Консультация для родителей "Создание театра в детском саду"
консультация

Дудорова М.В.

Консультация о создании театра в дошкольном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_sozdanie_teatra.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ       «МИР МУЗЫКИ»   (средняя, старшая, подготовительная группы.)подготовила Дудорова М.В.

                                                                                                                                         

«Создание театра в детском саду».

Театр в детском саду – явление в наше время не редкое, но и не повсеместное. Это замечательно, если дети с родителями не только идут в профессиональный театр, но

и когда самодеятельный детский театр входит в повседневную жизнь ребенка, посеща-

ющего дошкольное учреждение. Создание детского театра в дошкольном учреждении – решение не однозначное. Так, например, некоторые деятели профессиональных театров

возражают против театрализованных занятий с детьми, объясняя это «порчей, дезориента-

цией и развращением будущих зрителей», утверждая, что перед профессиональным теат-

ром и театром в детском саду стоят диаметрально противоположные цели и задачи.

Их точку зрения поддерживает педагог А.П.Ершова, приводящая такие аргументы, как:

- разные цели, стоящие перед профессиональным театром и спектаклями в детском учреж-

дении;

- панический страх самих детей перед участием в таком ответственном мероприятии, как

спектакль, которое является сильнейшим стрессом для них;

- вред, наносимый дошкольнику похвалами вроде «ты – хороший актер», которые скорее навредят ребенку, чем помогут.

С этими тезисами можно поспорить. Когда задумывался театр в нашем детском саду, то цель его мы видели в дальнейшем художественно-эстетическом развитии детей посредст-

вом театрального искусства. Если академические театры играют спектакли для зрителя, нет зрителя – нет театра. То для театра, где играют дети, важен, в первую очередь, сам факт игры. Мы ставим спектакли для себя, и только потом уже для зрителя юного и для

зрителя взрослого. Что касается качества спектаклей, то на наш взгляд, в ДОУ ставится

достаточно большое число удачных постановок с участием детей, чем кажется многим пе-

дагогам и деятелям театра. Заходите, хотя бы иногда, в те группы детского сада, где взрос-

лые и дети увлечены театрализованной деятельностью, и вы убедитесь в этом сами.

        Что касается детского страха перед выходом на сцену, то среди наших воспитанников мы его не видели. Волнение, переживание – да.  Но, согласитесь, это нормальное состояние любого человека, связанного с публичной деятельностью. Боязнь сделать что-то не то на сцене мы предвосхищаем в беседах с ребятами, когда объясняем им, что они пока еще дети: «Это взрослые профессиональные актеры умеют собраться, настроиться на игру, даже если настроения нет или что-то где-то болит. Мы с вами пока только учимся

разыгрывать на сцене самые разные истории. У кого-то уже хорошо получается это де-

лать, а у кого-то еще пока нет. И это нормально, так оно и должно быть». При таком наст-

рое ребенок будет испытывать лишь здоровое творческое волнение перед выходом на сце-

ну и радость ожидания предстоящего действа.

         Относительно похвалы, то мы не произносим при детях слова « ты – хороший актер»

или « какой ты талантливый». Никакой лишней похвалы в адрес конкретного ребенка – актера: ведь если сегодня у него получилась роль, он рад и горд за себя, то в следующий раз все может пройти далеко не столь гладко. Анализируя после сыгранного спектакля вы-

ступление ребят, отмечаем, насколько тот или иной ребенок был выразителен в своей ро –

ли, что видел партнеров по сцене или не растерялся и нашелся, когда кто-то забыл нуж –

ный текст. Мы хвалим воспитанников за то, что они порадовали и себя, и нас, педагогов, удачной совместной игрой на сцене, и тех, кто пришел смотреть спектакль.

          Таким образом, в вопросе нужности или ненужности детского театра каждый может

придерживаться той или иной точки зрения. Однако если в ДОУ решают, что театр все же

должен быть у них, то это значит, что педагоги готовы к сложностям, которые неизбежно

возникают при его создании.

          При создании детского театра в нашем ДОУ основной акцент ставится на жанр му –

зыкальной сказки. В таких спектаклях всегда много музыки, песен и танцев. Продолжительность спектаклей составляет от 20 (если участвует небольшая группа детей)

до 40 мин. (если участвует большая группа детей).

