Педагогический опыт на тему "Развитие мелкой моторики рук посредством пластилинографии"
учебно-методический материал (старшая группа)

Человек по своей природе творец. Поэтому уже с раннего детства необходимо помочь личности запустить процессы самореализации и самопознания, развивать его талант. Чем раньше взрослые помогут в этом детям, тем полноценнее, ярче, богаче для самого человека и людей с ним контактирующих в социуме будет качество жизни. Руководствуясь своей педагогической практикой я изначально делаю акцент на развитии мелкой моторики. Определение создателя педагогической системы, В.А Сухомлинского основано на том что ум находится на кончиках пальцев. Все гениальное просто. Поэтому его знания являются шпаргалкой для современных педагогов-практиков. Исходя из этого я определила актуальность проблемы и вплотную занимаюсь ее решением в работе с детьми дошкольного возраста. Моим фундаментом является пластилинография. Вид этого декоративно-прикладного искусства способствует развитию движения пальцев и кистей рук что в свою очередь оказывает положительное воздействие на развитие коры головного мозга и является мощным тонизирующим фактором в развитии физического, психического и умственного развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_yumaeva_e.m_2023.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

воспитателя

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Ромодановского муниципального района

Республики Мордовия

Юмаевой Э.М

Ромоданово 2023

  1. Введение

#1058;ема опыта

« Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии».

2. Сведения об авторе

Юмаева Эльвира Мянсуровна, воспитатель старшей группы МБДОУ «Детский сад «Солнышко», первая квалификационная категория. Образование: высшее, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2013 г., квалификация организатор-методист дошкольного образования по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования».

Общий / педагогический / стаж в данной организации: 18 / 13 / 13 лет.

3. Актуальность

Человек по своей природе творец. Поэтому уже с раннего детства необходимо помочь личности запустить процессы самореализации и самопознания, развивать его талант. Чем раньше взрослые помогут в этом детям, тем полноценнее, ярче, богаче для самого человека и людей с ним контактирующих в социуме будет качество жизни.

Руководствуясь своей педагогической практикой я изначально делаю акцент на развитии мелкой моторики. Определение создателя педагогической системы, В.А Сухомлинского основано на том что ум находится на кончиках пальцев. Все гениальное просто. Поэтому его знания являются шпаргалкой для современных педагогов-практиков. Исходя из этого я определила актуальность проблемы и вплотную занимаюсь ее решением в работе с детьми дошкольного возраста. Моим фундаментом является пластилинография. Вид этого декоративно-прикладного искусства способствует развитию движения пальцев и кистей рук что в свою очередь оказывает положительное воздействие на развитие коры головного мозга и является мощным тонизирующим фактором в развитии физического, психического и умственного развития детей дошкольного возраста.

4. Основная идея опыта

В технике пластилинография я работаю с 2019 г. Особенностью моей деятельности является то, что пластилиновой живописью мы занимаемся на постоянной основе, включая ее в разные виды деятельности.

Я считаю, что данная техника является очень доступной формой творческой деятельности. Она способствует развитию мелкой моторики при условии систематических занятий в свободной и образовательной деятельности и при соблюдении цели и задач.

Цель: способствовать данным видом деятельности на координацию движения обеих кистей рук и развитие мелкой моторики.

Задачи: 1. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений рук.

2. Развивать интерес к художественно-эстетической деятельности, формирование креативности и творческого подхода.

3. Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, желание доводить начатое до конца.

«Пластилинография» очень экономичная и доступная форма творческой деятельности для детей дошкольного возраста, она позволяет быстро достичь результата. Эта деятельность запускает процесс развития и познания объёмно- пространственных форм действительности, координирует сложные процессы работы мозга. Не сложный творческий процесс дает необходимые результаты в обучении и развитии детей. Таким образом педагогическая идея опыта заключается в развитии мелкой моторики посредством нетрадиционного подхода в техники рисования пластилином.

5. Теоретическая база

В первые с этим видом изобразительной деятельности я столкнулась в интернете. Меня очень заинтересовала эта форма творчества. Внимательно изучая историю появления пластилина узнала, что это изобретение уходит корнями в 1880 год. Не засыхающую массу изобрел и запатентовал Франц Колб. Подобное изобретение появилось еще и в 1897 году , его открыл Уильям Харбут. Эти массы были идентичны и в скором времени получили одно общее название «пластилин». Изучая исторические факты, в интернете, открывались вкладки различных современных методик, использующих пластилин для развития мелкой моторики. Меня привлекла статья, профессора психолого-педагогических наук Магомедовой М.К. В своей работе она подробно описывает возможности использования арт-терапии (пластилинографии) как форму работы с детьми с ослабленным здоровьем, задержкой развития и страдающих аутизмом. В своей работе она учит педагогов, как построить психолого-терапевтические отношения с детьми. В ее трудах описано ряд арт-технологий.

Теоретическую основу я взяла из программы И.А Лыкова «Разноцветные ладошки», там красной строкой в очень понятной форме предложена методическая разработка по пластилинографии и ее внедрение в образовательную систему ДОУ. Мной изучено и успешно внедряется методическое пособие Т.Н. Яковлевой «Пластилиновая живопись», пособие по художественно эстетическому развитию, «Занятия пластилинографией»,

Ковалева С.Т и ряд других методических пособий. Корректируя, анализируя, добавляя свое, я включаю это в свою работу с детьми дошкольного возраста.

6. Новизна

Пластилинография-нетрадиционная техника работы с пластилином. Этот жанр работы представляет собой создание картины. Само слово пластилинография имеет два смысловых корня «пластилин» - это материал и «графия» - это создавать, рисовать. Из этого следует, что этот жанр предполагает рисование пластилином. Эта деятельность позволяет интегрировать различные образовательные сферы и решает проблемы развития мелкой моторики.

Я вношу разнообразие в этот вид деятельности с помощью добавления различных материалов. Это может быть бисер, природные материалы, семена, пуговицы, смятые комочки фольги и цветной бумаги. Новизной является то, что мы тесно совмещаем свое творчество не только с рисованием, но и с конструированием. При помощи пластилинографии мы создаем плоские детали и из них конструируем макеты домов, машин, дорог. Таким образом работа приобретает дополнительные цели задачи. Ребята с увлечением делают расписные терема, современные дома, природные ландшафты. Макеты поверх пластилина могут разрисовываться гуашью, из них создаются улицы городов и сел, перекрестки дорог и тд. В дальнейшем эти работы используются как игрушки и дидактические материалы. Дети придумывают сюжеты и обыгрывают созданное, оживляют персонажами. В дальнейшем планирую ввести работу с новым материалом бархатной глиной, это уникальный, само отвердевающий полимер. Пробные занятия уже проходили и оставили только положительные результаты и восторги детей.

Пластилинография это богатое поле деятельности, способствующие придумывать, творить и создавать различные методы и приемы для развития мелкой моторики, мышления, усидчивости, умений замечать красоту окружающего мира и воплощать увиденное, реализовывать свой творческий потенциал.

II. Технология опыта

Для того чтобы вести работу планомерно и последовательно мною были определены три основных этапа работы:

Первый этап- подготовительный (1 год обучения). В него входит подборка наглядного и раздаточного материала, дидактических игр, игрушек, плакатов и т.д. Дети осваивали методику правильной постановки пальцев, отщипывания кусочков от целого куска, скатывание шариков, жгутиков. Малыши освоили технику надавливания и размазывания, научились работать на ограниченном пространстве.

Второй этап-основной, практический (2-3 год обучения). На этом этапе проводилась апробация авторских наработок. Дети освоили более сложные приемы рисования пластилином, вкраплению цветов и оттенков, научились создавать коллективные работы и использовать в творчестве природные материалы и другие предметы.

