Семинар-практикум для родителей "Опасности и причины попадания детей в опасные ситуации"
методическая разработка (старшая группа)

Рифель Наталья Васильевна

Конспект семинара для родителей старшего дошкольного возраста, по теме формирование культуры безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 49 «УЛЫБКА»

города Рубцовска

658210, г. Рубцовск, пер. Алейский, 33

тел. (38557)5-49-19

е-mail: Ul49bka1981@yandex.ru

КОНСПЕКТ

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ОПАСНОСТИ И ПРИЧИНЫ ПОПАДАНИЯ ДЕТЕЙ В ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ»

Подготовила воспитатель:

Рифель Н.В.

Педагог: Рифель Наталья Васильевна

Тема: «Опасности и причины попадания детей в опасные ситуации»

Тезаурус

Опасности – явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.[1]

Опасная ситуация – ситуация, при которой возникает угроза травмы или несчастного случая.

Потенциальная опасность – универсальное свойство взаимодействия человека со средой обитания и ее компонентами. Всегда существует индивидуальная опасность – вероятность гибели от несчастного случая. Потенциальную опасность можно оценить с помощью понятия «риск».

Риск – вероятность реализации опасности. Состояние безопасности предполагает отсутствие риска, то есть отсутствие возможности реализации опасности.

Задачи:

1. Актуализировать, систематизировать и дополнить представления участников встречи об опасностях, их источниках и причинах попадания детей в опасные ситуации.

2. Познакомить родителей с тезаурусом по данной проблеме, различными категориями опасностей современного мира.

3. Формировать умение выявлять потенциальные опасности, угрожающие ребенку, и их источники.

4. Актуализировать познавательные мотивы родителей.

Оборудование: маркеры, доска (флипчарт, лист ватмана), карточки с заданиями, с описанием естественных ситуаций.

 

Ход встречи

Мотивационно-ориентировочный этап

Вниманию участников встречи предлагается статистика попадания детей в опасные ситуации.

По данным ВОЗ, ежедневно во всем мире гибнет около 2300 детей по причине неумышленной травмы или несчастного случая:

  • в дорожно-транспортных происшествиях;
  • от утоплений;
  • от ожогов;
  • в результате падений;
  • от отравлений.

Дорожно-транспортные аварии являются ведущей причиной смерти детей в возрасте от 10 до 19 лет.

Россия находится на первом месте в мире по детскому травматизму.

Около 90 % травм детей является результатом непреднамеренных или случайных инцидентов. Ежегодно от таких травм умирает около 830000 детей. За последние 30 лет число случаев смерти детей в результате травм во многих развитых странах снизилось на 50% благодаря следующим причинам.

- Соблюдению различных законов по обеспечению безопасности (например, закон об обязательном наличии недоступных для открывания детьми крышек на емкостях с лекарствами или ядами).

- Модификации различных предметов (например, лестничных перил, для того чтобы дети не пытались протиснуться между ними или съехать по ним).

 - Изменениям окружающей среды (например, таким как установка ограждений вокруг плавательных бассейнов).

 - Обеспечению лучшей, ориентированной на детей неотложной помощи.

- Проведению общественно-просветительских кампаний, посвященных предупреждению травматизма.

Организуется обсуждение: ожидаемыми ли оказались цифры, соотношение несчастных случаев разного рода.

Проблемный вопрос: В последние годы значительно расширился спектр источников опасностей для детей в окружающем мире, наблюдается рост числа несчастных случаев с их участием, рост детского травматизма, числа пропавших детей, фактов жестокого обращения с дошкольниками. Можно ли полностью оградить детей от опасностей?

Систематизируется ответы участников встречи, ведущий предлагает начать с рассмотрения базового понятия «опасность», обозначает тему встречи.

Поисковый этап

Методика «Ассоциации»

Задачи. Определить спектр понятий, которые ассоциируются у родителей с проблемой безопасности детей. Выявить эмоциональные реакции, которые вызывает обсуждение данной проблемы.

На доску помещаются слова «опасность» и «ребенок». Ведущий предлагает участникам встречи написать под ними чувства, с которыми у них связывается данное словосочетание. Чаще всего опасность ассоциируется со страхом, тревогой, волнением, беспокойством за детей. Ведущий предлагает разобраться, что мы вкладываем в понятие «опасность».

Практическое задание «Понятие ,,опасность"»

Задачи. Выявить уровень осведомленности родителей о причинах возникновения опасных ситуаций. Актуализировать и систематизировать их представления о потенциально опасных предметах, явлениях, ситуациях.

Участникам встречи предлагается дать определения ключевых понятий темы, сравнить сформулированные в ходе коллективного обсуждения характеристики с принятыми в науке (см. выше тезаурус). Сравнивая составленные группой и принятые в науке определения, ведущий делает вывод о важности понимания сути опасностей, предлагает перейти к практической работе по освоению умения выявлять и оценивать их в реальной жизни.

