Мастер-класс (для родителей) "Весёлые пальчики"
материал (младшая группа)

Тюрякова Оксана Викторовна

познакомитьродителей с различными видами игр, направленных на развитие мелкой момторики и развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_dlya_roditeley.doc698.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа 569 ДО Невского района Санкт-Петербурга

Тема: «Веселые пальчики»

Форма: Мастер-класс (для родителей)

Тюрякова О.В.

воспитатель 1 кв. категории

Содержание работы

Пояснительная записка                                                                                                               3

Технологическая карта мастер-класса «Веселые пальчики»                                                  4

Сценарий мастер-класса     «Веселые пальчики»                                                                     8

Список литературы                                                                                                                    18

Пояснительная записка

Обоснование выбора актуальной темы:

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.                                                                      Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Тема: «Веселые пальчики».

Цель: познакомить родителей с разными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков, заинтересовать и вовлечь родителей в данный вид деятельности.

Задачи:

-сформировать у родителей понятие о необходимости развития мелкой моторики у детей для активизации речевой деятельности;

-познакомить со способами развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика со словесным сопровождением; пальчиковый кукольный театр;

-научить родителей изготавливать своими руками пальчиковые куклы;

-приобрести опыт обыгрывания сюжета вместе с детьми.

Форма мероприятия: Мастер-класс (для родителей) по развитию речи у детей младшего возраста посредством совершенствования мелкой моторики рук «Веселые пальчики».

Участники: Родители (законные представители) воспитанников раннего возраста (детей 2-3 лет).

Предполагаемый результат:

-у 100% родителей сформировано понятие о том, что развитие мелкой моторики у детей способствует активизации их речевой деятельности.

-познакомились и освоили различные упражнения пальчиковой гимнастики со словесным сопровождением; пальчиковый кукольный театр;

- родители научились изготавливать своими руками пальчиковые куклы

Приобрели опыт обыгрывания сюжета  вместе с детьми.

Используемые технологии, методы, приёмы: пальчиковые игры со стихотворным сопровождением, пальчиковая гимнастика, пальчиковый кукольный театр

Используемые материалы и оборудование: перчатки, ножницы, несмываемый маркер,

нитки с иголкой, клей, клеевой пистолет, декоративный материал (цветные нитки, обрезки фетра, блёстки, бусинки, пуговицы, ленточки и т.п.).

Используемые ресурсы: стихи, пальчиковые игры, гимнастика  (в приложении).

Ход мастер- класса

Этапы, последовательность деятельности/ время

Действия педагога

Действия   родителей, выполнение, которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Ход мастер-класса

1 часть (теоретическая)

-сформировать у родителей понятие о необходимости развития мелкой моторики у детей для активизации речевой деятельности

-познакомить со способами развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика со словесным сопровождением

2 часть (практическая)

-научить родителей изготавливать своими руками пальчиковые куклы

-придумать персонажей и начать поэтапно изготавливать нашу игрушку.

Творческий этап

Обыгрывание

-приобрести опыт обыгрывания сюжета вместе с детьми

Заключение

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.                                                                      Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Раздать  родителям карточки со стихами

А сейчас мы с вами вместе попробуем  изготовить очень интересную игрушку для вашего ребёнка. Подобная игрушка может стать хорошим спутником в долгом путешествии.  По такому принципу можно сделать перчатку тематической – подобрать персонажей одной сказки. А можно положиться на фантазию и придумать сюжет с теми персонажами, которые собрались вместе случайно.

Для работы понадобятся

 -прежде всего – перчатки

- инструменты и приспособления

-декоративный материал: обрезки фетра и толстых цветных ниток, небольшие помпоны, пуговицы, бусинки или блестки, пару небольших широких шайб или лёгких гаек. Раскладываем «богатства» на столе и начинаем придумывать образы для кукол;

- подберём варианты глаз;

-теперь давайте придумаем куклам волосы;

- аксессуары – тоже важная часть;

-теперь приступаем к самому интересному, будем соединять детали и превращать каждый палец перчатки в куклу;

 -постепенно образы каждой куклы определяются.

Сначала можно просто познакомить малыша с куколками, дайте ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем предложите ребенку одеть куколку на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом.

Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться образной и выразительной.
Поэтому - если у вас еще нет своего кукольного пальчикового театра, самое время подумать о его приобретении!
                    Эта игрушка, сделанная вашими руками,  станет одной из любимых игрушек для вашего малыша.

Сейчас я хотела бы попросить Вас разделиться на небольшие группы и попробовать придумать и обыграть небольшие сюжеты.

Мне, как  педагогу важно, знать ваше мнение о нашей встрече. Поэтому я прошу вас оставить свои отзывы.

Повторяют стишки и упражнения для пальчиков

Подготовить материалы, инструменты и аксессуары для изготовления пальчикового театра

Родители представляют свои творческие сюжеты.

