РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей. Виды внимания. Факторы, влияющие на устойчивость внимания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya_doshkolnikov.docx1020.52 КБ

Предварительный просмотр:

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания, обеспечивающие избирательность психической активности человека. Оно является важнейшим условием протекания всей психической деятельности. Направленность внимания проявляется в избирательности, в произвольном - непроизвольном выборе, выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности.

Внимание – психическая функция, на недостаточность развития которой наиболее часто жалуются учителя начальной школы. Поэтому так важно развитие внимания при подготовке ребенка к школе.

Хорошо сформированные свойства внимания являются факторами, определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

виды внимания

сенсорное, интеллектуальное, моторное, произвольное, непроизвольное

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.
Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать.

Внимание человека имеет несколько основных свойств:

- объем (количество воспринимаемых одновременно объектов);
- концентрация (степень погружения человека в проблему);
- устойчивость (как долго человек может следить за чем-либо);
- распределение (возможность следить за несколькими признаками одновременно);
- переключаемость (легкость/затрудненность перехода от одной работы к другой)

- невнимательность.


Концентрация — это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. 
Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым мы называем такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе.

Выделены следующие факторы, влияющие на устойчивость внимания:

1. Подвижность объектов внимания. Так, невозможно длительно сосредотачиваться на одном и том же объекте, если он сам не меняется или если его нельзя каким-то образом изменить (например, рассмотреть с разных сторон). Однообразие значительно снижает устойчивость внимания.

2. Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объекта. Однако эта сложность не должна быть чрезмерной, так как в этом случае возможно быстрое утомление.

3. Активность человека также играет большую роль для сохранения устойчивого сосредоточения. Активность может проявляться как в наличии интереса к объекту или к какой-либо деятельности, так и в практических действиях человека по отношению к какому-то предмету.

Объем внимания — это количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и от связи их друг с другом. 
Переключаемость — намеренное переключение внимания с объекта на объект при необходимости;

Переключение внимания — это преднамеренный переход с одного объекта на другой, от одной деятельности к другой от одного действия к другому. Выделяют следующие показатели переключения внимания: время, затрачиваемое на переход от одной деятельности к другой: продуктивность работы (объем работы или время выполнения определенного по объему материала по сравнению с деятельностью без переключения внимания); качество, точность работы. Различают полное, завершенное переключение и неполное, незавершенное. Так, при последнем виде переключения человек, приступив к новой работе, полностью отключается от предыдущей.

Успешность переключения зависит от определенных факторов:

§ показатели успешности переключения значительно снижаются при переходе от легкой деятельности к трудной;

§ успешность переключения зависит от отношения человека к прежней и новой деятельности, чем интереснее была предыдущая деятельность и чем менее интересна последующая, тем сложнее происходит переключение!

§ переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая

§ при глубоком сосредоточении переключение достигается с большим трудом.

Наряду с переключением внимания выделяют его отвлечение, а именно, непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для её успешного выполнения. Отвлечение гораздо сильнее проявляется у лиц со слабым типом нервной системы.


Распределение   внимания между несколькими объектами или занятиями.

Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределять внимание.

Более эффективным является сочетание умственной и двигательной деятельностей.

Во всех случаях основным условием успешного распределения внимания является автоматизация, по крайней мере одного из одновременно осуществляемых видов деятельности.

 Умение распределять внимание может быть развито в процессе упражнения и накопления соответствующих навыков.

 Явление невнимания

В зависимости от форм невнимательности можно говорить о трех ее типах. Первый тип — рассеянность — возникает при отвлекаемости и очень малой интенсивности внимания, чрезмерно легко и непроизвольно переключающееся с объекта на объект, но ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности образно называют "порхающим" вниманием. Подобная невнимательность у человека — результат отсутствия навыков к сосредоточенной работе.

Другой тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Такая невнимательность может возникнуть вследствие того, что внимание человека сосредоточено на каких-то событиях или явлениях, ранее происходящих или встречающихся ему, которые он эмоционально воспринял.

Третий вид невнимательности — результат переутомления, этот тип невнимательности обусловливается постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. Он характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью.

Важно, чтобы у человека были развиты все свойства внимания, перечисленные выше.

Нарушение какого-либо из них станет причиной проблем с вниманием. 

На протяжении дошкольного возраста постепенно развиваются все свойства внимания: увеличивается объем внимания, возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка, внимание становится более устойчивым, возрастает его произвольность. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием речи, волевых свойств личности дошкольника, с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие свойств внимания находится в тесной связи с общим умственным развитием ребенка.

