Педагогический проект на тему «Развитие мелкой моторики младших дошкольников по средствам дидактических игр и упражнений»
учебно-методический материал (младшая группа)

Ибатуллина Алия Айдаровна
Аннотация к педагогическому проекту «Развитие мелкой моторики младших дошкольников по средствам дидактических игр и упражнений» Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка : навыков самообслуживания; усидчивости; мышления; внимания; воображения; словарного запаса; памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию на тему « Развитие мелкой моторики младших дошкольников по средствам дидактических игр»

Выполнила воспитатель

МАДОУ д. с №11:

 Ибатуллина А.А.

Нефтекамск,2023

Содержание:

1. Введение

2. Актуальность

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

4. Аннотация проекта

5. Этапы реализации проекта программы

6. План мероприятий

7. Ресурсы

8. Критерии оценивания проекта

9. Риски и пути преодоление рисков

10. Выводы

11. Литература 

1. Введение

 «Источники творческих способностей

и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук,  который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы- развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений. Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, предметом деятельности является дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

2. Актуальность создания проекта

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. В раннем возрасте ребёнок очень быстро изучает и овладевает навыками. Дети уже могут объяснить, что они хотят делать, что им интересно в данный момент. В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься. В младшем дошкольном возрасте дети пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений.

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Тактические цели:        

1. Создать условия для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений.

2. Сформулировать для детей младшего дошкольного возраста благоприятную среду для развития мелкой моторики.

3. Организовать для детей младшего дошкольного возраста предметно-развивающую среду по развитию мелкой моторики у детей.

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

2. Совершенствовать речь и словарный запас детей посредством пальчиковых игр и гимнастик.

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Ожидаемые результаты:

1. У детей будет развиваться мелкая моторика.

2. Получают удовольствие от творческой деятельности.

3. Стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

Продукт:        

1. Сделать консультацию для воспитателей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

2. Составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик.

3. Подготовить мастер-класс для родителей по игре на развитие мелкой моторики рук «Разложи по стаканчикам»

4. Аннотация проекта

В основу данного проекта положены следующие идеи:

1. Массаж кистей рук;

2. Пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

3. Изготовление дидактических игр;

4. Лепка из пластилина;

5.  Изготовление шнуровок.

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведение режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Пути решения проекта

- обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

- учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.

5. Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на сентябрь 2022 года по май 2023.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Изучение методической литературы, изучение истории вопроса.

Сентябрь-октябрь

2.

Практический этап  

Изучение и поиск практического  материала, разработать Мастер-класс для родителей по игре «Разложи по стаканчикам» на развитие мелкой моторики

Ноябрь- март

3.

Обобщающе-результативный этап

Диагностика детей, проведение анкетирование для родителей, проведение консультаций по данной теме.

Апрель

4.

Презентация проекта

Оформление презентации на данную тему, представление готовой презентации перед педагогами ДОУ.

Май

6. План мероприятий

№ п/п

Направление

Тема мероприятий

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

Массаж пальцев и кистей рук

Групповая

2.

«Социально-коммуникативное развитие»

Дидактическая игра «Собери животных»

Подгрупповая, индивидуальная

3.

«Познавательное развитие»

НОД на развитие мелкой моторики с использованием икт оборудования.

Групповая

4.

«Речевое развитие»

Пальчиковая гимнастика «Собираем листочки», «Компот»  

Групповая

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

Лепка « Букет маме»

Групповая

7. Ресурсное обеспечение проекта

    1. Информационные ресурсы: интернет-ресурсы.

2. Учебно-методические ресурсы: методическая литература по данной теме.

3. Фонд методического кабинета:

  библиотека:

  игротека:

  аудиотека:

  фонотека:

4. Материально-технические ресурсы: ноутбук (личный у педагога), принтер (есть в семье Артура), ламинатор (арендован в пед. кабинете)

5. Финансовые ресурсы:

6. Финансирование проекта производится

8. Критерии оценивания проекта

1. Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями,   интересом ребенка к образовательному процессу)

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информационность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

9. Риски и пути преодоления рисков

Риски изменения объёмов работы: было дано дополнительное время на окончание педагогического проекта.

10. Выводы:

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимися проблемами детства.

     О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук деятельность активизируется. Тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.

В целом проект с детьми и родителями с моей точки позволит не только развить у детей мелкую моторику, но и дадут толчок для развития внимания, памяти, также связной речи в целом.

11. Литература:

1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007

2. ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007.

3. Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО :2008 г.

4. Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику Каро,2013 г.

5. Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи Эксмо, 2011 г.

6. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка» Эксмо 2009 г.

7. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» во второй младшей группе, МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2012 г.

8. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

9. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

10. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений"

Представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста: цели, задачи, этапы деятельности; формы работы с детьми, родителями....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наб...

План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...

Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....