«Развитие игровых навыков детей с РАС посредством сенсорных игр»
консультация

Бурмистрова Елена Викторовна

«Развитие игровых навыков детей с РАС посредством сенсорных игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele1.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

                          Консультация для родителей

«Развитие игровых навыков детей с РАС посредством сенсорных игр»

Сенсорными условно называем игры, цель которых — дать ребенку новые

чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:

зрительные ( например  ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в

друга, смешивание)

— слуховые ( ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших

листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

тактильные ( то, что ребенок ощущает посредством прикосновений,

ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового

полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по

величине и форме предметы — большой мяч и крохотные бусинки,

различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим

человеком);

двигательные ( ощущения от движений тела в пространстве и ритма

движений — ходьба, бег, танцы);

обонятельные  (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные

запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до

запаха деревянного забора и стальной перекладины);

Процесс изучения мира ребенком с синдромом детского аутизма проходит

по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности.

Во-первых, для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в

себе особую значимость, аутичный ребенок не дифференцирует предметы

и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не

учитывая их свойства.

Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых

игр; у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и

характеристик.

Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально

организованных сенсорных игр — создание эмоционально

положительного настроя.

Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог (или

мама) предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых,

взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком. Механизм проведения

игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на

участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом

взрослого. Если вы сумеете разделить с ребенком положительные эмоции,

разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным,

то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами интересно, с

готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием

ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального

комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А

это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.

Итак, проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на

настроении и поведении ребенка;

— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в

жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые

возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход

дальнейшего развития ребенка;

— получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для

расширения его представлений об окружающем мире;

— внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения

сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые

представления о социальных взаимоотношениях.

Таким образом, проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие

ребенка, наладить с ним контакт.

Игры с ритмами

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного

ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно

помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную

активность.

В играх с ритмами можно использовать следующие приемы:

— хлопки в ладоши;

— топанье ножками;

— прыжки в определенном ритме;

— проговаривание текстов стихотворений;

— пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным

ребенком предполагает:

— Сопровождение текста движениями;

— Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;

— Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет

«запускать» пропевание ребенком песенки).

При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны

быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме

этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку.

Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать

те, что ему больше нравятся. Часто именно в ходе занятий с ритмами у

ребенка возникают первые попытки использовать активную речь.

Коммуникативные игры

 «Твоя ладошка, моя ладошка»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по

руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка...»

«Ладушки»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу

друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки...»

Если ребенок активно сопротивляется, необходимо прекратить игру.

«Мы на лодочке плывем»

Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к

аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:

Мы на лодочке плывем, тихо песенку поем:

«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» - покачнулись ты и я...

«Покатаем мячик»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться,

чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый

присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с

ребенком.

«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»

Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к

подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и

ловить.

«Бумажный листопад (снегопад)»

Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и

придание ему сюжетного смысла.

В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги

(отщипывать кусочки ваты), затем подбрасывать их вверх (либо раздувать) со

словами: «Листики (снежинки) кружатся и падают». В конце игры

обязательно следует организовать «уборку листьев (снега)».

«Мой кубик, твой кубик...»

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение

соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.

Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик

сверху и т. д.

«Кто сильнее подует?»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию,

«заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания.

Взрослый привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни из

кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы

кубики рассыпались.

«Снежки»

Цель: формирование положительных эмоций, активизация психической

деятельности, развитие ручной координации. Взрослый побуждает ребенка

подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, или кидать снежки друг

в друга. Затем необходимо побуждать ребенка складывать «снежки» в

коробку.

«Молоточек»

Цель: формирование положительных эмоций, формирование способности к

подражанию, развитие ручной координации.

Взрослый побуждает ребенка отстукивать определенный ритм или стучать

рука в руке, проговаривая стихотворение:

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,

Раздается громкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для ребят.

«Занавесочка».

Цель: формировать произвольный выдох.

Ребенок дует на бахрому, выполненную из бумаги. Предлагаемая инструкция

«Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).

«Колокольчик»

Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).

На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых

находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует

звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами,

предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством разыгрывания сказок

Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания...

"Коррекция и развитие речевых навыков детей дошкольного возраста посредством арттерапии"

В настоящее время в практике дошкольного образования для осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи заметен интерес к методикам, построенных на применении различных видо...

Самообразование Тема: «Развитие речевых навыков детей подготовительной группы, посредством развития мелкой моторики рук».

Формирование речевых навыков детей старшего дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики рук....

Игровые поля-папки, как условие развития игровых навыков детей раннего возраста

в статье говорится о развитии первого вида игры детей раннего возраста - режиссерской игре. об одном из приемов ее развития и о влиянии этой деятельности на будущую сюжетно-ролевую игру....

Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр"

Сенсорное развитие ребёнка-это способ познания окружающего мира.Существует 5 сенсорных систем с помощью которых человек познаёт мир (зрение,слух,осязание,обаняние,вкус).Ощущения дают нам представление...

Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр.

Отчёт работы по самообразованию на тему:«Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр....