Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в группе раннего возраста "Котенок Пушок"
консультация (младшая группа)

Маклакова Наталья Васильевна

Конспект ООД по художественно=эстетическому развитию в группе раннего возраста "Котенок Пушок"

Консультация для родителей "Адаптация детей раннего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №212»

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в группе раннего возраста

«Котёнок Пушок»

Выполнила: воспитатель

Маклакова Н.В.

г.Нижний Новгород

2022г.

Цель: формировать у детей представление о домашних животных и их детенышах.

Задачи: развивать навык умения у детей узнавать и называть домашнее животное-котёнок; формировать умение выделять его характерные особенности внешнего вида, упражнять в произношении звукоподражательных слов (мур-мур), (мяу-мяу).

Предварительная работа:

  • Развивать умение у детей различать домашних животных и их детёнышей (рассматривание картинок с изображением домашних животных)
  • Заинтересовать детей слушать фольклорные произведения, понимать содержание потешек, отвечать на вопросы по прочитанному. Вызывать желание слушать потешки. (НОД по развитию речи «Рассказывание потешки «Пошёл котик на торжок», рассказывание потешки «Как у нашего кота», стихотворения В.Берестова «Котёнок»»).
  • Способствовать формированию умения выполнять простые движения по подражанию педагогу, координируя их в соответствии с текстом(подвижная игра «Кошка и мышки»).
  • Формировать положительное отношение к действиям с соленым тестом, учить приемы раскатывания между ладонями прямыми движениями (подгрупповое занятие лепкой «Колбаски», «Палочки»).

Материалы и оборудование: большая картонная печь, игрушечный крупный котёнок, колбаска на тарелке, соленое тесто - кусочки по 2-3 для каждого ребенка, дощечки, салфетки для вытирания рук, тарелочки.

Индивидуальная работа:  способствовать умению у детей четко проговаривать слова: здравствуйте, мяу, мур.

План организации образовательной деятельности:

  1. Организационная часть: сюрпризный момент
  2. Основная часть: рассказывание воспитателя о котенке, кошке; лепка» «Колбаски для котика»; игра «Кошка и мышки»
  3. Заключительная часть.

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей. Обращает внимание на печку: «Посмотрите, это печка. Взрослые топят печь, чтобы в доме было тепло. Когда на улице очень холодно, на печку забираются дети и греются.

Звучит аудиозапись мяуканья котенка

Воспитатель: Вы ничего не слышите? Что это за странный звук? Как вы думаете, кто здесь может прятаться?

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, на печке кто-то есть!

Воспитатель: Кто это?

Ответ детей: котенок

Воспитатель:

«Уж ты котенька - коток,

Котя, серенький лобок,

Поздоровайся с детьми,

Сколько деток, погляди!»

Котик и дети здороваются друг с другом. Индивидуальная работа с каждым ребенком.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Это маленький котенок. Ему здесь, очень нравится. На печке тепло и котенку хорошо, словно он со своей мамой кошкой.

Воспитатель: котенок – это домашнее животное, которое живет дома.

Воспитатель: Давайте дети рассмотрим нашего котенка. Посмотрите, какой он: большой или маленький?

Ответ детей: маленький.

Воспитатель: Как зовут маму у котенка?

Ответ детей: мама кошка.

Воспитатель: Какие у котика глазки?

Ответ детей: маленькие, синие.

Воспитатель: Какие у котика зубки?

Ответ детей: острые белые.

Воспитатель: Какие цвета у котика шёрстка?

Ответ детей: (чёрная, пушистая, гладкая)

Воспитатель:

« Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые».

Воспитатель: Этого котенка зовут Пушок. Он пушистый и очень мягкий, поэтому хозяева назвали его Пушком. Глазки смелые, зубки белые. Только на его мягких лапках есть коготки – цап-царапки. Котята любят, когда их гладят по шерстке, они при этом начинают мурлыкать. Как мурлычет котенок?

Ответ детей: мур-мур-мур. Индивидуальная работа каждым ребенком.

Звучит аудиозапись мяуканья котенка.

Воспитатель:  Ребята, что-то котенок жалобно мяукает. Как вы думаете, почему он грустный?

Ответ детей: Он хочет…кушать.

