Роль дидактической игры для развития ППП у дошкольников.
консультация (старшая группа)

Лещева Гульчира Акрамовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx164.18 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дидактической игры для развития

ППП у дошкольников.

Дидактическая игра — это процесс, во время которого ребёнок получает много возможностей для развития интеллекта и творческих способностей. Родители и педагоги знают о том, что дошкольное детство — это период, когда ведущей деятельностью ребёнка является игра. С помощью игры он овладевает навыками самостоятельности, обучается, получает всестороннее развитие. Дидактические игры доставляют удовольствие и служат способом развития мышления. Чаще всего, со своими первыми играми дети знакомятся в детском саду. Можно ли играть в дидактические игры дома? Как правильно это делать? Ответы на эти вопросы и список игр для детей и родителей в этой статье. Каждый раз, когда ребёнок играет, он развивается. Благодаря этому, в детской жизни активизируются такие процессы:

  • получение новых знаний;
  • формирование системы познавательных способностей;
  • обобщение и закрепление полученной информации;
  • представление об уже имеющемся опыте;
  • развитие памяти, внимания, воображения, речи, мышления, восприятия;
  • формирование навыка иметь собственное мнение, делать вывод и озвучивать его;
  • расширение знаний об окружающей среде;
  • развитие речи и пополнение словарного запаса;
  • становление нравственных черт характера;
  • понимание мира отношений между людьми;
  • развитие чуткости, справедливости, эмпатии.

Кроме того, что, дидактическая игра помогает ребёнку развиваться, во время игрового процесса он учится усваивать правила, соблюдать чужие границы, сопереживать другим. Дидактические игры можно разделить на несколько типов. Первый — словесные игры. Подходят для ребят от 3 до 5 лет или малышей, если они, в раннем возрасте, обладают хорошим словарным запасом. Второй тип. Дети дошкольного возраста обожают играть с предметами. Если использовать их в дидактической игре — это станет хорошей возможностью тренировать мышление и такие его функции как: сравнение, анализ, ориентацию, интерес, ответы на вопросы.  Настольно-печатные игры — еще один тип дидактических занятий. Темы, которые в них присутствуют, многообразны и, также, оказывают разностороннее влияние на детское развитие.

Во время дидактических игр, к какому бы типу они не относились, ребёнок знакомится с окружающим миром и его разными составляющими: природой и ее изменениями, деятельностью людей, законами общения. Таким образом, дидактические игры положительно сказываются не только на умственном развитии, но и на психологическом состоянии.

Во что играть с ребенком младшего возраста?

Родители и педагоги стремятся развивать у ребёнка познавательные процессы, а именно — память, внимание, мышление. Для этой цели подойдут дидактические игры, сделанные своими руками. Самое простое, что можно сделать — это выбрать картинки и рассортировать их в соответствии с заданным признаком. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть признак. Например, дикие и домашние животные, овощи и фрукты, деревья и цветы и так далее. Принцип такой игры можно использовать в самых разных вариантах — цвета, предметы, форма, размер — все подойдет для того, чтобы увлечь малыша и вызвать у него интерес к игре.

  • Дидактическая игра «Найди тень». Такую игру можно купить в готовом виде или сделать самостоятельно. Для этого нужно подобрать цветные картинки животных и черно-белые силуэты к ним. Ребенок без труда найдет пару — тень животного, предмета или насекомого.
  • Игра «Кто чем питается?» помогает обогащать знания детей о животном мире. Перед ребёнком раскладываются картинки с животными и, в произвольном порядке — «еда». Ребёнок должен разложить картинки по парам.
  • Игра «Кто пропал? Что пропало?». Перед ребёнком раскладываются картинки с простыми изображениями или расставляются знакомые ему игрушки. Их должно быть не больше 5 и 6 штук. После этого, малыш закрывает глаза или отворачивается, а родитель прячет картинку или игрушку. Ребёнок должен угадать — что пропало.
  • Игра «Волшебный мешочек». Цель данной игры — развивать не только мыслительные процессы, но и повышать уровень тактильного восприятия. В специально подготовленный мешочек или сумочку родитель складывает предметы, хорошо знакомые ребёнку, такие, чтобы их можно было пощупать и понять, что находится в руках. Среди них могут быть хорошо узнаваемые игрушки и предметы или новые. Ребёнок запускает руку в мешочек и, изучая предмет вслепую, отгадывает, что он нашел.

Игры для детей дошкольников

Занимаясь развитием ребёнка дома с помощью дидактики, можно использовать готовые упражнения и собственную фантазию. Родители могут заранее подготовить темы, в рамках которых играть с ребёнком. Каждый день может быть одна новая тема. Они могут быть примерно такие: время года, человек и природа, вредное и полезное, составь рассказ, опасно-безопасно, птицы, животные, профессии, сад-огород, геометрические фигуры, детские привычки, насекомые, математика, сказки, транспорт, мой дом, моя семья и так далее.

