«Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»
статья

«Человек не может быть свободным,

если он не самостоятелен»

М. Монтесори

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samostoyatelnosti.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Сказка»

Практикум для родителей

«Формирование самостоятельности

у детей дошкольного возраста»

«Человек не может быть свободным,

если он не самостоятелен»

М. Монтесори

Подготовила

Педагог- психолог

Смолич А.И.

Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей.

Задачи:

1) Повышение знаний в вопросах формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста;

2) Активизация взаимодействия с родителями по формированию самостоятельности у детей;

3) Заинтересовать родителей в развитии самостоятельности у их детей через непосредственное участие в практическом занятии.

Притча.

«Урок бабочки»

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья, и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены и не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Уважаемые родители! Может вы уже догадались, о чем пойдет речь на сегодняшней встрече? Я хотела обсудить с вами вопрос по формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Сейчас я вам предлагаю зачитывать разные высказывания и выбрать те, которые, по-вашему, способствуют развитию самостоятельности. Каждое выбранное вами высказывание я буду складывать в «копилку». Эти высказывания имеют вполне конкретное значение для ребенка и мы должны об этом помнить.

(Ты молодец! Ты это сможешь! Дай, я сама! Давай вместе! Отойди! Я верю в тебя. Попробуй еще раз… перестань! Сиди спокойно!!! Ты все сломаешь! Упадешь!! Ты еще маленький. Не смей!!! Вот вырастешь, и тогда… Не лезь! Не умеешь! Помоги мне… Ты уже большой. У тебя все получится! Не ходи!!! Ты с этим справишься.)

Я предлагаю вам выбрать те, которые, по-вашему, способствуют развитию самостоятельности. Каждое выбранное вами высказывание я буду складывать в «копилку». Эти высказывания имеют вполне конкретное значение для ребенка и мы должны об этом помнить.

Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?  Может ли ребенок быть самостоятельным?  

Давайте разделимся с вами на две команды. Сейчас каждая команда получит определенные жизненные ситуации. Ваша задача: решить их и ответить на вопрос.

Ситуация № 1

«Саша любит мыть руки самостоятельно, но кран расположен высоко. Ребенок изо всех сил тянет руки к крану - вода льется в рукава рубашки, на пол. В результате – бесполезный труд, затраченные силы ребенка и недовольство родителей».

В чем ошибка родителей и как ее исправить? Поделитесь опытом: как ваш ребенок умывается дома. 

Ситуация №2

«Миша сам научился снимать куртку. Но каждый раз, приходя с улицы, он бросал её там, где раздел или подавал маме». Почему? Что надо сделать родителям?

Ситуация №3

«У мамы двое детей и такие молодцы! Они сами за собой убирают игрушки в специальную корзину. Мама очень любит с ними играть. Одна беда, когда хочется построить домик для собачки или покормить куклу, приходится очень долго искать кубики или посуду в этой огромной корзине».

Какую ошибку допустила мама? Как её исправить? Поделитесь опытом, где у вас лежат игрушки?

Ситуация №4

«После сна мама сказала Антону, чтобы он умылся сам. Сын подошёл к крану, намочил пальцы и стал ими тереть глаза. На просьбу мамы: «Умойся по-хорошему», Антон ещё тщательнее стал натирать глаза».

В чём здесь ошибка? Как её исправить?

Ситуация №5

Ксюша самостоятельно пытается одевать колготки. Для того, чтобы ещё заинтересовать дочь, мама купила для неё яркие красивые колготки из синтетики (как у больших девочек!) Но когда Ксюша в очередной раз стала сама одеваться, у неё ничего не получилось. Колготки вытягивались, а непослушные пальчики никак не могли попасть в носок, всё время за что-то цеплялись. Ксюша начала капризничать. Почему?

Ситуация №6

«Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать, прекращая эту «бесцеремонную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, сняла колготки, вывернула и стала натягивать ребенку колготки. Малыш поднимает крик:

- Сам! Сам! Сам!