Практический этап

Практикум «Опасные ситуации и их источники»

Задачи: Формировать у родителей умение выявлять источники опасности в различных ситуациях, понимать суть опасной ситуации. Учить объективно оценивать риск попадания своего ребенка в опасные ситуации разного рода.

Организуется работа творческих групп, каждой из которых раздаются бланки по одному из видов опасностей (таблица 1). Предлагается их заполнить, указав возможные опасные ситуации и их источники в соответствующей графе. Если участники встречи затрудняются, им предлагаются примеры ситуаций на карточках.

Таблица 1

Бланки заданий к практикуму

«Опасные ситуации и их источники»

Опасные ситуации

Источники опасности

Степень возможного ущерба для человека

Опасные ситуации дома

Опасные ситуации на улице

Опасные ситуации в общении

Опасные ситуации в природе

Опасные ситуации в ДОО

По итогам работы каждая группа рассказывает о возможных опасностях, подстерегающих детей в разных ситуациях, и их источниках. Выступления дополняются идеями членов других групп. Родителям предлагается, исходя из представлений о возрастных и индивидуальных особенностях своего ребенка, оценить вероятность его попадания в подобные ситуации.

Ведущий предлагает вниманию участников классификацию причин попадания детей в опасную ситуацию:

1. Причины, зависящие от детей (возрастные, личностные и индивидуальные особенности, уровень культуры безопасности дошкольников).

2. Причины, связанные с особенностями воспитания в семье, поведением взрослых, несущих ответственность за детей (низкий уровень культуры безопасности родителей, семейное неблагополучие, личностные особенности родителей, неэффективные воспитательные тактики и т. д.).

3. Причины, связанные с природными, социальными и техногенными опасностями (природные катаклизмы, технические аварии, теракты, военные действия и т. д.).

Таким образом, в ходе работы по выделению опасностей, с которыми может столкнуться ребенок, и их источниками осуществляется систематизация представлений участников встречи об объективных причинах возникновения проблемных ситуаций. Ведущий предлагает выяснить, какие опасности могут быть сопряжены с поведением взрослых.

Анализ естественных ситуаций «Причины и следствия»

Продолжается работа творческих групп, организуется обсуждение естественных опасных ситуаций. Предлагается обсудить их в соответствии с алгоритмом анализа ситуаций, установить причины попадания в них детей.

Алгоритм анализа ситуаций

1. Определить суть происшедшего с ребенком.

2. Выявить причины его попадания в опасную ситуацию (причины, связанные с уровнем культуры безопасности, с возрастными и (или) личностными особенностями, с низким уровнем культуры безопасного поведения родителей).

3. Описать поведение ребенка (родителя) в данной ситуации, попытаться выявить причины подобного поведения, пояснить почему ситуация привела к неудовлетворительным результатам.

4. Сформулировать, в чем состоит реальный результат ситуации для ребенка.

5. Описать желаемый вариант развития данной ситуации.

6. Определить, что нужно изменить в исходной модели поведения ребенка (родителя).

7. Предложить позитивную модель поведения ребенка (родителя), позволяющую получить желаемый результат.

Ситуация 1. Мама с шестилетним сыном Сашей поспешила перейти через дорогу в неположенном месте. Саша сказал маме, что воспитательница в детском саду учила переходить дорогу либо на пешеходном переходе, либо на светофоре. Мама ответила, что в общем-то воспитательница права, но они очень спешат, а до перехода далеко.

Ситуация 2. Молодая мама идет с пятилетней дочкой Катей по улице и видит в киске новый номер журнала мод. Пока мама увлеченно рассматривает журнал, который она решила купить, девочка убегает вслед за женщиной с маленькой забавной собачкой.

Ситуация 3. Семилетний Миша увлеченно играет с друзьями в мяч во дворе многоэтажного дома. Мяч выкатывается на проезжую часть дороги, и мальчик бежит за ним, не замечая выехавшую из-за поворота машину.

Ситуация 4. Шестилетний Коля обещал маме кататься на самокате только во дворе своего дома, но поддался на уговоры старших ребят и поехал во двор через дорогу.

Ситуация 5. Пятилетние Таня и Коля не поделили стульчик, Коля выдернул его из-под девочки. Она упала и ударилась об угол стола.

Ситуация 6. Маме срочно понадобилось сходить за хлебом в магазин, расположенный за углом дома. Предупредив пятилетнего Вову, чтобы он не трогал спички, она ушла. Несмотря на мамин запрет, мальчик решил поиграть со спичками. Возвращаясь из магазина, мама увидела из окон своей квартиры клубы дыма. Пожарные с трудом нашли ребенка, спрятавшегося в шкафу под одеждой.

Ситуация 7. Восьмилетний мальчик Ваня, живущий на восьмом этаже, предложил попускать из окна своей спальни самолетики. Пятилетнему Вите затея очень понравилась.