Третий этап –обобщающий ( 4 год) на этом этапе проводился анализ и обработка полученных результатов. Дети учились самостоятельно выбирать тему для творчества, решать задачи, делать выводы и формировать отношение к полученным результатам. Вся работа велась на основе проектной деятельности, это помогало ставить и достигать поставленные задачи. Проекты имели как тематическую направленность, например «Краски осени», «Терем Деда Мороза», «Знамя Победы», «Разноцветное лето», так и не традиционные - «Подари свою улыбку», «Разноцветные ладошки», « Березовый рай» и т.д.

Итогом становились выставки детских работ, выполненные в данной технике. Дети постигая азы пластилинографии незаметно для себя развивали мелкую моторику, творческие способности, мышление. Ребята достигли положительных результатов.

III Результативность опыта

. Свою работу по внедрению пластилинографии в образовательный процесс в каждой возрастной группе я сопровождаю диагностикой уровня развития мелкой моторики на начало и конец учебного года. В основу мониторинга положены методики, описанные Гаврилиной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В.

Данные методики позволяют определить уровень развития мелкой моторики детей от 3 до 7 лет.

Задания подобраны в соответствии с возрастом детей

Выполнение каждого задания оценивается от 0 до 2 баллов (соответственно: низкий, средний, высокий уровни выполнения задания). По итогам всего мониторинга подсчитывается количество баллов, согласно которым определяется уровень развития мелкой моторики ребенка.

По результатам обследования по всем возрастным группам в течение четырех лет наблюдается положительная динамика: увеличение количества детей с высоким уровнем и снижением количества воспитанников с низким уровнями развития.

Уровень

Начало года 2020

Конец года 2021

Низкий

50%

10%

Средний

30%

50%

Высокий

20%

40%

Уровень

Начало года 2022

Конец года 2023

Низкий

35 %

0 %

Средний

55%

45%

Высокий

10 %

55 %

Применение данной техники мною на протяжении 4 лет, дало положительный результат.

В ходе целенаправленной, планомерной, продолжительной работы, у детей отмечаются позитивные изменения в речевом, художественно –эстетическом, познавательном развитии. Кроме этого постепенно исчезла скованность движений, кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, улучшились навыки самообслуживания, повысилась творческая активность воспитанников. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, сформировано умение планировать работу, доводить начатое дело до конца. Существенно повысился уровень развития мелкой моторики; к концу учебного года во всех возрастных группах наблюдается положительная динамика.

Таким образом, можно сделать вывод что, планомерная и целенаправленная, систематическая работа с детьми в технике пластилинография способствует эффективному развитию мелкой моторики воспитанников.

Данный опыт может быть использован педагогами дополнительного образования, воспитателями дошкольных учреждений и родителями.

В дальнейшем планирую продолжить работы в данном направлении.

Список литературы

1. Давыдова Г.Н. "Детский дизайн. Пластилинография. - М.: Издательство "Скрипторий 2003", стр.

2. Колдина Д.Н. "Лепка с детьми 4-5 лет" Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, стр.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.

4. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2009

5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002

6 Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Библиотека воспитателя». "Пластилиновая картина". Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика - Синтез», 53 с., Ил.

7 Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина" - Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 87с., Ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства - салфеточной аппликации и пластилинографии.

Ребёнок после рождения - это беспомощное существо. И только взрослые могут помочь детям расти, полноценно развиваться, учиться и совершенствовать свои умения и навыки. Всё это им необходимо! Важно раз...

Педагогический проект по развитию мелкой моторики руки посредствам оригами

·                        Искусство оригами является не только увлекательным искусство...

Опыт работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук посредством игр и упражнений в разных видах продуктивной деятельности»

Данный опыт работы может быть использован воспитателями всех видов дошкольных образовательных учреждений, независимо от реализуемых программ....

Картотека дидактических упражнений для развития мелкой моторики рук посредством пластилинографии

Описываются дидактические упражнения для развития мелкой моторики рук детей 7 лет....

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и художественного творчества»

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и художественного творчества»...

Педагогический опыт воспитателя «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический опытвоспитателя МДОУ «Верхнеуральский детский сад №5 «Рябинка» Верхнеуральского муниципального района Челябинской областиНадежда Владимировна Санникован...