Основной и важнейшей формой является обычное рядовое занятие по театрализован

ной деятельности, на котором все воспитанники занимаются речевыми упражнениями, выполняют различные задания по развитию пластики, играют в театрализованные игры,

решают разного рода проблемы (включая психологические, коммуникативные и т.д.).

Спектакль – не частое событие в детском саду (не более 1-2 спектаклей в год ), и к этой форме работы привлекаются, в первую очередь, дети, у которых наблюдаются определенные успехи, имеются природные задатки. Выступая на сцене перед товарищами, они показывают им образцы живого, выразительного, свободного существования на сцене

И зритель с удовольствием смотрит их хорошо исполненные танцевально – вокальные номера, ему нравится выразительно звучащая со сцены речь, он может легко и быстро  по-

грузиться в мир сказки. Ведь назначение спектакля как одной из форм театрализованной

деятельности в ДОУ – помощь в художественно-эстетическом развитии и формирова-

нии нравственных основ личности ребенка.

        Порой родители не прислушиваются к педагогам, которые пытаются объяснить, что не стоит давать роли детям, которые имеют, к примеру, дефекты речи. Во-первых, зрители

не всегда смогут разобрать произнесенные им слова, и это будет мешать им воспринимать

спектакль. Во-вторых, из-за неправильного произнесения слов малыш может стать объек-

том насмешек других детей, которым эти речевые проблемы не знакомы. Дети порой быва

ют довольно жестокими, и мы, взрослые, это знаем. Поэтому нельзя подвергать ребенка с

проблемами такого рода лишним испытаниям. Иногда бывает и так, что ребенок может вполне успешно выполнять коллективные задания на обычных занятиях по театрализован-

ной деятельности, но замыкается, краснеет, покрывается испариной, если эти же действия предлагаем ему выполнить  самостоятельно, на глазах у всего детского коллектива. Родители же, наблюдая за игровыми действиями ребенка лишь в домашней или очень знакомой обстановке, уверены в его актерских способностях. Эту проблему мы решаем по-разному. Один из вариантов в нашей практике применялся такой: чтобы избежать непонимания со стороны родителей, беседовали с ними о психологических особенностях данного ребенка, предлагали посетить занятия и увидеть все своими глазами. Мы не ставим крест на таких детях: не форсируя событий, наблюдаем за ними и создаем условия в рамках занятий для преодоления зажатости, скованности. Ребенок, чувствующий себя спокойно и уверенно только при совместном выполнении заданий и упражнений, постепенно учится играть в подгруппе, выполнять задания в паре, а затем индивидуально. Так, шаг за шагом, мы помогаем ему в преодолении трудностей,  мешающих ему в дальнейшем развитии особенностей своей психики. В работе над постановками больших спектаклей требовались длительные и продолжительные репетиции. Дети во время таких репетиций быстро утомляются, теряется радостное волнение от работы над ролью, отдель- ными сценами. Прогоны спектакля занимают 50 – 60 мин., а это недопустимо на занятиях

 с детьми 6-7 лет. С другой стороны, нельзя выпускать спектакль, если он репетировался только с частью детей и только фрагментарно, отдельными сценами. У ребят в таком случае не сложится цельное восприятие спектакля. Мы постарались найти удачное решение, которое прежде всего наилучшим образом соответствовало бы потребностям детей и  их возрасту. Разработали технологию занятий по театрализованной деятельности для двух возрастов: 4-5 лет и для 6-7 лет. Условно назвали – младшая и старшая группы. А чтобы дети 4-5 лет не обижались на слово «младшие», т.к. они, конечно же, считают себя «большими», решили дать своим подгруппам названия. Так в театральной студии «Золотой ключик» появилось 2 подгруппы: «Лучики» и «Солнышко».

