Консультация для родителей Ознакомление с величиной, как одним из сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
консультация (младшая группа)

Гордеева Татьяна Владимировна

Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей раннего  дошкольного возраста. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это влияет на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, которая влияет на умственное и математическое развитие ребенка.

Овладение элементарными способами измерения совершенствует глазомер. Развитый глазомер является основой многих практических навыков и умений.  Измерительная деятельность у детей способствует развитию у него наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_bolshoy_-_malenkiy.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

  ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Татьяна Владимировна Гордеева,     воспитатель  

МДОУ - детский сад №44 «Колокольчик»,   г. Серпухов

Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей раннего  дошкольного возраста. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это влияет на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, которая влияет на умственное и математическое развитие ребенка.

Овладение элементарными способами измерения совершенствует глазомер. Развитый глазомер является основой многих практических навыков и умений.  Измерительная деятельность у детей способствует развитию у него наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления.

Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше - меньше», «равенство – неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника.   Развивая представления ребёнка о величине, необходимо постепенно переходить от сравнения двух-трёх предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки : матрёшки, пирамидки, игрушки – вкладыши. Можно самим придумывать специальные игры, в которых ребёнок будет строить простейшие сериационные ряды и познавать правила их построения: выбор большего из остающегося количества предметов.

В детском саду у детей раннего возраста закладываются элементарные математические представления и от того, насколько правильно они будут сформированы, зависят дальнейшие успехи детей в математике.

Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности. Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием - важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей.

 Уже на втором году жизни у ребенка закладываться основы ребенка представляй о величине Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов.  В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.

Рекомендации для родителей:

на прогулке обращайте внимание детей на проезжающие машины: большая или маленькая;

 на дома: какие дома( покажите большой дом и маленький). Рассмотрите деревья. Обратите внимание на большие, а потом найдите маленькие.

Посмотрите на птиц- найдите большую птиц (ворону), сравните с маленькой ( воробей) и т. д.

Формирование элементарных представлений о понятии «большой-маленький» у детей это сложный и продолжительный процесс, важно познакомить ребенка с величиной предметов, и научить их сравнивать между собой. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т.п., Для овладения этим навыком помогают игры.

КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?

Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход: Взрослый  просит ребенка принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, объясните и покажите разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Можно  рукой ребенка  обвести по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.

ПОРУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

Ход: Взрослый показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания:

— Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой;

— Покатай матрешку в большой машине;

— Поставь маленькую собаку возле матрешки;

— Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких;

— Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

— Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;

— Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т.п.

ПОМОГИ КУКЛЕ СОБРАТЬ КУБИКИ

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: кукла, кубики- большие и маленькие, две коробки- большие и маленькие.

Ход: У куклы все кубики перепутались. Помоги положить большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую.

По такому принципу проводиться игры:

 «Положи мячи в корзинки», «Поставь машины в гараж» и т.д.

КУКЛЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домики.

Ход: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Взрослый показывает детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь. 

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Покатаем мишек на машинах», «Угости собачек косточкой», «Собери цветы» и т.д. Игры проводятся так же, как и предыдущая, но с использованием другого соответствующего оборудования.

СЛОЖИ МАТРЕШКУ

Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.

Ход: Взрослый вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой.


Мы – матрешки, мы – сестрички, В прятки с нами поиграй,

Все подружки-невелички. Нас скорее собирай –

Как начнем плясать и петь, Если будешь ошибаться,

Никому не усидеть! Мы не будем закрываться!

(С. Рещикова)

Сначала игру следует проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной и т.д. 

Точно так же вместо матрешки можно использовать бочонки, стаканчики, открывающиеся коробочки, вкладыши различных форм и т.п. 

 

Список использованной литературы:

1. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.

2. Аванесова В.Н. «Дидактические игры» М.: Просвещение, 1981.

3.Альтхауз Д.В. «Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста» – М.: Просвещение, 2004 – 64 с.

4. Павлова Л.Н.  «Воспитание и обучение детей раннего возраста»– М.: Просвещение, 1996. – 176 с.

  


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понятия о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через использование дидактических игр.

Сенсорное   развитие – это  развитие  у  ребенка  процессов  восприятия  и  представлений  о  предметах  и  явлениях  окружающего...

Консультация «Формирование понятия о сенсорных эталонов у детей раннего возраста»

Раскрывается понятие сенсорное развитие, сенсорное воспитание. Усвоение сенсорных эталонов....

Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста

В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является...

"Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".

Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...

Консультация по теме " Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста".

Консультация по теме: формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста.Коханова Светлана Константиновна,  старший воспитатель ГКУ ЦССВ «Маяк», Цель: обобщение о...

Консультация для родителей «Лепка как важнейшая деятельность в развитие сенсорной моторики у детей раннего возраста"

Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. К тому же лепка благотворно влияет на нервную с...

Папка –передвижка для родителей : «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в домашних условиях :в процессе игр ,прогулок и т.д»

Ребенок с самого раннего возраста начинает воспринимать окружающую его действительность через органы чувств. Он дотрагивается к предметам, берет их в рот, чтобы понять их вкус, осматривает их визуальн...