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «Сам».

Вопросы:

Правильно ли поступила мама? Обоснуйте ваше мнение.

Как вы думаете, почему она так поступила?

Чтобы воспитать у детей самостоятельность, необходимо правильно руководить действиями детей, наглядно продемонстрировать способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если у ребёнка не сразу получается, ему необходимо помочь. Также не скупитесь на похвалу. Это поддержит у детей интерес, стремление улучшить свой результат, даст им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться.

Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?  Может ли ребенок быть самостоятельным?  

     Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

            Известно, что дети по природе своей активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить своей назойливой опекой. Удачи вам, уважаемые родители поддерживайте росточки самостоятельности и инициативы детей. Предлагаю вашему вниманию памятку «Учим детей самостоятельности»

Спасибо за внимание!

                                                                                                                                                        Приложение

Советы родителям

«Развиваем самостоятельность ребенка».

  1. Более эффективно развитие самостоятельности в раннем возрасте.
  2. Сверх опека и сверх контроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни.
  3. Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что - нельзя.
  4. Запретов и ограничений для ребенка не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях.
  5. Помогайте ребенку осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек).
  6. Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения).
  7. Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности).
  8. Поощряйте познавательный интерес ребенка, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей.
  9. Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры.

10.Вашему ребенку нужно много любви и внимания в этот сложный для него период.

        Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды поручений:

 1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).

 2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).

 3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.

 4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.

 5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.

 6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.

 7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.

 8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.

 9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

 10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

Будьте рядом, когда вашему ребенку нужна помощь, верьте в его силы и способности, любите его таким, какой он есть,  и все получится!

ПРИЛОЖЕНИЕ

5 шагов, которые помогут сделать ребёнка самостоятельным

Как добиться самостоятельности в мире, где детям не нужно заботиться о себе?

Самостоятельность — это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, решительность и успешная учёба. Книга Елизаветы Филоненко «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности» поможет отказаться от принуждения и воспитать самостоятельного ребёнка с помощью вдохновляющих методов.

Для многих самостоятельность — это способность ребёнка позаботиться о себе. Но давайте посмотрим правде в глаза. До 18 лет (или старше) сегодняшним детям не приходится зарабатывать себе на жизнь, заботиться о том, где жить и что есть. Теперь в нашей культуре «все лучшее — детям». Причём добывают это лучшее как раз родители, а дети только потребляют. Но если их не научить самостоятельности, то как они будут заботиться о своих детях?

Это можно решить одним способом: самостоятельность ребёнка должна стать необходимостью. Даже если быт легко поддерживается без помощи ребёнка, есть смысл передать ему часть ответственности за домашние дела. Например, десятилетняя девочка способна следить за своей одеждой: убирать чистую в шкаф, а грязную в стирку, гладить её и аккуратно складывать.

Как самостоятельность рождает уверенность в себе

Дети, которым родители не передают всё больше ответственности за каждодневные дела, становятся:

требовательными, неуверенными в себе, склонными к депрессивным переживаниям,

нетерпимыми к любым неприятным, но необходимым усилиям.

И наоборот, чем больше ребёнок что-то делает сам, тем крепче его уверенность в себе и желание действовать дальше. Несмотря на ошибки и неудачи. Так опыт становится движущей силой.

Самостоятельность нужна ещё и для формирования характера ребёнка. Любое действие на начальном этапе связано с преодолением. Ребёнку требуются усилия, чтобы достигнуть какого-то результата, например, застегнуть пуговицы пальто или первый раз собрать рюкзак в школу. В таких преодолениях формируются волевые качества, которые помогают делать то, что не очень хочется, ради конечного результата. Нельзя вдруг победить на соревнованиях или случайно приготовить сложное блюдо. Сначала нужно много раз потренироваться без достижения результата.