Театральные занятия уже сами по себе интересны. Они вмещают в себя и игры с пальчи-

ками, несложные ролевые игры, игры-забавы, разучивание и обыгрывание потешек, мини-

сценок, ситуативных зарисовок. Особое внимание уделяется кукловождению и различным

этюдам: это и пластический этюд, и этюдные зарисовки, и элементы психогимнастики и многое другое. Ребята получают знания о различных видах театра, о его жанрах, об основ-

ных театральных профессиях. Детям такие занятия доставляют не только массу удоволь-

ствия, но и обогащают их новыми впечатлениями, знаниями, умениями и навыками. Ком-

муникативные игры помогают детскому общению, раскрепощают ребенка, наполняют его радостными эмоциями. После таких занятий детям было интересно и свободно играть в ра

зличных  постановках, а, порой и просто общаться со сверстниками. Детям предоставляет-

ся возможность реализовать свой творческий потенциал, просто выразить себя, попробо-

вать свои силы в воплощении творческих замыслов, или просто с удовольствием разыгры-

вать сказку или историю. И, конечно же, как благодарны бывают наши воспитанники, если чувствуют заинтересованность и поддержку своих родных. Это совместное сопережи

вание рождает самые счастливые моменты в жизни ребенка. Папа каждый вечер с удоволь

ствием выслушивает репетиционные подробности, мама помогает в оттачивании интона-

ций реплик и фраз, бабушка с упоением шъет костюм, даже деду нашлось занятие по вы-

ходным и вечерам: он трудится над атрибутом, необходимым в спектакле: вырезает клюш

ку – посох  Лесовичку или мастерит лук и стрелы для Царевича. А награда за все эти старания – счастливые глаза малыша и сплочение такой дорогой и дружной семьи. Так что детский театр – это прекрасно!  

   

КАТАЛОГ  ПОСОБИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ.

  1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду». Методические рекомендации. М. 2009 г.
  2. Буренина А. И. « Театр всевозможного» вып. 1. «От игры до спектакля»: учебно-методическое пособие. СПб., 2002 г.
  3. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и мл. школьного возраста. СПб, 2000 г.
  4. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет». Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей.
  5. Девятова Т.Н. «Звук – волшебник» материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М., 2006 г.
  6. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр дошкольников» М. , 1985 г.
  7. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка-дошкольника. РОСИНКА. В мире прекрасного». Программно-методическое пособие, М., 2003 г.
  8. Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.» М., 2007 г.
  9. Васильева М.А., Гербова В.В. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. 2005 г.
  10. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры» авторская программа и методические рекомендации. М., 2009 г.
  11. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ – хлоп, малыши». Программа музыкально – ритмического воспитания детей 2-3 лет. СПб., 2007 г.
  12. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр.», Программа «Театр, творчество, дети.» пособие для воспитателей, муз. руководителей, педагогов доп. образования детских садов. М., 2004 г.
  13. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» танцевально-игровая гимнастика для детей. учебно-методическое пособие. СПб., 2001 г.
  14. Чистякова М.И. «Психогимнастика», М., 1990 г.
  15. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» М., 2001 г.
  16. «Эстетическое воспитание в детском саду» пособие для воспитателей детского сада под ред. Ветлугиной Н.А. , М., 1985 г.
  17. Щеткин А.В. «Театрализованная деятельность в детском саду» М., 2007 г.
  18. сост. Барсукова Н.Г., Суворова В.М. «Музыка в детском саду» планирование, тематические занятия, комплексные занятия. Волгоград, 2009 г.
  19. Картушина М.Ю. «Праздники для детей и взрослых» М., 2007 г.
  20. Каплунова И., Новоскольцева И. «Топ, топ, каблучок» (4 выпуска), пособие, СПб, 2005 г.
  21. сост. Вайнфельд О.А. «Музыка, движение, фантазия.» метод. пособие , СПб, 2000 г..
  22. Алексеева И., Каплунова И., «Карнавал игрушек» пособие, СПб., 2007 г.
  23. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. СПб., 2003 г.
  24. Суворова Т.И.»Танцевальная ритмика для детей» авторская программа. СПб., 2006
  25. Юдина С. « Мои любимые праздники» пособие, (сказки, инсценировки игр и др.) СПб.,2002 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

Консультация для воспитателей: "Театр в детском саду"

Использование элементов кукольного театра        в театрализованных развлечениях старших дошкольников....

Консультация для воспитателей: "Уголок театра в детском саду".

Консультация для воспитателей на тему: "Как правильно оформить театральный уголок в детском саду"....

консультация для родителей "Театр в детском саду"

Красочная консультация для родителей на тему "Театрализация в детском саду"....

Консультация "Театр в детском саду"

Презентация о различных видах театра....

Консультация для родителей: «Театр в детском саду»

laquo;Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место»....

Консультация для родителей "Театр в детском саду"

Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда....