Педагогический опыт по теме: «Развитие мелкой моторики рук дошкольников»
материал (младшая группа) по теме

Педагогический опыт по теме: «Развитие мелкой моторики рук дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abdulzhalilova_m.s.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук дошкольников»

Сегодня я хочу представить свой педагогический опыт по  развитию мелкой моторики рук дошкольников через использование в образовательном процессе различных методов и приемов.

Занимаюсь развитием мелкой моторики дошкольников 3 года. Начиная с 2014 – 2015 учебного года проводила работу с детьми 2-ой младшей группы, 2015 – 2016 уч. г. – 1 мл. гр., в этом учебном году продолжаю работать с этими детьми во 2-ой младшей группе.

Слайд 2

Свое выступление хочу начать со слов великого педагога – новатора Василия Александровича Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.     Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление и в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, недостаточной координации. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития.

Слайд 3.

Цель опыта: создать условия для развития  и совершенствования мелкой моторики и координации движения рук у дошкольников через использование различных видов и методов деятельности.

Задачи:

1.Улучшить координацию и точность движений рук и глаз, гибкость рук.

2.Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук, сенсорику.

3.Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4.Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр.

5.Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

6.Совершенствовать предметно-развивающую среду группы.

Слайд 4

Методы и инновационные материалы, используемые в работе по развитию мелкой моторики рук дошкольников.

1.Пальчиковые игры

2.Нетрадиционные техники изобразительного искусства

3. Инновационные материалы для развития мелкой моторики рук:

-«Орбизы» - аквагрунт;  

-Кинетический песок;

-Радужный песок;

-Ластик «пазлы»;

--Умный пластилин;

-Пластилин «Play – Doh»;

-Конструктор «Bunchems»;

-Умные магниты.

Начинала работу с детьми с использования «Пальчиковых игр", что представляет собой инсценировку каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.  

Пальчиковые игры проводятся ежедневно во время НОД, в режимных моментах, дети знают разнообразные пальчиковые игры (более 15 игр) с удовольствием в них играют, сами выбирают любимую пальчиковую игру и стремятся выйти вперед и показать её.

Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.        

Слайд   5                

При сотрудничестве с педагогом Черепановой Еленой Викторовной, консультируясь с ней, внедрила в работу с детьми нетрадиционные техники изобразительного искусства. Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

-  интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развитию уверенности в своих силах;

- развитию пространственного мышления;

- развитию умения свободно выражать свой замысел;

Слайд 6. Рисовали манной крупой, гречневой крупой.

Работа велась в индивидуальной и подгрупповой формах (в количестве 3- х детей). Проводилась в два этапа: в 1 этапе рисовали крупой, во втором наносили краску на крупу и дорисовывали фломастерами глазки, ручки, головной убор.

Слайд 7

Рисовали  пальчиками (требует большой координации и точности) и по заранее подготовленному педагогом контуру.

         Рисовали при помощи оттисков (оттиски в форме травы, цветов и грибочков обмакивались в краску и наносились на бумагу, краску использовали нескольких цветов).

         Создавали аппликацию «Дерево с листочками» из мелких кусочков цветной бумаги.

Рисовали нетрадиционной техникой смятия бумаги, обмакивания в краску и нанесения на лист.

Работа велась в индивидуальной форме и в количестве детей до 3- х.

Слайд 8-9

Рисование разноцветным  песком. Подготавливала основу для работы, материал, ребенок наносил клей на основу, используя ложку, насыпал песок,  стараясь полностью охватить элемент, пальчиком поправлял неровности, оставшийся песок высыпал в контейнер. Дальше работа продолжалась с другим цветом по той же технологии.  В презентации представлен образец «Цветик – семицветик», имеются основы «Мухомор», «Солнышко», Гусеничка», «Птичка», «Дождик».  С этими же основами мы работаем и с пластилином  вместо песка.

Используя смешанную технику – сочетание в рисунках нескольких материалов для рисования, рисовали песком и красками, обводили фигуру по контуру кистью, затем песком наносили рисунок, используя клей-карандаш.  

Работа велась в индивидуальной форме и в количестве детей до 3-х.

Слайд 10

Рисовали нетрадиционной техникой рисования ладошками «Дерево-ладошек».

Отпечаток детской ладошки легко превратил унылые пустые ветки в красивое пушистое дерево с листочками. Работа велась с группой детей.

Слайд 11

Рисовали на крупе, на слайде представлена кукурузная крупа, работа ведется в специальных подносах, приобретенных мною. Рисовали прямые и  волнистые линии, солнышки, облака, дети проявляли свое творчество и фантазию.

Работа велась в индивидуальной форме от 1 до 3- х детей.

«Сухой бассейн» - в контейнере с фасолью смешивались бусины либо пряталась игрушка, задача ребенка состояла в том, что бы рассортировать все бусины по форме, или найти игрушку.

Работа по нетрадиционным техникам рисования проводится в группе в режимных моментах систематически два раза в неделю.  Рисование  на крупе и песком ежедневно.

Слайд 12 Инновационные материалы для развития мелкой моторики рук.