Внимание, как и другие психические функции, формируется в рамках ведущей деятельности дошкольника – игре. 

Дидактическая игра – представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Обязательное требование, предъявляемое к дидактическим играм, активное участие ребенка в них.

Упражнение «МУХА». 
Для этого упражнения требуется доска (или лист с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3x3 и небольшая присоска или кусочек пластилина, на листе любой предмет). Присоска выполняет здесь роль дрессированной мухи. Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение мухи с одной клетки на другую, происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (вверх, вниз, вправо или влево) муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение мухи центральная клетка игрового поля. 
Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями мухи, не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
 
Или взрослый даёт команды, а дети передвигают "муху"
Игру можно усложнить, если прослеживать передвижение в уме и затем показать, где оказалась "муха"
вернув муху на центральную клетку, игру начинают сначала.
 
Муха требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить, увеличив количество игровых клеток (например, до 4x4) или количество мух, в последнем случае команды подаются каждой мухе отдельно.

Игра «Выложи из палочек».

Цельразвитие мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного внимания, умения действовать по образцу.

Оборудование: счётные палочки, карточки – образцы.

Содержание: дети, опираясь на свою карточку-образец, выкладывают на столах нужное изображение (квадрат, треугольник, домик).

Инструкция: «Посмотрите, что изображено у вас на рисунке. Возьмите палочки и выложите из них точно такой же узор. При выкладывании будьте внимательны. Приступайте к работе».

Примечание: если ребёнок не справляется с самыми простыми рисунками, то начинать выкладывать узор необходимо прямо на карточке, используя приём «наложения».

Игра «Запомни и нарисуй».

Цель: развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, умения удерживать инструкцию, закрепление основных геометрических фигур.

Оборудование: листы с изображением двух геометрических фигур (круг красного цвета слева, квадрат синего цвета справа, цветные карандаши на каждого ребёнка).

Содержание: Педагог предъявляет детям картину в течение 10 секунд с изображением двух геометрических фигур разного цвета, просит запомнить расположение, цвет фигур. Дети воспроизводят изображение по памяти на своих листах, а затем сравнивают работы с образцом, анализируют свои ошибки.

Игра «Обмены».

Цель: способствовать развитию планирования своих действий для достижения требуемого результата.

Оборудование: таблицы с изображением геометрических фигур, символов.

Инструкция: - Представим, что на первом рисунке изображены два домика, в которых живут треугольник (левое окошко) и квадрат (правое окошко). Фигурки поменялись местами, после чего стали жить, как показано на нижнем рисунке: треугольник справа, квадрат слева. 

Давайте теперь отгадаем следующую загадку на обмен. В этой загадке жили четыре фигурки, две из которых поменялись местами и стали жить так, как показано в домике ниже. Нам нужно отгадать, какие две фигурки поменялись местами. 

«Графический диктант»

Дети должны уметь: - внимательно рассмотреть образец; слушать инструкцию;

 

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете, или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же. А учебные задания, как правило, содержат больше новой информации, процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. Чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле. Разрешить данное противоречие может помочь специально организованная педагогом деятельность, направленная на развитие и тренировку внимания ребенка.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста постепенно развиваются все свойства внимания: увеличивается объем внимания, возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка, внимание становится более устойчивым, возрастает его произвольность. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием речи, волевых свойств личности дошкольника, с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели.

Литература:

1.        Гальперин П.Я. К проблеме внимания //Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М., 1987.С. 169-174.

 Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вниманию/ Под ред. А.Н.Леонтьева. А.А.Пузырея и В.Я.Романова. М..1976. С.243-260.

3.        Дормашев Ю.Б.. Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкойпсихического развития. Внимание - это форма познавательной деятельности. Как было выявлено в экспериментальном исследо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: (статья) Развитие внимания дошкольников с помощью дидактических игр, используемых на занятиях.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:(статья)Развитие внимания  дошкольников с помощью дидактических игр, используемых на занятиях....

развитие внимания дошкольников

Предлагаемые упражнения подойдут как для индивидуальных занятий родителей и педагогов с детьми, так и для групповых занятий в ДОУ. Все игры на внимание для удобства разбиты на группы по типам. П...

Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.

Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА...

Мой педагогический проект " Диагностика и развитие внимание дошкольников (презентация)

Внимание_это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно – предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувс...

Развитие внимания дошкольников посредством сказок - шумелок

Сказки - шумелки, рассказанные дома или в детском саду помогут малышу  развить слуховое восприятие, память, мелкую моторику рук; познакомит с шумовыми музыкальными инструментами....