Развитие словесно-логической памяти детей 6-7 лет
статья (подготовительная группа)

Фролова Татьяна Иннокентьевна

В статье описывается, как развивается словесно-логическая память у детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskie_osnovy_razvitiya_slovesno.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Теоретические основы развития словесно-логической памяти у детей 6-7 лет.   

  Понятие и особенности развития словесно-логической памяти в онтогенезе. Память является одной из важнейших психических функций и видов умственной деятельности, которая предназначена для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. О важности понятия и значения памяти писали множество исследователей, представители различных наук: психологии, педагогики, медицины, философии, лингвистики и многих других. По мнению Р.С. Немова «память – это психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала» Н.В. Москвина отмечает, что память выступает в качестве биологической функции человека, «она существует не только в филогенетической форме, но и в форме онтогенетической. К последней относятся, например, явления иммунитета, приобретаемого в процессе онтогенеза, и многие другие явления, протекающие на элементарных (физиологическом и даже клеточном) уровнях. Общими характеристиками памяти, как биологической и психической функции, являются деятельность формирования следов, прочность и продолжительность их удержания, объем запечатленного материала, точность считывания, и, наконец, точность воспроизведения материала». По мнению А.А. Беловой память входит в структуру интеллекта и является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений». Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.  Еще в 80-х годах XIX века исследователи Г. Эббингаус, Е. Крепелин, Г. Мюллер с помощью экспериментальных методов пытались выяснить, как закрепляются и воспроизводятся следы какой-либо информации в памяти человека. В начале XX века И.П. Павлов проследил основные физиологические механизмы образования и закрепления новых связей в памяти. Были описаны условия, благодаря которым эти связи возникают, удерживаются и закрепляются.   Впервые систематическим изучением высших форм памяти у детей занялся Л.С. Выготский   вместе со своими учениками А.Н. Леонтьевым   и Л.В. Занковым . Они доказали, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению. Память, как один из основных познавательных процессов, играет важную роль в жизни человека. Она лежит в процессе познания и без ее участия не может быть осуществлена ни одна психическая функция. Как писал И.М. Сеченов, без памяти, наш прежний опыт, ощущения, впечатления, исчезали бы из нашего сознания, оставляя нас в положении новорожденного.   Таким образом, память – обеспечивает единство личности, связывает прошлое человека с его настоящим и играет одну из важных ролей в процессе развития ребенка. Существует множество классификаций памяти. Уделим внимание одному из видов – словесно-логической памяти. Словесно-логическая память (вербальная) выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Это память на слова, тексты, формулы и логическую последовательность действий. Она «закреплена» за левым полушарием. По мнению Т.П. Зинченко словесно-логическая память является ведущей по отношению к другим видам памяти и от ее развития зависит формирование и особенности всех других видов памяти. Человек с развитой словесно-логической памятью хорошо запоминает тексты, воссоздает причинно-следственную цепочку, даже если детали 10 забылись или не были известны. Это также значит, что человек владеет такими мыслительными операциями как анализ, сравнение и классификация, а также такими видами умозаключений как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному). Еще одним важнейшим признаком словесно-логической памяти является то, что ею обладает только человек, в то время как другие виды памяти (например, эмоциональная, образная, двигательная) могут встречаться и у животных. Человек использует словесно-логическую память в случаях, когда ему не нужно сохранить в памяти точные фразы и выражения, достаточно запомнить смысл. Также она используется в случаях, когда человек заучивает мысли, чтобы в памяти сохранилась точная информация. П.П. Блонский отмечает, что объектом вербальной памяти выступает вербальный материал. Автор считает, что существование словеснологической памяти опирается на общение людей с друг другом, так как опорой ей является внутренняя речь. Таким образом, вербальная память является важным психологическим процессом, без которого не могут развиваться коммуникативные навыки людей. По мнению Н.И. Бумаженко и соавторов «логическая память в отличие от механической направлена на запоминание не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала. Логическая память предполагает предварительную работу мышления: учебный материал», который подлежит запоминанию, подвергается анализу, расчленяется на составляющие части, среди которых выделяются наиболее важные и существенные; выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается сама суть подлежащего запоминанию материала. Ей принадлежит основная роль в усвоении знаний детьми в процессе обучения.   