Мастер-класс (для родителей ДОУ) Тема: Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.
материал (младшая группа)

Кулиш Анна Николаевна

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс (для родителей ДОУ)

Тема: Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Теоретическая часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Цель мастер - класса: профилактика нарушений осанки и плоскостопия, как средство укрепления опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста, применение в практической деятельности.

Задачи мастер - класса:

1. Познакомить участников мастер-класса с нарушением осанки и плоскостопия.

2. Обучить слушателей мастер-класса комплекс упражнений для профилактики осанки.

3. Вызвать желание применять нетрадиционное оборудование в работе с детьми.

Этапы мастер - класса:

*Теоретическая часть

*Практическая часть

*Рефлексия

Практическая часть

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

1слайда

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

2слайда

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени.

Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения,- «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…»

Сегодня на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние : неблагоприятные социальные факторы, экологические, демографические, климатические условия, а именно:

Наследственность;

Неблагоприятная экологическая обстановка;

Электронно-лучевое и «металло-звуковое» облучение детей;

Образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья человека).

Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению. Например, нарушение осанки и плоскостопия.

3слайда

Нарушение осанки.

сочетается с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.

4слайда

Почему у современного ребенка развиваются

нарушения осанки?

высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периодах развития ребенка;

наследственность (дети часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы);

избыточная масса тела перегружает позвоночник;

нерациональная организация режима;

нарушение зрения;

понижение слуха;

недостаточность общего физического развития и слабая двигательная активность.

5слайда

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища

6слайд

Самые лучшие средства

для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах;

подвижные игры на воздухе;

утренняя гимнастика;

закаливание;

достаточное освещение и правильно подобранная мебель;

постоянное наблюдение за позой ребенка вовремя игры, занятий;

специальные комплексы упражнений.

7слайд

В толковом словаре

В. И. Даля написано

«Под осанкой подразумевают стройность, величавость,

приличие и красоту».

Дополняя это определение, необходимо добавить и

«основу здоровья».

8слайд

Плоскостопие

это заболевание опорно-двигательного аппарата (деформация стопы с уплощением ее продольного свода, что в свою очередь приводит к образованию плоской подошвы).

Точно определить плоскостопие у детей можно в возрасте 5-6лет. Это обусловлено, во-первых, тем, что костный аппарат стоп у малыша еще не окрепший, и стопы представляют из себя хрящевую структуру, мышцы и связки которой слабые и подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы малыша и так кажутся плоскими, потому что выемки свода стоп заполнены жировой «подушечкой», маскируя костную основу. К 5-6 годам, если опорно-двигательный аппарат развивается нормально, своды стоп приобретают нормальную форму. Иногда возникают отклонения в развитии, из-за которых возникает плоскостопие у детей.

9слайд

Причины плоскостопия

наследственность

(если у близких родственников было или есть плоскостопие, то нужно регулярно показывать ребенка ортопеду);

рахит;

травмы стоп;

чрезмерная гибкость суставов;

чрезмерная нагрузка на ноги (к примеру, поднятие тяжестей или большая масса тела);

ношение неправильно обуви (без супинатора, совсем без каблука, слишком широкая или узкая обувь);

паралич мышц голени и стопы (причиной может быть полиомиелит или ДЦП).

у детей:

10слайд

Признаки плоскостопия:

быстрая утомляемость ног;

к вечеру возможное появления отека стоп, которого не будет утром;

ноющие боли при стоянии или ходьбе в голенях и стопах;

быстрое изнашивание внутренней стороны подошвы;

ребенок ходит с широко расставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы;

стопа имеет неправильную форму или становится шире;

врастание ногтей пальцев ног в кожу;

искривление пальцев ног;

появление мозолей.

11слайд

Простой тест для выявления плоскостопия.

Нужно взять лист бумаги, смазать босые ноги маслом и затем поставить ребенка на него, так чтобы вес его тела распределялся равномерно.

Если стопы в порядке, картинка на листочке будет выглядеть,

как на рисунке 1.

Если отпечаток выглядит, как на рисунке 2,

то это свидетельствует о наличие плоскостопия, и нужно скорее обратиться к ортапеду.