Родители оставляют свои отзывы и пожелания о проведенном родительском собрании, мастер-классе.

У родителей сформировалось понятие о необходимости развития мелкой моторики у детей для активизации речевой деятельности.

Повторяют различные упражнения пальчиковой гимнастики со словесным сопровождением.

Родители учатся изготавливать своими руками пальчиковые куклы.

Приобрели опыт обыгрывания сюжета.

                         Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение                

                « Детский сад № 35»    Асбестовского городского округа

Мастер-класс (для родителей)

по развитию речи у детей младшего возраста посредством совершенствования мелкой моторики рук

«Веселые пальчики»

 

Тихонова

Татьяна Александровна

воспитатель 1 кв. категории

 

Асбест

2016 год

Мастер-класс (для родителей) по развитию речи у детей раннего возраста посредством совершенствования мелкой моторики рук «Веселые пальчики»

Цель: - познакомить родителей с разными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков, заинтересовать и вовлечь родителей в данный вид деятельности.

Задачи:

-сформировать у родителей понятие о необходимости развития мелкой моторики у детей для активизации речевой деятельности;

-познакомить со способами развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика со словесным сопровождением; пальчиковый кукольный театр;

-научить родителей изготавливать своими руками пальчиковые куклы;

-приобрести опыт обыгрывания сюжета

Ход мастер-класса  

 I часть (теоретическая)                                                                                                                                               Сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи.      

Тема нашей встречи «Веселые пальчики» .                                           

      Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.                             

     Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно - от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики).

     Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

    Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.).
    Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша, развиваются его тактильные ощущения.
      В 1,5 – 2,5 года детям даются более сложные задания:
– застёгивание пуговиц;
– завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);
– переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.

После разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кисти. Покажите малышу, как «рассказать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. При возникновении трудностей можно взять руку ребёнка и сделать движения вместе с ним.

     Дальше, дорогие родители, хочу предложить вашему вниманию упражнения для пальчиков. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа. Предлагаю для занятий следующие упражнения.  

 «ШАЛУН» 
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
 
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
 
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
 
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
«БЕЛОЧКА»
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
                                                                                                                       Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
«ДЕТКИ» 
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
 
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
 
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)                                                                

 «ПАСТУШОК»
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
(хлопки в ладоши)
Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок,
Там Бурёнка лежит
На теляток глядит. А домой не идёт,
Молочка не несёт.
Надо кашу варить
,
Деток (можно произносить имя вашего малыша)
Кашей кормить.
(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)
   Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массаж.                                                                                                                        Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь 1 – 2 в день, Лучше повторите каждую игру 2 – 3 раза. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и малыш готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за интересным занятием.                                                                           Когда вашему малышу исполнится 2,5-3 года, начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте рекомендую использовать фигурки с изображением животных, птиц, предметов. Все фигурки - с небольшим стихотворным сопровождением.                                                                                                  
 «ОЧКИ»
(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
 
«СТУЛ» 
(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

«СТОЛ» 
(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)
У стола 4 ножки
Сверху крышка, как ладошка.

«ЛОДКА» 
(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.

«ПАРОХОД»
(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)
Пароход плывёт по речке
И пыхтит он, словно печка.

«КОЗА»
(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)
У козы торчат рога,
Может забодать она.

«ЖУК»
(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)
Жук летит, жук жужжит
И усами шевелит.
                                                                                                                     

  «Домик»                                                                                                                                                       Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук!
 (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)                    Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

II часть (практическая)

А сейчас мы с вами вместе попробуем  изготовить очень интересную игрушку для вашего ребёнка. Подобная игрушка может стать хорошим спутником в долгом путешествии.  По такому принципу можно сделать перчатку тематической – подобрать персонажей одной сказки. А можно положиться на фантазию и придумать сюжет с теми персонажами, которые собрались вместе случайно.

 Праздник одинокой перчатки: делаем пальчиковый театр

Нашли среди тёплых вещей перчатку, у которой нет пары. Отлично, у нас появился материал для творчества. Давайте сделаем кукольный театр! Только он будет маленький, размером с ладошку.

Праздник одинокой перчатки: делаем пальчиковый театр

Для работы понадобится.

 -прежде всего – перчатки;

-из инструментов нам понадобятся ножницы, несмываемый маркер, нитки с иголкой и клей, клеевой пистолет, если клеевого пистолета под рукой нет, детали будем пришивать или приклеивать «Моментом»;

-декоративный материал: обрезки фетра и толстых цветных ниток, небольшие помпоны, немного шенили (синельной проволоки), пуговицы, бусинки или блестки, пару небольших широких шайб или лёгких гаек. Раскладываем «богатства» на столе и начинаем придумывать образы для кукол;

- подберём варианты глаз: пару готовых кукольных небольшие бусинки или крупный бисер,  пуговицы, особенно те, у которых две дырочки, для более выпуклых глаз подойдёт пара маленьких помпонов блестки;

Праздник одинокой перчатки: делаем пальчиковый театр            Праздник одинокой перчатки: делаем пальчиковый театр

Праздник одинокой перчатки: делаем пальчиковый театр            Праздник одинокой перчатки: делаем пальчиковый театр

-теперь давайте придумаем куклам волосы. Самое простое – распущенные волосы. Косы – тоже не сложно. Нужна лохматая причёска? Нет проблем;

- аксессуары – тоже важная часть. У нас это будут, в основном, шляпы. Я покажу самые простые и быстрые в исполнении варианты. Берет или кепка: вырезаем из фетра круг, прикрепляем к нему пушистый помпон, пригодится бантик: прямоугольник из фетра или плотной ткани стягиваем по центру ниткой.

Праздник одинокой перчатки: делаем пальчиковый театр           Праздник одинокой перчатки: делаем пальчиковый театр

Основные детали готовы, остальные мелочи додумаем по ходу дела. Мы будем использовать перчатку целиком, можно было бы взять для работы только пальчики.

 

Теперь приступаем к самому интересному, будем соединять детали и превращать каждый палец перчатки в куклу. Удобно сначала прикрепить куклам волосы и, уже учитывая их расположение, прикреплять глаза. Так лицо получится более пропорциональным.                                  

    Праздник одинокой перчатки: делаем пальчиковый театр                 Праздник одинокой перчатки: делаем пальчиковый театр         

     Постепенно образы каждой куклы определяются. Их легко узнать по деталям: у девочки – бантик и длинные волосы, у мальчика – короткие волосы и кепка. С пышными усами – дедушка. Остальные двое – «снегурочка» и «сова». При желании добавьте больше деталей: воротнички, галстуки, юбочки, уши, крылья. Можно сделать перчатку тематической – подобрать персонажей одной сказки. А можно положиться на фантазию и придумать сюжет с теми персонажами, которые собрались вместе случайно.

Праздник одинокой перчатки: делаем пальчиковый театр                 Праздник одинокой перчатки: делаем пальчиковый театр

        Всё готово, можно надевать перчатку и играть.

Сначала можно просто познакомить малыши с куколками, дайте ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем предложите ребенку одеть куколку на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок».
Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т.д.). Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.

Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться образной и выразительной.
Поэтому - если у вас еще нет своего кукольного пальчикового театра, самое время подумать о его приобретении!

Эта игрушка, сделанная вашими руками,  станет одной из любимых игрушек для вашего малыша

        И, последнее. Мне, как  педагогу важно, знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас оставить свои отзывы.

Дорогие родители, бабушки и дедушки! Я благодарю вас за активное участие в проведении мастер-класса. И желаю вам удачи и терпения в занятиях с малышом.                                                                                                                                                  

                                                                                                                                         

Список литературы

  1. Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика.- М.: ЭКСМО, 2005
  2. Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию Мозаика-Синтез, 2012. - 226 с.
  3.  Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М.: ООО Издательство "Дом.ХХI век", 2006
  4. Цвынтaрный В.В. Игрaeм пaльчикaми и рaзвивaeм рeчь. - СПб.: Речь, 2010. - 32 с.
  5. Дигурова, Т.М. Как провести мастер-класс [Текст]/Т.М. Дигурова, Н.В. Клёнова // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. - № 3. детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. - М.: – С.13-22.
  6. https://svoimi.rukami.klubokidei.com/723208022754854961/prazdnik-odinokoj-perchatki-delaem-palchikovyj-teatr-/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для родителей воспитанников "Играем пальчиками"

Коррекционная работа будет более эффективной, если в неё вовлечены родители детей. Мастер-класс является интересной формой взаимодействия родителей, детей и логопеда....

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Мастер - класс для родителей "Играем с пальчиками - развиваем эмоции и речь"

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....

Мастер класс с родителями "Играем с пальчиками - развиваем речь!" с использованием ЭОР

Задачи:vСоздание атмосферы эмоционального комфортаvОбучение родителей играм и упражнениям, помогающим развивать устную речь ребенкаvАктивизация речевого общения в семье.Наша речь имеет неврологические...

Тематический вечер "Профилактика эмоционального неблагополучия с использованием сказкотерапии младших дошкольников" и Мастер - классы: изготовление игрушки "Зайчик на пальчик" и "Новогодний колокольчик"

Цель : Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики эмоционального неблагополучия младших дошкольников с использованием сказкотерапии. Создать условия для совместной деятельности детей, р...

Работа с родителями Мастер-класс для родителей «Дружат наши пальчики» (средняя группа)

Данный материал предназначен для родителей детей 4-5 лет....

Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь»

Мастер-класс для повышения профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....