтением в школе, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать навыки внимательного восприятия звуков, точно дифференцировать все...

Фонематический слух-основа речи (семинар-практикум для родителей)

Данныф методический матерал содержит теоретические аспекты о важности и сущноси фонематического слуха, а также представлена подборка упражнений, с помощью которых родители смогу дома развивать фонемат...

Консультация для родителей "Фонематический слух - основа речи".

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой....

Семинар-практикум для родителей «Фонематический слух-основа речи»

Познакомить родителей с игровыми способами развития фонематического слуха у детей....