  • Игра «Что из чего сделано?». На картинках изображены предметы из самых разных материалов. Задача ребёнка — угадать, из чего они сделаны.
  • Игры на логику и нахождение противоположностей — еще одна возможность научить ребёнка не только пользоваться мышлением, но и выражать словами то, о чем он думает.
  • Разрезные головоломки или танграмы — игры, которые любят малыши и дошкольники. Ребёнок, собирая геометрический конструктор, не только тренирует моторику пальцев, но и пространственное мышление и воображение.
  • Игры на обобщение, сравнение, выделение общего признака, нахождение отличий — прекрасный способ тренировать память и внимание в домашних условиях.

Для дидактических игр можно использовать большое количество материала, сделанного своими руками. Если к этому процессу приобщить ребёнка то, он не только получит возможность для тренировки интеллекта, но и удовольствие от общения с близкими людьми. Для изготовления карточек можно использовать цветную бумагу, картон, фетр, любой природный материал. Чем больше дети будут принимать участие в подготовке материала вместе с родителями, тем лучше будет развиваться мелкая моторика, а значит, и навык письма.

Предлагаем вашему вниманию  небольшую подборку игр с детьми :

1. Дидактическая игра «Придумай сам» Цель: учить детей правильно составлять предложения с заданным количеством слов.  Ход игры: Дать ребенку опорные слова лето, жарко, солнце, песок и т. д. Попросить придумать предложения из 3-5 слов.

2. Дидактическая игра «Где что растет?» Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. Ход игры: Родитель показывает (называет) разные растения и кустарники, а дети (ребенок) выбирают только те, что растут у нас. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет – молчат. Кустарники. Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин. Если ребенок справился успешно, можно деревья перечислять быстрее: слива, осина, каштан, кофе, рябина, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна.

3. Дидактическая игра «Что это за птица?» Цель: уточнить и расширять представления о жизни птиц весной; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам. Ход игры: Все делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывают птицу, а другая – должна угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

4. Дидактическая игра «Что растет на грядке?» Цели: развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация овощей и фруктов. Ход игры: Родитель называет любой овощ или фрукт, а ребенок должен ответить, где он растет. Можно показать картинку и спросить где растет капуста, а ребенок отвечает: на грядке.

5. Дидактическая игра «Кто как передвигается?» Цель: закреплять знания о способах передвижения насекомых. Ход игры: Родитель стоит в кругу, в руках у него мяч. Он называет способ передвижения насекомого и бросает мяч ребенку. Поймавший должен назвать насекомое, которое передвигается этим способом. Например: прыгает – кузнечик; летает – бабочка; ползает – гусеница; бегает – муравей, летает – птица, прыгает - воробей и т. д

6. Дидактическая игра «Кто это летает?» Цель: закрепить знания о животных, насекомых и птицах. Ход игры: Все стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное (птицу, насекомое, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

7. Дидактическая игра «Придумай сам»  Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот. Ход игры: Родитель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, кукла, машинка, камешек, полоска бумаги, крышечка и т. д) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что он похож и как можно с ним поиграть.

8. Дидактическая игра «У кого кто?» Цель: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком. Ход игры: Родитель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

 10. Дидактическая игра «У кого какой цвет?» Цель: научить узнавать цвета, определять предметы по цвету. Ход игры: Родитель показывает, например, оранжевый квадрат из бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: белка, крокодил, игрушка, трава, свитер, шляпа и т. д.

Можно приобрести настольно-печатные игры типа «Лото», «Домино», «Мемори», и др. в магазине, можно придумать игры с предметами самим. Главное заинтересовать ребенка игрой. И в процессе игры с детьми можно решить много задач по развитию речи, мышления, памяти, внимания.

Когда дети и родители играют вместе — они делают шаги навстречу друг другу. Во время игры они взаимодействуют, лучше узнают друг друга, обмениваются мнениями и положительными эмоциями. Это не только дает дошкольнику возможность хорошо подготовиться к первому классу и расширить кругозор, но, также — почувствовать себя нужным и любимым в семье. Через игру дети развиваются, а, благодаря совместной деятельности с родителями — чувствуют себя любимыми и нужными.

C:\Users\Администратор\Desktop\1646737721_8-kartinkin-net-p-rebenok-i-roditeli-kartinki-8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов " Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Методические рекомендации для педагогов  о роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников....

Семинар - практикум для родителей "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Изучение и использование дидактических игр экологического назначения. Обучение родителей игровым приемам при использовании дидактических игр по экологии....

Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...