Ситуация 8. Играя в песочнице, дети увидели шприц. Шестилетняя Вика сказала, что теперь она – доктор и будет всех лечить.

Ситуация 9. Незнакомая женщина пообещала семилетнему Ване, играющему во дворе, подарить радиоуправляемый игрушечный вертолет, который лежит у нее в машине. Мальчик помнил, что родители не разрешают ему разговаривать с чужими взрослыми, но ему очень хотелось получить в подарок вертолет.

Ситуация 10. Во дворе на игровой площадке Света и Таня качаются на качелях. Непоседливым Пете и Андрею нравится бегать перед движущимися качелями и дергать девочек за косички.

Ситуация 11. Мальчик, несмотря на предостережение хозяйки собаки, дразнит животное и тянет за хвост.

Ситуация 12. Пятилетняя Нина играет в «больницу» со своей сверстницей Катей у нее дома. Катя, уложив Нину в кровать, лечит «больную» мамиными лекарствами.

По итогам обсуждения ведущий выписывает на доске наиболее типичные причины попадания детей в опасные ситуации.

Ребенок:

  • не знает, как себя вести в определенной ситуации;
  • не знаком с правилами;
  • не думает о последствиях;
  • не предупрежден об опасности;
  • не смог рассчитать силы;
  • не слушает родителей;
  • видит негативные образцы поведения и т. д.

Таким образом, безопасность детей в большей мере зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Нередко взрослые становятся для ребенка источником опасности, своими действиями либо бездействием создавая для него опасные ситуации.

Проблемный вопрос. Что же могут сделать взрослые (педагоги, родители), чтобы обеспечить безопасность детей?

Рефлексивно-оценочный этап

Мозговой штурм «Что могут родители»

Задачи. Выделить наиболее ценные идеи о роли родителей (других членов семьи) в обеспечении безопасности детей. Организовать анализ и оценку выдвинутых участниками идей.

Участникам обсуждения предлагается высказать как можно большей идей о том, что могут сделать родители, чтобы обеспечить ребенку безопасность. Высказывания анализируются, отбираются наиболее удачные, те, которые могут быть использованы в работе. Далее проводится группировка и оценка идей.

Обобщая ответы, ведущий выделяет две основные задачи семьи: ограждать детей от опасностей и формировать  у них культуру безопасности. В этой связи дальнейшие планы повышения уровня родительской компетентности ведущий предлагает связь с изучением следующих вопросов.

- Как совместными усилиями семьи и ДОУ обеспечить потребность ребенка в безопасности? Каковы условия успешного решения данной задачи?

- Как создать безопасную среду?

- Как построить взаимодействие с ребенком, какие тактики семейного воспитания выбрать?

- Какие формы и методы воспитания, обучения, развития детей эффективны в процессе формирования культуры безопасности?

- Как выявить индивидуальные особенности ребенка и с их учетом обеспечивать его безопасность и организовывать воспитание и обучение?


Список литературы

1. Василькина Ю. Воспитание ответственности // Мама и малыш. – 2007. - № 11.

2. Козловская И. А. Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улицу // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - № 6.

3. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект).  – М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

4. Основы психологический безопасности. Часть 1. Бэкмология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: becmology.ru.blog/warrior/security_intro01.htm

5. Пелихова А. В. Педагогическое сопровождение семьи в обеспечении социальной безопасности ребенка дошкольного возраста. Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2011.

6. Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015. – 176с.


[1] Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.  – М.: Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как научить детей избежать опасных ситуаций, связанных с транспортом».

С каждым годом на дорогах становится все больше и больше машин. Современный транспорт отличается высокой скоростью, что позволяет нам быстрей добраться до места. Однако чем выше скорость машины,...

Правила поведения детей в опасной ситуации.

КонспектКоррекционного занятия в подготовительной группе «Звоночки»Вид занятия: СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА...

Семинар - практикум для педагогов Тема: «Формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций»

Семинар - практикум для педагогов  Тема:«Формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций»...

Правила поведения детей в опасных ситуациях

Взрослые используют  косвенные приёмы, иногда лишь намечают линию поведения, говоря ребёнку:"Ты большой, и, наверное, не стоит напоминать тебе, как вести себя"......

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста ДОУ в соответствии с ФГОС» Труфановой Е.И.

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО.  Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у...

Памятка для родителей "Опасности и причины попадания детей в опасные ситуации"

Подвижность, любопытность ребёнка часто становится причиной несчастных случаев. Как уберечь ребёнка от несчастного случая? Большинство правил безопасности строится на предупреждении опасных ситуаций....

Знания детей про опасные ситуации

Дети сейчас очень любопытные и доверчевые, поэтому нужно чаще рассказывать им про различные ситуации в нашем мире. С помощью данного короткого теста вы сможете понять уровень знаний детей про опасные ...