12слайд

Профилактика плоскостопия у детей

чтобы исключить плоскостопие нужно придерживаться некоторых правил:

полезная зарядка, чтобы мышцы укреплялись и нормально развивались им нужна нагрузка в виде ежедневной гимнастике;

спорт, если ребенок будет заниматься в спортивной секции нужно позаботиться о том, чтобы комплекс упражнений соответствовал его возрасту, росту и весу. Для профилактике плоскостопия лучше всего подойдет плавание;

выбор удобной обуви, чтобы стопа при ходьбе не деформировалась и принимала физиологическую форму. Детская обувь должна защищать ножку малыша от ударов, не препятствовать нормальному естественному развитию мышц стопы и придавать устойчивость. Она должна быть сделана из натуральных материалов, легкой, с жестким задником, с супинатором и маленьким каблучком;

лечебные ванны. Очень полезны каждодневные теплые ванны с морской солью;

профилактический массаж.

Рефлексия

Я хочу поблагодарить, участников мастер - класса и спросить, смогла ли я сегодня решить поставленные задачи мастер – класса?

Участникам были заданы несколько вопросов:

1. Актуальна ли тема моего мастер - класса?

2. Какие ощущения вызвал у вас мастер - класс?

3. Оправдались ли ваши ожидания?

Приложение

Комплекс упражнений для профилактики осанки

Выработка у ребенка навыка правильно держать свое тело помогают упражнения у вертикальной плоскости, упражнения с предметами на голове и упражнения на равновесие. Пусть ребенок встанет спиной к стене, прижавшись к ней туловищем. Чтобы проверить правильно ли он встал, попросите его просунуть руку за поясничный прогиб. Если проходит кулак — значит, прогиб слишком велик. При нормальном прогибе должна проходить ладонь. Убедившись, что ребенок встал правильно, объясните ему упражнения:

Упражнения у вертикальной плоскости 1. И. п. — стоять у стены, касаясь ее затылком, спиной (лопатками или плечами, ягодицами и пятками. Попросите ребенка запомнить это положение и не нарушая его, сделать шаг вперед, в сторону и вернуться в и. п. При повторении упражнения число шагов увеличивается, направления меняются. 2. И. п. то же, что и при выполнении первого упражнения. Приседать с прямой спиной, не переставая касаться стены затылком туловищем. 3. Стоя у стены в положении правильной осанки, выполнять различные движения, например: руки вверх, в стороны, вперед, за пояс медленно поднять согнутую правую ногу вперед, захватить ее руками и прижать к туловищу; то же выполнять левой ногой.

После нескольких занятий дети принимают положение правильной осанки у стены, но не всегда могут сохранить его в движении. Особенно легко нару-шается положение головы, так как его трудно уловить запомнить и закрепить, особенно при ранее создавшемся неправильном навыке. Следить же за положением головы очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь запа-дает, позвоночник сгибается.

Чтобы приучить детей правильно держать голову, следует применять упражнения с удерживанием на голове различных предметов (деревянных кружков, мешочков весом 200-300 г, наполненных мелкими камешками). Эти упражнения помогают развивать статическую выносливость мышц шеи и тем самым способствуют правильному положению головы и тела.

Комплекс упражнений для развития статической выносливости

1. Встать у стены в положении нормальной осанки. Положить мешочек на голову. Правильным считается такое положение головы, когда нижний край носа и ушное отверстие находятся на горизонтальной линии. С мешочком на голове (по переменно руки в стороны, на поясе, свободно вдоль туловища) пройти по заданному направлению до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол. 2. С предметом на голове, сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть на пол, встать на колени и вновь вернуться в исходное положение 3. С предметом на голове встать на стул и сойти с него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, патологии дыхательной системы, патологии органов з...

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, средствами физического воспитания (конспект занятия к проекту)

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:1.Развивать координацию движений, силу мышц стопы, ног.2.Воспитывать положительное отношение к образному восприятию слов и действиям в процессе двигательной деятельности....

Консультация для воспитателей на тему: "Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста"

В программе воспитания в детском саду предусматривается целый ряд мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки. Осанка формируется постепенно, по мере роста органи...

Проектная работа по теме: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего,  наличием большо...

Проектная работа по теме: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено,  прежде всего,  наличием большо...

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Управление делами Президента Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 3»...