Однажды мой старший сын принес домой маленький пакетик с крошечными бусинками, на которые я не обратила внимания, они возились на кухне,  я подошла и спросила:  «что это такое?»  «Орбизы», ответили мне мои сыновья!

И тогда я решила узнать, что это такое и как мне это пригодится в моей работе с детьми.

Аквагрунт - нестандартный, но эффективный метод работы с детьми. Разноцветные, упругие шарики так здорово подходят для развивающих игр, развития мелкой моторики рук. Прежде крошечные, твердые, цветные горошинки буквально за несколько часов насыщаются водой и становятся полупрозрачными шариками, в несколько раз увеличенными в объеме.

Слайд 13

Мы с детьми провели экспериментирование, высыпали наши маленькие разноцветные бусины  в емкость с водой. Развивающая игра начинается практически сразу.  Малышам очень интересно играть руками с мягкими влажными шариками, перебирать их, пересыпать в руках, наблюдать, как растет аквагрунт, как из маленьких бисеринок вырастают большие шарики, как меняется их форма. Особенный интерес вызывает возможность добавлять новых "деток" другой формы в емкость с гидрогелем и наблюдать за их превращением.

Шарики начинают меняться в течение нескольких секунд, выращивая полупрозрачную оболочку вокруг цветной сердцевины, приобретая форму цветка. Маленькие комочки исчезают с течением времени - шарик напитается полностью водой и станет идеальной сферой. Это все очень, очень увлекательно.  На ощупь -мягкие, влажные, вызывают у детей огромный интерес.

Слайд 14-15

Появляется возможность наглядной сортировки по цвету.

При помощи ложек достаем «орбизы» определенного цвета и перекладываем в контейнера. Другой вариант, при помощи рук вылавливаем из емкости с «орбизами» маленьких морских жителей.

Слайд 16 Кинетический песок

Кинетический песок или как его еще называют - живой песок, умный песок, лунный песок не так давно появился на российском рынке.  За счет своей необычной фактуры кинетический песок очень быстро завоевал популярность в детских играх. Кинетический песок это универсальный совершенно безопасный продукт для взрослых и детей с богатым функционалом. Данная смесь состоит на 98% из кварцевого песка и на 2% из полимерного связующего, отвечающего всем нормам безопасности.

Слайд 17

Кинетический песок обладает рядом уникальных свойств: не высыхает, не пачкает руки, легко собирается с игровой поверхности, приятный на ощупь, имеет сходство с морским песком, но в то же время мягкий, рассыпчатый, воздушный, идеально подходит для создания песчаных скульптур без воды, нравится и взрослым и детям с первых прикосновений.

Слайд 18

Игры с кинетическим песком, как и с обычным, очень полезны для развития мелкой моторики. Особенно актуальным кинетический песок становится в холодное время года, когда доступ к песочнице на улице ограничен. Кинетический песок выгодно отличается от обычного, тем, что он не сыпучий. Именно это свойство кинетического песка позволяет играть с ним дома.

Слайд 19

Также у нас в группе имеется радужный песок (четыре цвета) по своим свойствам схожий с кинетическим песком,  имеет формочки для творчества, приятный на ощупь, вкусно пахнет и очень нравится детям.

Слайд 20

Ластик         «пазлы». Набор фигурных ластиков, которые разбираются на части и собираются.  Состоят из очень мелких деталей, яркие, красивые, игры с ними эффективно развивают мелкую моторику рук.  

Слайд 21

Представляю вашему вниманию «Умный пластилин», работа с ним способствует развитию мелкой моторики рук.

Это такая мягкая и приятная на ощупь пластилиноподобная масса. Хорошо мнётся, растягивается и рвётся. Из нее хорошо лепить разнообразные фигурки. Умный пластилин с легкостью принимает любую форму, не липнет к рукам и другим предметам. Самым замечательным отличием от пластилина является тот факт, что умный пластилин не пачкает окружающие предметы.

Слайд 22-23

Пластилин реагирует на магнит, тянется за ним,  вытягиваясь в тонкую линию, поглощает магнит полностью,  если положить магнит рядом, или на него. Попрыгивает как мяч,  если ударить об пол.

Слайд 24

Play-Doh отличается очень мягкой консистенцией и маленькие пальчики смогут лепить любые фигуры, просто взяв массу в руки. При этом он не прилипает к рукам и поверхностям. По тактильным ощущениям напоминает тесто.

Невероятно яркие, сочные оттенки, отсутствие резкого запаха, безопасность и широкий выбор наборов для игр, которые я подобрала сама,  помогут реализовать бескрайний полет фантазий малыша, поспособствовать развитию мелкой моторике рук и провести с ним множество интересных часов.

Слайд 25

Bunchems представляет собой липучки, напоминающие по структуре репейник. Их легко соединять и разъединять между собой, создавая фигурки любой сложности. Шарики различаются по цвету, что развивает фантазию ребенка и помогает творить яркие шедевры. При соприкосновении друг с другом, детали конструктора будто склеиваются, а при необходимости создания нового персонажа шарики легко разбираются.

