ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья (старшая группа)
Актуальность проблемы формирования чувства патриотизма у детей дошкольного возраста не вызывает сомнения. В российском этносе идея патриотизма всегда рассматривалась в широчайшем диапазоне, включая вопросы национального самосознания, исторической миссии России и выбора путей ее развития. Сегодня патриотизм призван стать важной движущей силой окончательного преодоления кризиса российского общества. В то же время, чувство патриотизма не возникает спонтанно. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного процесса, начинающегося с самого раннего возраста.
Важность патриотического воспитания на современном этапе очень велика. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственности воспитания, включающая в себя воспитание любви к своей Родине: это любовь к семье, родному дому, природе, истории и культуре своего родного города и края, бережное отношение ко всему, что создано старшим поколением и сохраняется земляками. Зарождаясь из любви к малой Родине, патриотические чувства перестают в любовь к Отечеству [6]. Значимость патриотического воспитания подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, Стратегии развития образования Белгородской области на 2013-2020 г.г. и др., в которых говориться о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему, с целью формирования у юного поколения целевых ориентиров, способствующих гражданскому становлению личности и освоению общечеловеческих ценностей.
Воспитание будущего гражданина Отечества на культурно-исторических традициях региона – начало формирования социально значимых ценностей и чувств ребенка: бережного отношения к земле, трудолюбия, гостеприимства, памяти о предках [4].
Современный подход к патриотическому воспитанию предполагает ориентацию на эмоциональное познание прошлого и настоящего края, создание условий для организации содержательной деятельности и общения детей со взрослыми и сверстниками (из ФГОС ДО), насыщение их повседневной жизни яркими впечатлениями среды. И эта задача, как нельзя лучше раскрывается в краеведческой деятельности, где заложены возможности для развития дошкольников, их патриотического воспитания: она позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий и походов изучать страну, начиная с малой Родины, патриотические, трудовые, военные, духовно-нравственные традиции народа. С полной уверенностью можно сказать, что главная задача краеведческой деятельности – соединять прошлое и будущее через настоящее, обогащая личность воспитанника духовным наследием прошлого [1].
Возможность воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенная в краеведческой деятельности не реализуется сама по себе – необходима целенаправленная, систематическая деятельность воспитателя, тесное взаимодействие со специалистами ДОУ, семьей и социумом.
Основными формами краеведческой деятельности дошкольников является тематические прогулки, экскурсии, походы, наблюдение. Эта деятельность дает детям возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы формирует образы малой Родины и Отечества [3]. Подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование.
Методы воспитания – игра, игровые приемы как основа развития ребенка в дошкольном возрасте. Такая организация позволяет дошкольникам активно включаться в процесс краеведческой работы.
В нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на основе краеведческого материала необходимо учитывать следующее:
- ознакомление дошкольников с родным городом Белгородом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей образовательной программы дошкольного образования, решаемых на фоне краеведческих материалов;
- введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам;
- формирования личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни родного города Белгорода, создание условий для активного приобщения детей к социальной деятельности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг;
- развитие музейной педагогики, дающей возможности наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего [5];
- осуществление деятельностного подхода в приобщение детей к истории, природе города Белгорода, т.е. выбор именно той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представление об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, рисование, проведение экскурсий, деятельности по благоустройству города, охране природы и т.п.);
- привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья в отечественных традициях и праздниках (Масленица, Рождество, Пасха и др.), познакомиться с жителями Белгорода – носителями социокультурных традиций в области различных трудовых ремесел, песен, танца и т.п.;
- осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность;
- создание такой развивающей предметно – пространственной среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.);
- организация работы с родителями (консультации, рекомендации, беседы, привлечение к участию в проектной деятельности, созданию мини-музея в группе).
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольника с родным городом Белгородом рекомендуем учитывать следующие принципы:
- Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий [2].
- Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а так же ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопления им опыта, особенности эмоциональной и познавательной сферы и др.
- Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п., и состоит в естественном включении краеведческого материала в образовательную программу дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой; сочетание всех видов деятельности с историко-культурными особенностями Белгорода.
Педагогическая идея опыта МБДОУ д/с №56 «Солнышко» использования краеведческой деятельности заключается в объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на основе краеведческого материала позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
- формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Белгородского края;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
- развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа);
- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать его в своей деятельности.
Список используемой литературы:
- Большаник П.В. Экскурсоведение / П.В.Большаник, С.А.Носков. – М.: Приор, 2012.
- Захарова Л.М. Формы сотрудничества детского сада с музеем / Л.М.Захарова // Ребенок в детском саду. – 2009.
- Микляева Н.В. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. - М.: Дрофа, 2013.
- .Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Рыжова Н.А., Мини-музей в детском саду / Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова. – М.: Линка-Пресс, 2014.
- Якушина М.В., Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников / М.В.Якушина // Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Формирование патриотических чувств старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии».
ПроблемаВ настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. ...
Формирование патриотических чувств старших дошкольников через приобщение к духовным ценностям Малой родины поселка - "Нижегородец"
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: ми...
Формирование патриотических чувств, основ толерантности через театрализованную деятельность старших дошкольников
Патриотическое воспитание представляет собой педагогический процесс развития нравственных чувств. А чувство «патриотизма» довольно сложное.Возникает вопрос: можем ли мы говорить о во...
Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"
Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"...
Выступление на семинаре в МКДОУ на тему "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие"
формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие...
Формирование патриотических чувств старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой
Дети наше все! Это наше будущее, наша опора в жизни и поддержка в старости. И от того как воспитаем, чему научим зависит наше будущее.Наблюдая за воспитанниками в детском саду, могу отметить детей, ко...