"Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста".
консультация

Волкова Ольга Юрьевна

Рекомендации  для родителей. Игры, направленные на развитие словесно-логического мышления у дошкольников. Подготовка детей к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям.

Развитие словесно-логического мышления

у детей дошкольного возраста.

     У многих будущих первоклассников, которые, казалось бы, полностью готовы к обучению в школе, впоследствии обнаруживаются трудности в решении математических задач, формулировании определённых правил и понятий, в установлении причинно-следственных связей. Одна из причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. Чем раньше начинать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на восприятиях и ощущениях ребёнка, тем более высоким будет уровень его познавательной активности, тем быстрее осуществится переход от конкретного мышления к его высшей фазе – абстрактному мышлению.

     Ход предлагаемых для занятий игр будет требовать от малыша развёрнутых речевых высказываний, а выполнение некоторых заданий особенно активно задействуют внимание и память.

     Регулярные занятия с ребёнком  по развитию мышления не только значительно повысят интерес к интеллектуальным задачам, эффективно подготовят к школе, но и, что немало важно, сблизят родителя с ребёнком.  

Игры для развития мышления.

«Сравнение предметов»

     Предложите ребёнку для рассмотрения пары картинок: топор – молоток, скрипка – пианино, книга – тетрадь, вода – молоко, муха – бабочка, дом – избушка, стул – стол, город – деревня. Убедитесь, что ребёнок знает названия этих предметов: «Найди топор и молоток!».

     Попросите сравнить их: «Похожи топор и молоток? Чем они похожи? Чем отличаются?»

     Если ребёнок испытывает  затруднения,  ответьте  сами, давая образец рассуждения.

«Закончи слово» (скорость мышления)

     Предложите ребёнку поиграть в игру. Вы начинаете слово, произнося первый слог, а он – заканчивает.

«Отгадай, что я хочу сказать? По-…»

     Предлагается 10 слогов: по-, на- , за-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

«Соотношение понятий»

Вниманию ребёнка предлагаются картинки с изображением 4-х состояний ветвей дерева – от зимы до осени. Попросите малыша восстановить порядок размещения картинок по смыслу.

Игры на развитие мыслительных процессов

обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

«Найди лишнее слово»

Вы называете ребёнку серию слов (каждая серия – из 4-х слов), где три слова могут быть объединены по общему признаку, а одно отличается от них и должно быть исключено.

Ребёнку предлагается определить лишнее слово:

  • храбрый, злой, смелый, отважный;
  • яблоко, слива, огурец, груша;
  • молоко, творог, сметана, хлеб;
  • час, минута, лето, секунда;
  • ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

«Найди лишнюю картинку»

Подберите картинки так, чтобы 3 из них можно было объединить в группу по общему признаку, а 4-ая была  бы лишней.

Предлагая для рассмотрения ребёнку картинки, попросите его убрать лишнюю:

- Почему именно эта картинка лишняя?

- Чем похожи оставленные тобой картинки?

В процессе выполнения задания отмечайте, правильно ли ребёнок группирует картинки, выделяет ли существенные признаки.

Игра «Гибкий ум»

Ребёнку предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:

  • деревья – это: берёза, сосна, ель, рябина, клён;
  • звери – это …;
  • транспорт – это …;
  • овощи – это … и т.д.

Игры на развитие сообразительности.

«Как это использовать?»

Предложите ребёнку для рассмотрения какой-либо предмет, например: карандаш. Попросите его придумать множество вариантов использования этого предмета:

  • рисовать, писать, использовать как указку, градусник для куклы, балка при строительстве и т.д.

«Говори наоборот»

Попросите ребёнка называть слова наоборот, например: вы говорите «большой», а ребёнок – «маленький». Можно использовать следующие пары слов:

  • весёлый – грустный;
  • быстрый – медленный;
  • пустой – полный;
  • худой – толстый;
  • тяжёлый – лёгкий;
  • твёрдый – мягкий;
  • умный – глупый и др.

«Бывает - не бывает»

Вы называете какую-нибудь ситуацию и, спрашивая ребёнка «бывает так или не бывает?», кидаете ему мяч. Если бывает,  ребёнок ловит мяч, а, если не бывает – отбивает его.

Затем вы можете поменяться местами.

Игры на развитие памяти.

«Каскад слов»

Подготовьте заранее 4-6 групп слов, хорошо знакомых ребёнку. Попросите ребёнка слушать внимательно и повторять за Вами называемые слова. Начните с одного слова, увеличивая каждый последующий ряд на одно слово. Повторять нужно в той же последовательности.

Когда ребёнок не сможет повторить определённый словесный ряд, назовите то же количество слов, но других. Если во второй раз малыш справится с этим словесным рядом, переходите к следующему ряду. И так до тех пор, пока во втором почтении ребёнок не справится с воспроизведением заданного количества слов.

1. Мяч.

2. Дом, молоко.

3. Конь, гриб, цветок.

4. Петух, солнце, тетрадь, хлеб.

5. Крыша, пень, вода, лампа, кошка.

6. Карандаш, машина, птица, кукла, тарелка.

Ребёнок 6-7 лет способен правильно воспроизводить ряд из 5-6 слов – это его объём слуховой кратковременной памяти.

«Конструктор»

На столе перед ребёнком сложите из палочек какую-нибудь несложную фигуру (домик, квадрат, кораблик). Попросите внимательно посмотреть на неё (в течение 2-3 секунд), затем закройте и предложите повторить, сложить такую же.

Усложнить это упражнение можно, используя при конструировании разноцветные палочки. Точно повторить нужно и фигуру, и её цвет.

Можно попробовать посчитать палочки.

Это упражнение тренирует зрительное внимание, память и…умение считать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими  обенностями  развития.  Упражнения направлены на развитие всех пси...

«Развитие логики и мышления у детей дошкольного возраста»

Материал содержит планирование по месяцам и разбит на возраста (младший и старший дошкольный возраст), используются монтессори-материалы....

«Система работы по развитию логических приемов мышления у детей дошкольного возраста в игровой деятельности, в контексте реализации календаря жизни МБДОУ по теме: "Транспорт".

Преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и дошкольников. Поиск новых вариантов, ориентированных на развитие у...

Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста посредствам приемов мнемотехники

Мнемотехника + интеллектуальное и творческое развитие детей  является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем ...

Развитие речи и мышление у детей дошкольного возраста

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ИНАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Игры на развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

Понятие "мышление" и трактовка его сущности в научных психолого-педагогических теориях. Исследование уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, разработка специ...