Слайд 26

Игра с конструктором Bunmches положительно влияет на общее развитие ребенка. При помощи фигурок он будет демонстрировать свою фантазию, и учится свободно мыслить. Креативность – одна из важных черт, которая обязательно поможет малышу во взрослом мире. Развитие творческих способностей помогает быстрее ориентироваться в поставленных задачах, находить нестандартные пути решения и лучше усваивать учебный материал.

Слайд 27

Умные магниты. Магнитный куб – увлекательный способ познакомить с многообразием геометрических фигур, в работе с ним ребенок проявляет свою  фантазию и воображение.  Во время игры детали магнита сортируются по цвету и собираются  обратно в куб.

Работа с инновационными материалами проводится в группе систематически, ежедневно во второй половине дня.

Слайд 28

 Важный элемент в моей работе по развитию мелкой моторики рук - это взаимодействие с родителями воспитанников. Я активно в течение двух лет вовлекала их свою работу, делилась с ними своими идеями и находила в них поддержку.  Приглашала их на занятия, на мастер-классы, после проведения, которых получала массу положительных отзывов.

Совместно с родителями и детьми проводились занятия для развития мелкой моторики  рук,  в первой младшей группе было  проведено занятие с родителями и детьми аппликация «Солнышко».

Слайд 29

Также в первой младшей группе было проведено занятие с родителями и детьми, используя технику нетрадиционного рисования пальчиками. Занятие называлось «У жирафа пятнышки». На готовую основу изображения Жирафа наносились пальчиком краски «пятнышки».

Слайд 30

В этом году  мною был проведен мастер – класс для родителей,  с целью ознакомления с дидактическим материалом, используемым в работе; как работают дети с ним, а также, показали родителям, чему мы научились и что умеем; даны рекомендации по организации работы с целью развития мелкой моторики рук детей в домашних условиях.  Мастер – класс был начат с теоретической части, о том, как важно развивать мелкую моторику рук, и для чего она нужна. Далее были показаны педагогом и детьми пальчиковые игры, по выбору и показу самих детей.

Слайд 31-32

Затем перешли к практической части, на столах был разложен весь материал наработанный педагогом за время работы, дети вмести с родителями присаживались за рабочие столы и дети демонстрировали родителям, как играть,  с определенным  материалом. Затем  при желании менялись столами.

Слайд 33

Родителям был презентован  весь материал, используемый в работе и сделанный их же руками,  в течение двух  лет. В создании материалов для развития мелкой моторики рук  приняло 80% процентов родителей.

В конце мастер – класса родителям было предложено анкетирование с целью выявления знаний о важности развития мелкой моторики, о том какие пособия имеются в наличии дома. А также с целью выявления предпочтений родителей о формах взаимодействия с педагогом.

Слайд 34-39

Хочу представить вам материал сделанный руками родителей.

«Теремок» (замочки, откручивающиеся крышки, замки на ключах, почта с мелками, крышки на липучках, дверцы на замках открывающиеся и закрывающиеся). Эстетическое оформление  в духе сказки «Теремок» с главными героями, спрятавшимися за дверцами.

«Удивительная доска для развития мелкой моторики рук».

 Дверцы на замке открывающимися ключами, или на крючке, разнообразные кнопочки с подсветкой,  молнии, откручивающиеся крышки, шнуровка, и многое другое.

Книга «Мелкая моторика»

Заключительное слово.

Проведенная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста:

Слайд 40. Результаты работы.

По результатам наблюдений за детьми можно сделать следующие выводы о результатах работы:

- Улучшилась координация движений пальцев рук детей.

-Улучшилась подвижность кистей рук.

-Речь стала более выразительной и внятной, стихи рассказывают более выразительно с интонацией, виден прогресс в развитии речи детей.

-Улучшилось звукопроизношение.

-Улучшилась творческая активность детей.

-Пополнена предметно-развивающая среда.

Систематическая, ежедневная работа в данном направлении развила у детей внимательность, усидчивость, пополнила словарный запас, кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, что способствует в дальнейшем легко овладеть письмом. С поставленными целями и задачами справилась в полной мере.

Слайд 41

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....

Педагогический опыт по теме «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой нарушение сроков формирования психических и познавательных функций у ребенка, отставание в темпе освоения различных видов деятельности....

Инновационный педагогический опыт по теме: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР» учителя-логопеда МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ермошиной Галины Николаевны

Вопрос готовности ребёнка к школе всегда волнует родителей особенно если дети имеют отклонения в речевом развитии.  А от уровня развития мелкой моторики зависит показатель интеллектуальной готовн...

Педагогический проект на тему «Развитие мелкой моторики младших дошкольников по средствам дидактических игр и упражнений»

Аннотация к педагогическому проекту «Развитие мелкой моторики младших дошкольников по средствам дидактических игр и упражнений» Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые н...

Педагогический опыт на тему "Развитие мелкой моторики рук посредством пластилинографии"

Человек по своей природе творец. Поэтому уже с раннего детства необходимо помочь личности запустить процессы самореализации и самопознания, развивать его талант. Чем раньше взрослые помогут в этом де...