Воспитатель: А что котенок любит кушать?

Ответ детей: молоко, колбаску, рыбу, мышек, мясо.

Воспитатель: Хотите его накормить?

Ответ детей: да.

Воспитатель:  Давайте, ему слепим колбаски.

Ответ детей: да,хорошо,давайте.

Воспитатель: Котенка посадим на стол, чтобы смотрел, как вы будете лепить. А мы с вами сядем за столы, чтобы нам было удобно лепить.

Дети садятся за общий стол, в центре стола на тарелке лежит колбаска.

Воспитатель: Что у вас на столе – на досочках лежит?

Ответ детей: соленое тесто.

На столе заранее приготовлен материал для лепки (дощечка, тарелочка, салфетка, соленое тесто 23 кусочка для каждого ребенка).

Лепка «Колбаски для котика»

Воспитатель: Берем кусочек теста и будем раскатывать между ладонями прямыми движениями колбаски. Покажите, как вы будете раскатывать?

Воспитатель: Молодцы.

Помочь детям, испытывающим трудности.

Готовую колбаску положим в чашечку.

По окончании работы воспитатель даёт салфетки. Предлагая вытереть ладони после лепки.

Воспитатель: Давайте котенка накормим.

Ответ детей: Давайте ( дети в чашечке несут колбаски на стол котику)ъ

Котенок кушает и хвалит за угощения каждого ребенка.

Воспитатель: Котик говорит вам большое спасибо, очень вкусные колбаски и хочет с вами поиграть в игру «Кошка и мышки». А вы хотите?

Ответ детей: да.

Воспитатель: Вы дети, будете мышками. А я и котенок будем вас догонять. Согласны?

Ответ детей: да.

Воспитатель держит в руках котенка и догоняет детей, читая рифмовку, дети изображают мышек.

«На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка,

Кошка глазки открывает

И мышат всех догоняет: МЯУ, МЯУ,МЯУ».

Воспитатель: Молодцы, ребята!

  1. Заключительная часть.
  • Ребята, сегодня кто в гости приходил к нам? (котик)
  • А маму у котика как зовут? (кошка)
  • Чем мы кормили котика? (колбаской)

Мне сегодня понравилось с вами играть, спасибо вам большое.

Давайте скажем котику «До свидания».



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №212»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема:    « Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания».

                                                                                                                                                      Выполнил:

                                                                                                                        Воспитатель : Маклакова Н.В.    

\

г. Нижний Новгород

2023г.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый

 готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.

Ребенок

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.

Адаптирующегося ребенка отличает:

• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

• утрата навыков самообслуживания;

• нарушение сна;

• снижение аппетита;                                                                                   

• регрессия речи;

• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

Родители

Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:

• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);

• начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);

• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);

• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад... Что скажет воспитательница, если увидит такое...).

И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.

Адаптирующегося родителя отличает:

• повышенная тревожность;

• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;

• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);

• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);

• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).

Педагог

Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.

Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому - адаптация.

Адаптирующегося педагога отличает:

• чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;

• повышенная эмоциональность.

Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации:

• легкую (15-30 дней);

• среднюю (30-60 дней);

• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;

• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;

• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;

• восстанавливается аппетит.

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает  этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.

На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:

  1. Возраст;
  2. Состояние здоровья;
  3. Уровень развития навыков самообслуживания;
  4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
  6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

                                 

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

 В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.

                И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

  • Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей

  • Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.

  • Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

  • Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

- самостоятельно садиться на стул;

- самостоятельно пить из чашки;

- пользоваться ложкой;

- активно участвовать в одевании, умывании.

  • Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.

 

  • Неумение занять себя игрушкой.

  • Наличие у ребенка своеобразных привычек.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Чего нельзя делать ни в коем случае

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Способы уменьшить стресс ребенка.

  • необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

  • в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.

  • каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.

  • Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

  • В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.

  • Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями:

  • в первую очередь, это неготовность  родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

  • частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.

  • ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.

  • сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам.

Рекомендуется:

  • как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

  • когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.

            Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному.  Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Как помочь ребенку снять

эмоциональное и мышечное напряжение? 

       В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.

         Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными.

        Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет спокоен.

       

       Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то   неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.

      

      Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.  

              Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...