«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия (младшая группа)

Сулеева Таслимя Нурутдиновна

Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №125»

Родительское собрание

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

                                                                   

  Подготовила: Сулеева Т.Н.

Пять да пять - родные братцы,

Так и вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

держат все они лопатку.

Не скучают, а играют.

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать?

Действительно, это пальцы.

Уважаемые родители! Представляю вам тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Еще Аристотель говорил: «Рука это инструмент всех инструментов», известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки».  Писатель и мыслитель Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: « ... он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук ... »

 Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пять сыновей», «Рука руку моет, а две руки - лицо», «Глаза боятся, а руки делают»   В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать.   Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?                                                                      Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается огромной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах

карандаш. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка.

Последнее время родители забыли,  стали забывать, что такое сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх только  развлечение, а не развитие мелкой моторики. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебирать и  раскладывать красную и белую фасоль» , горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и

бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы. Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений:                                                                        - Давайте познакомимся, чем же в свободной деятельности занимаемся с малышами мы

Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.

Сматывание цветных ниток в клубочки

Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

Игры,  где требуется что-то брать, вытаскивать, сжимать- разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать – откручивать и т.д.;

Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т.д.;

Штрихование под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий.

Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т.д.;   Одевание и раздевание игрушек;

Лепка из пластилина и теста. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции — раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.

В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям.

 - Как вы думаете, что ещё очень хорошо развивает мелкую моторику рук, крупную моторику, а так же связную речь ребенка, не требуя никаких дополнительных пособий, точнее эти пособия всегда с вами?- это пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

способствует овладению навыками мелкой моторики;

помогает развивать речь;

повышает работоспособность головного мозга;

развивает внимание, память, мышление;

развивает тактильную чувствительность;

Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках.                                      Игры со счетными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные

палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на

улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение,

познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными

пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

Игры с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и

упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в

красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Еще одним способом развития мелкой моторики рук ребенка является оригами – конструирование из бумаги который к тому же, может стать  еще по –настоящему интересным семейным увлечением.  Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, – это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.
Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок.

Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно, вам не раз придется показать тот или иной прием.                                                                                                                                      Вот несколько самых поделок, которые вы можете сделать со своими детьми.

Техника оригами «Стакан».

1.Сложим квадрат бумаги по диагонали, чтобы

получился треугольник.

2. Сложим треугольник пополам и развернем его.

3. Левый нижний угол треугольника соединим с центром противолежащей стороны.

4. Теперь загнем нижний правый угол вверх.

5. Отогнем треугольники один назад, а другой вперед.

https://naurok.com.ua/uploads/files/2989/79113/84331_html/images/79113.015.jpg

Лисёнок - простая модель оригами для малышей

Берём квадрат

2. Сгибаем по диагонали

3. Отгибаем верхний угол вниз к

4. Боковые углы отгибаем наверх центру

5. Переворачиваем

6. Рисуем мордочку.

8. Отгибаем один острый угол в сторону

7. Другой квадрат также как в п.2 (хвостик)

складываем по диагонали. Склеиваем обе части.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/901899/pub_5e69d3056e5c882ac354c5ae_5e69d338f4235c367b77122a/scale_1200

Кот из бумаги.

Подготовьте квадратик любого цвета.

Согните его по диагонали.

Полученный треугольник сложите пополам и разверни (чтобы отметить

сгибом центр). Разверните ушки кота (нижние углы полученного

треугольника) наверх и в стороны.

Загни верхний двойной уголочек в сторону ушек.

https://e-ipar.ru/wp-content/uploads/2019/12/image1-9.jpg

Памятка для родителей

как можно чаще, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть

пройдет по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить,

что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. Например: «это

лабиринт в замке Снежной королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему,

не касаясь стенок, иначе она замерзнет».

Для развития рук полезно обводить любые вкладыши, не менее

полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным

углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штриховка

получится разной степени интенсивности: от белого, еле заметного до яркого,

темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны

образцы, так что штриховать придется и вам.

Можно обводить все, что попадается под руку: дно стакана,

перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для

этой цели формочки для приготовления печенья или кексов.

Дошкольнику вполне под силу пришить настоящую пуговицу

настоящей иголкой, под вашим наблюдением, конечно.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать

можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д.

можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев

деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные

дырочки тоже полезно.

На листочке в клеточку нарисуйте несложную дорожку, если малышу

не составит труда ее точно перерисовать, нарисуйте дорожку посложнее.

Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги –

задание на тренировку руки и развитие аккуратности.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему

порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами

одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом

по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, или бусы, или еще что-нибудь. Лучше всего закончить рисунок фломастерами, карандашами.

Анкета для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

  1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

- Затрудняюсь ответить

- Нет

  1. Как вы думаете с какого возраста нужно начинать ее развивать?

- В младенчестве

- 3-4 лет

- 7 лет

  1. В какие игры вы играете с ребенком для развития моторики рук дома?

____________________________________________________

  1. Какой материал используете в игре с ребенком?

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки, нитки

- Конструктор, мозаика

- Кубики, пирамидки, матрешки

  1. Где берете информацию о развитии мелкой моторики?

- В детском саду

- В интернете

- Подсказывает своя интуиция

  1. Нравится ли ребенку играть в игры на развитие мелкой моторики?

- Нет

  1. Готовы ли Вы помочь сделать своими руками игры для развития мелкой моторики рук наших детей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов.  Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

В данной вы найдёте ответ на вопрос: "Что такое мелкая моторика рук, чем она важна и как её развивать?"...

Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из показателей интеллектуального развития  детей дошкольного возраста является  уровень развития мелкой моторики рук. У  этих  детей  отстает техника движения и  та...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития

В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсир...