Календарь развития речи ребенка раннего возраста
консультация

Абужарова Валентина Вячеславовна
Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendar_razvitiya_rechi_rebenka_rannego_vozrasta.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

Календарь развития речи ребенка раннего возраста

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка.

Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.

3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом  напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».

2 – 3 месяца:  у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г». Это важный  этап развития речи детей раннего возраста.

4 – 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.

6 – 9 месяцев  -  лепет, он повторяет  одинаковые  слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).

9 – 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.

11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом

К 2 годам  в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3  слов.

К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.

К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.

Важно знать:не слушайте советов  от других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь, ее качество.  

Как определить признаки нарушений речи у ребенка?

 К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением

К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.

К концу 5 месяца  не прислушивается к звукам и музыке

К концу 7месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления»  

К концу 9месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым

К концу 1 года  ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».

К 1,5 годам не  показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.

К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую  инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол)

К 2,5 годам не различает «большой – маленький», не общается с детьми.

К 3 годам  не может назвать свое имя и фамилию,  рассказать простое стихотворение и сказку.

Если этого не происходит – есть повод обратиться к специалистам.

Возможные причины нарушений речи

Вирусные  и эндокринные заболевания матери, угроза выкидыша, травмы, токсикоз, низкий уровень гемоглобина.

Генетические аномалии, наследственная предрасположенность.

Неблагоприятные роды.

Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни

Дети, которые получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар.

 Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения – учитель-логопед.

Что же могут сделать родители для успешного  развития речи?

Речь – это высшая психическая функция, поэтому очень важен период  внутриутробного развития ребенка.   Родителям необходимо позаботиться о развитии речи еще до его рождения. Важно, чтобы будущая мама получала  только положительные эмоции.

Больше общайтесь со своим малышом! Доброжелательность, мягкий и спокойный голос, грамматически правильная речь – еще один важный фактор развития речи.

Часто, дети, используя лишь указательный жест, получают желаемое. Приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения.

Не ругайте ребенка за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Он замкнется, престанет говорить и учить новые слова.

Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют  развитию умения слушать и слышать: «Послушай, что там тикает? А это  что шумит?». Пусть малыш учиться различать речевые и неречевые звуки (звуки окружающей среды).

Учите с ребенком сказки, стихи, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые слова, тренирует память и внимание.  

Важно знать:

Нарушения речи можно исправить – важно не упустить время!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка раннего возраста.

В настоящей статье анализируется, какие именно игрушки и игровые материалы нужны ребенку первого — третьего года жизни для стимуляции и развития его коммуникаций со взрослым и самостоятельной (экспрес...

Дидактическая игрушка - как средство развития речи ребенка раннего возраста

Что представляет из себя дидактическая игрушка, ее назначение....

Рекомендации родителям по развитию речи ребенка раннего возраста.

Практические задания и советы помогут родителям грамотно организовать взаимодействие со своим малышом....

Развитие речи ребенка раннего возраста.

Особенности развития речи ребенка раннеготвозраста....

«Организация деятельности по развитию речи ребенка раннего возраста с соответствием Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» и программно-методического комплекса «Воробушки».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возр...