Конспект родительского собрания
консультация (младшая группа)

Надежда Александровна Будаева

Основы нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям».

Цель: Оказать помощь родителям в овладении основ нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям.

Задачи:

-объединение усилий детского сада и семьи в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста;

- познакомить родителей с формами патриотического воспитания для использования в семье;

- способствовать формированию, уточнению имеющихся представлений о нравственно-патриотическом воспитании у родителей (нравственное воспитание, нравственные качества, патриотическое воспитание, патриотические качества);

- создать условия для проявления активности родителей во время встречи, а так же побуждать к применению полученных знаний в ходе семейного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

В 1 младшей группе №11 на тему:

«Основы нравственно-патриотического воспитания

детей раннего возраста

путём приобщения к культурным и семейным ценностям».

Воспитатель 1 младшей группы №11 Н.А. Будаева

                                                               

март

2023г.

Тема родительского собрания: «Основы нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям».

Цель: Оказать помощь родителям в овладении основ нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям.

Задачи:

-объединение усилий детского сада и семьи в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста;

- познакомить родителей с формами патриотического воспитания для использования в семье;

- способствовать формированию, уточнению имеющихся представлений о нравственно-патриотическом воспитании у родителей (нравственное воспитание, нравственные качества, патриотическое воспитание, патриотические качества);

- создать условия для проявления активности родителей во время встречи, а так же побуждать к применению полученных знаний в ходе семейного воспитания.

Форма: родительское собрание в форме круглого стола с элементами игры и продуктивной деятельности.

План проведения:

Запустить анкету во время сбора и ожидания (Приложение 1)
1.Вступительный этап: разминка «Сложи пословицу».

2.Основная часть:
введение в проблему (выступление воспитателя группы по теме, раскрытие темы)

3.Игры с родителями.

4.Подведения итогов собрания.
5.памятка «Нравственно – патриотическое воспитание»(Приложение 2)

Ход:

1.Вступительный этап: разминка «Сложи пословицу».

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.
- Хотим попросить Вас быть активными, инициативными. 
- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц.

(Родители делятся на группы и собирают пословицы.)
Зачитываются родителями пословицы:
1.Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).

2.Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).

3.Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).
Итог разминки.
- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Семейное воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств).

2.Основная часть:
введение в проблему (выступление воспитателя группы по теме, раскрытие темы)

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.  

Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет его мама, с прибаутками, потешками. Тогда можно сказать, что патриотическое воспитание начинается с русского устного народного творчества. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор. В раннем детстве дети более развиты, способны понимать многие вещи, поэтому и воспитательные средства будут усложняться. К раннему возрасту относится период от 1 года до 3 лет, поэтому ведущая доля воспитания ложится на семью. Содержание патриотического воспитания в раннем возрасте включает в себя: знакомство с семьёй, её традициями; если ребёнок уже пошёл в детский сад, то знакомство с детским садом; знакомство с улицей, на которой проживает ребёнок.

Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма. Средствами воспитания на этом этапе будут выступать, во-первых, совместная деятельность в семейном кругу. Например, настольные игры вечером или организация хозяйственно-бытового труда (распределить обязанности по дому и выделить малышу какую-нибудь функцию, например, поливать цветы или протирать пыль), помощь маме на кухне, хотя бы мелкое поручение.

       Во-вторых, семейный досуг. Очень важно, чтобы в проведении досуга принимали участие все члены семьи. В современных условиях можно легко придумать, как интересно провести выходной день всем вместе. Важно, не только провести досуг, но и подвести его итоги, побеседовать, о том, что запомнилось больше всего, что понравилось, что не понравилось. Стараться по возможности везде брать ребёнка с собой.

      В-третьих, оформление семейного фотоальбома. В этом возрасте пока можно просто просматривать фотографии. Очень хорошо просматривать старые фотографии. Маленьким детям всегда интересно как выглядели мама с папой в детстве, а детские фотографии дедушки и бабушки вообще вызывают восторг. Можно рассказать ребёнку о своём детстве, что вы больше всего любили, во что играли, как проводили время и т.д.

      В-четвёртых, семейные традиции. Необходимо обдумать, какие в вашей семье традиции. Если не получилось, стоит придумать себе традиции и придерживаться их. Традиции могут быть разными, например, ежедневная – совместный семейный ужин (но не всегда получается), поэтому легче завести традиции ежегодные или ежемесячные, например, поездка за город или в какое-нибудь интересное место (зоопарк, цирк, луна-парк, батутный центр и т.д.). Так же это может быть игровой вечер с мамой и папой, или вечер творчества, кому что ближе. Для самых маленьких такие традиции вполне приемлемы, по мере взросления ребёнка семейные традиции тоже будут усложняться.

 В-пятых, чтение ребёнку рассказов и сказок, в которых отражены семейные отношения.

В-шестых, изготовление подарков своими руками на праздники (День рождения, 23 февраля, 8 марта, Новый год). Это формирует внимательное и заботливое отношение к близким людям, развивает эмоциональную сферу малыша, создаёт мотивы поведения, заданного обществом.

 Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к этому дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка по патриотическому воспитанию ложится на сотрудников детского сада. Одним из главных средств воспитания будут экскурсии по детскому саду, на которых детей знакомят с группой, показывают уголки группы, игрушки, рассказывают истории про игрушки группы, обязательно делая акцент, что их нужно беречь. Ежедневно на прогулке обходить детский сад вокруг, наблюдая за происходящим на соседних участках. Но и родители не должны полностью всё перекладывать на педагогов. Ежедневно нужно проводить с ребёнком беседы о жизни в детском саду, интересоваться, что происходило, чем занимались и т.д. Ещё одно средство патриотического воспитания подходит как для семейного воспитания, так и воспитания в детском саду – народные игры. Чаще это подвижные игры. Так же патриотизм воспитывается благодаря знакомству ребёнка с устным народным творчеством, рассматриванию картин и иллюстраций, организации трудовой деятельности и т. д.

Третьим этапом патриотического воспитания, который накладывается на два других, является формирование отношения к собственному двору, бережного отношения к оснащению двора, к игрушкам во дворе и т.д. Здесь хорошим средством воспитания будет являться организация трудовой деятельности. Например, с малышом можно полить цветочки на клумбе, поскрести листья осенью детскими граблями, сгрести песок в горку, повесить кормушки и подкармливать птиц зимой и т.д. Не надо забывать и про игры во дворе. Организатором таких игр будет являться взрослый или старшие дети. С детьми раннего возраста так же можно совершать прогулки по району, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая изменения. Ни в коем случае не стоит забывать о самом важном средстве любого воспитания – собственный пример поведения. Не следует при ребёнке комментировать новости или ругать правительство, критиковать страну в целом. Дети впитывают всю информацию как губки, не фильтруя её. Поэтому, когда даёте какой-нибудь комментарий, обязательно необходимо задумываться над собственными словами. Кроме того, личным примером нужно показывать образец бережливости, заботы, уважения к старшим и т.д. Не стоит забывать, что всё поведение, которое заложено в вашем ребёнке – это скопированный ваш шаблон.

3.Игры с родителями.

А сейчас мы предлагаем вам вспомнить семейные традиции, немного расслабиться и поиграть.

Сегодня ждет нас игра, 
Любит это занятие детвора. 
Но на собрании дети наши не играют, 
А родителям место уступают.

Воспитатель:

Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья?  (6 человек)

С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.

Задание1 "Закончи предложение" 
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше). 
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами). 
3. В семье разлад, так и дому … (не рад). 
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно). 
5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте). 
6. Семья – ключ к … (счастью).

7. Не нужен клад ……(когда в семье лад).

8. Хозяйка в дому……(что оладушек в меду).

9. Счастлив тот, …..(кто у себя дома).

10. Вся семья вместе, …..(так и душа на месте).

11. При солнышке – тепло, ….(при матери – добро).

Игра «Бабушкин сундук».

- Уважаемые мамы, папы, бабушка и дедушки, сейчас мы с вами поиграем в игру

«Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором

находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.

В сундуке находятся:

большая красивая книга русских народных сказок;

альбом и краски;

букварь;

банка варенья, шоколад, конфеты;

котенок;

старинные семейные фотографии;

игрушки бабушек и дедушек;

открытки памятников города Сургута;

картинки с изображением орденов и медалей;

кукла, одетая в военную форму;

пилотка;

пряники, ватрушки;

кулинарная книга;

спортивные атрибуты;

перчаточные куклы для кукольного театра;

рыбий жир.

4. Подведения итогов собрания.

5. Раздать памятки.

        

Приложение 1

Анкета для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание»

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения собрания на тему «Семейное воспитание»

(воспитание нравственно – патриотических качеств), нам необходимо знать ваше

мнение по некоторым вопросам. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

1.Что вы считаете главным в семейном воспитании?

2 Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

3 Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?

4 Возможно ли нравственно - патриотическое воспитание в детском саду?

5 Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственно -

патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

6 Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с

символикой государства, традициями, памятными датами?

7 Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с

родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Спасибо!

Приложение 3

Рекомендации для родителей.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него:

родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

-Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о

значении каждого объекта.

-Дайте представление о работе общественных учреждений.

-Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

-Расширяйте собственный кругозор.

- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.

-Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

-Поощряйте ребенка за стремление поддержать порядок, примерное поведение в общественных местах.

 

1.Что вы считаете главным в семейном воспитании?

2 Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

3 Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?

4 Возможно ли нравственно - патриотическое воспитание в детском саду?

5 Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственно -

патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

6 Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с

символикой государства, традициями, памятными датами?

7 Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с

родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?                                                             Спасибо!

1.Что вы считаете главным в семейном воспитании?

2 Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

3 Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?

4 Возможно ли нравственно - патриотическое воспитание в детском саду?

5 Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственно -

патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

6 Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с

символикой государства, традициями, памятными датами?

7 Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с

родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные                               традиции?                                          Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»

Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»...

Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"

Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....

План-конспект родительского собрания "Организационное родительское собрание"

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Муртазалиева ЗамираПлан-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Орган...