В отличие от образной, словесно-логическая память сохраняет информацию в виде словесных понятий (включая словесно-логические) и в виде чисел. Посредством развитой словесно-логической памяти человек запоминает смысл и логику, обдумывает, размышляя, запоминая содержание  разговора или прочитанной книги, или воспроизводя их. Человеческие мысли неразрывно связаны со словами (языком, речью), что одновременно определяет название и называет особенность этого вида памяти: словеснологическая. Проявления словесно-логической памяти осуществляется посредством запоминания и передачи при воспроизведении только смысла, без сохранения точных выражений или при запоминании и воспроизведении как смысла, так и точного словесного выражения. В случае, если при этом материал не осмысливается человеком, то можно говорить о механическом запоминании. Л.С. Выготский   И.Т. Власенко отмечали, что развитие словесно-логической памяти играет особенную роль в процессе обучения, изучения нового. «Самые ранние проявления памяти выступают в форме узнавания: младенец узнаёт свою мать в первые месяцы жизни, при её появлении улыбается, тянется к ней. Вскоре ребёнок начинает узнавать и других близких ему людей. Однако на первых порах двигательные впечатления играют большую роль, нежели зрительные и слуховые. А.П. Белова отмечает, что первое появление функций, связанных с рабочей памятью, приходится на возраст около трех лет и совпадает с появлением способности к независимым моторным действиям. В дошкольном возрасте эта способность продолжает развиваться, и дети все более успешно могут выполнять несложные задачи, требующие переключения внимания на различные аспекты задания и избирательное воспроизведение информации» . Говоря о развитии словесно-логической памяти в онтогенезе следует отметить мнение П.П. Блонского, который отмечал, что «вербальная намять выступает преимущественно как память-повторение. Но повторение является не только выражением памяти, но и упражнением ее: многократно повторяемое лучше запоминается. Вот почему эту стадию развитая вербальной памяти можно назвать также школой упражнения этой памяти. В 12 онтогенезе – это дошкольный возраст, когда дети, будучи еще неграмотными, то и дело повторяют слова и рассказы окружающих, поражая нас то своим знанием наизусть многих сказок и стихов, то своим неустанным слушанием бесконечное количество раз одной и той же прекрасно известной им сказки, то своим копированием речи других, начиная с интонации и кончая содержанием фраз. Выучиться говорить – значит также привыкать говорить определенным образом – не только определенными словами и определенными грамматическими формами, но и определенными сочетаниями слов, определенными фразами и т. д. Это верно и для онтогенеза, и для филогенеза».   В онтогенезе свое развитие словесно-логическая память приобретает особое развитие у детей, начиная со второго года жизни и развивается в процессе всего дошкольного возраста. Посредством того, как ребенок повторяет некоторые фразы за близкими взрослыми, не осознавая их, формируется механическая память, которая со временем сливается со смысловой. Таким образом, ребенок использует знакомые слова и фразы самостоятельно, осмысливая их. В данном случае во многом важную роль играет речь взрослых, фразы которых ребенок запоминает и повторяет. Почти все дети любят слушать, когда взрослые читают им сказки или рассказы и расстраиваются, если привычный им текст взрослый заменяет какими-либо другими словами, нарушая привычный. Развитие памяти у дошкольников является надежным предиктором успешности в целом ряде областей, таких как: владение родным языком, математика, способность понимать и осваивать другие учебные дисциплины и области знаний. А.П. Беловой и соавторами показано, что индивидуальные различия памяти объясняют от трети до половины всех индивидуальных различий общего интеллекта ребенка. «В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных 13 процессах – восприятии и мышлении». В старшем дошкольном возрасте развития достигает словесно-логическая память. «Ребенок 6-7 лет уже свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Все это способствует и увеличению объема запоминаемого материала. Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшем дошкольном возрасте играет то, что к 6-7 годам представления ребенка об окружающем начинают систематизироваться». Важнейшим для детей старшего дошкольного возраста является взаимосвязь между развитием памяти и успешности подготовки к поступлению в школу, о чем писали П.П. Блонский , Д.Б. Эльконин   и другие авторы. Как показывают многочисленные исследования Д.А. Муллер, Р.С. Немова, И.М. Сеченова состояние словесно-логической памяти индивидуально. На развитие памяти в любом возрасте, в том числе и в старшем дошкольном, оказывает влияние интересы, социальная ситуация развития ребенка, его репрезентативная система. В этот же список А.Д. Остромецкая относит и гендер. Результаты исследований О.В. Перегуд показали, что уровень развития различных видов памяти, в том числе и словесно-логической у девочек выше, чем у мальчиков. Девочки в проведенных исследованиях прибегали преимущественно к частичному способу запоминания, они значительно чаще использовали специальные приемы запоминания: вербализацию, ассоциативные методы, смысловую группировку. Уровень развития смысловой памяти у девочек намного выше, чем у мальчиков (высокий уровень в исследованиях встречался в 3 раза чаще). И.С. Осипова и соавторы отмечают, что данные отличия в памяти мальчиков и девочек можно объяснить тем, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками – правого. Учеными 14 выявлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. В трудах Э. Маккоби, К. Жаклин, анализирующих психологию половых различий, отражено, что ни в одном возрастном периоде (с 2,5 до 75-и лет) авторам не было обнаружено преимущество мужчин и мальчиков в развитии всех видов памяти. Женщины и девочки, участвующие в исследовании, показали более высокие результаты при демонстрации им как слуховых, так и зрительных сведений. Причем, богатство словесных ассоциаций, которыми владели девочки и женщины было существенно богаче, чем у представителей противоположного пола, причем это наблюдалось уже с 3-х лет. С данным утверждением согласен и А.Г. Грецов, исследования которого показали, что, в целом, все виды памяти у девочек развиваются несколько быстрее, чем у мальчиков, но только до младшего школьного возраста, а потом темпы ее развития начинают отставать от мальчишеских. Л.Г. Степанова отмечает, что по просьбе девочек и мальчиков дошкольного возраста нарисовать или рассказать о своих впечатлениях от увиденных ранее событий, рисунки девочек более яркие и более детальные чем мальчиков. Тем не менее, мальчики характеризуются более высоким уровнем двигательной памяти: при заучивании определенных движений на занятиях по утренней гимнастике мальчики запоминают нужные упражнения быстрее и точнее воспроизводят их. Исследования автора также показали, что не выявлено существенных различий в показателях музыкальной памяти мальчиков и девочек 5-6 лет.   У мальчиков существенно развита слухоречевая память, в особенности у тех, кто характеризуется высоким уровнем воображения. Такие дошкольники хорошо запоминают и воспроизводят как речевые, так и неречевые звуки, предложения, рассказы и отдельные слова. Чаще всего, такому виду запоминания способствует составления детьми собственных 15 ассоциаций к запоминаемому. Мальчикам с высоким уровнем воображения легко запомнить нужные ассоциации, например, при запоминании ряда слов. Воспроизведение нужных слов дается им легче, так как кроме нужного слова дети дают и качественную характеристику своим чувствам во время запоминания и событиям, с которыми связано запоминаемое слово. Показатели высокого уровня развития кратковременной механической памяти у мальчиков выше, чем у девочек с нарушением зрения. Мальчики более качественно воспроизводят слова, как при непосредственном, так и при отсроченном их назывании, по сравнению с девочками. Е.С. Сухотерина отмечает, что именно словесно-логическая память является базой для успешности усвоения учебного материала при подготовке детей к обучению в школе. Таким образом, можно сделать вывод, что память – это психический процесс, включающий запечатление, хранение и воспроизведение информации. Человек получает информацию об окружающем мире через глаза, уши, нос, мускулы. Словесно-логическая память сопровождает человека в течение всей его жизни. Особое развитие она получает в старшем дошкольном возрасте, когда совершенствуется активный словарный запас, развивается познавательное мышление. Увеличение объема запоминаемого материала, стимулируют изменения и совершенствование процессов словесно-логической памяти и их произвольный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Теоретический материал о формировании словесно-логического мышления, об основных предпосылках для развития логического мышления. Обозначены коррекционные задачи по разделу "Развитие связной речи ...

Опыт работы по теме: "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"

Описание работы по теме самообразования "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"...

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье  рассматривается проблема  развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Приводятся теоретические основы развития с...

Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста. Конспект НОД в подготовительной группе «Мебель»

Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста. Конспект НОД в подготовительной группе «Мебель»Программное содержание:- развивать словесно логическое мышление.- продол...

"Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста".

Рекомендации  для родителей. Игры, направленные на развитие словесно-логического мышления у дошкольников. Подготовка детей к школе....

Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Все многообразие мира дети воспринимают не так...

Развитие словесно-логического мышления у детей с ОНР

Система работы по развитию словесно-логического мышления у детей с ОНР...