Нельзя стать самостоятельным вдруг. Как и любое другое качество, самостоятельность развивается из маленького семечка, заложенного в ребенке с рождения. Ребенок взрослеет — семечко растет. «Ключевое понятие для развития самостоятельности — эволюция. Завтра на один шаг больше чем сегодня»

В нашем детстве мы всё больше подчинялись родительским требованиям. Когда не подчинялись — нас наказывали, а некоторых даже били. Так родители зарабатывали свой авторитет. Теперь мы выросли и знаем о последствиях такого воспитания, теперь мы ищем другие пути воздействия на детей.

«Если твердить ребёнку, что он „самый лучший“ и „молодец“, но на деле не доверять ему, не давать самостоятельно действовать, страховать от всех ошибок, то он будет расти неуверенным, несмотря на „правильные“ слова»

1. Уверенность родителей

«Для того чтобы самостоятельность ребёнка развивалась благополучно, нужна уверенность родителей в силах ребёнка и стремление сделать его более самостоятельным и сильным».

В теории все согласятся с этим утверждением. На практике же особенно в раннем возрасте самостоятельные действия ребёнка вызывают у родителей панику: «он убьётся!», «останется голодным», «замёрзнет» или «что-нибудь сломает».

     На этом этапе важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней

Несамостоятельные дети удобны. Иногда за них можно всё сделать с лучшим результатом. Иногда это позволяет родителям чувствовать себя нужными. Некоторые родители так оберегают своих детей от дурных поступков и опасностей.

Тут важно вспомнить, что задача родителей не накормить рыбой, а дать удочку и научить ею пользоваться. Мы должны постепенно передавать ребёнку дела в трёх областях самостоятельности: «Я сам, мое тело», «Мои вещи» и «Дела семьи».

2. Поддержка

Дети начинают проявлять свою самостоятельность раньше, чем родители будут к ней готовы. В этот момент очень легко загубить её ростки. Можно сказать, «лучше дай, я сам» или «сиди уж». А можно и одним недовольным видом дать понять ребёнку, что его действия создают только проблемы.

Когда мы что-то делаем для ребёнка или за ребёнка, он часто пытается проявить собственную активность. Она ещё легкая и ненастойчивая, чтобы превратиться в какой-то результат. Но если вовремя её заметить и поддержать, даже несмотря на собственный дискомфорт, она станет ещё одним шагом на пути к развитию самостоятельности.

3. Развитие навыка

Личного примера родителей не всегда достаточно. Иногда чересчур активные мамы и папы создают ситуации, в которых ребёнку незачем проявлять свою активность. Поэтому если вы хотите чему-то научить ребёнка, сначала снизьте свои обороты. И будьте готовы к тому, что самостоятельность развивается в несколько этапов.

Стадии развития самостоятельности:

1. Ребёнок наблюдает за действиями родителей;

2. Ребёнок выступает в качестве помощника;

3. Ребёнок действует сам, но с помощью взрослого;

4. Ребёнок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании;

5. Ребёнок действует абсолютно самостоятельно.

4. Правильные границы

«Для того, чтобы ребёнок проявил свои умения, его необходимо поставить в ситуацию, когда он вынужден это сделать <…> Выставление границы в данном случае, это сообщение ребёнку: «То, что ты можешь делать сам, я не буду делать за тебя».

Если ребёнок отказывается выполнять свои обязанности, для него должны наступить естественные или логические последствия

Не те, когда родители все-таки выполняют за него работу, а те, которые происходят от того, что её так никто и не выполнил. Не собрал портфель — пришёл в школу не готовым. Опоздал к ужину — разогрел сам и посуду помыл тоже сам. Не разделся после прогулки — сидишь в коридоре одетым. От таких последствий не страдают отношения с родителями, как в случае с наказаниями. Ребёнок получает обратную связь от мира на свои поступки.

Его может пугать количество усилий, которое нужно приложить, чтобы получить результат. Тогда родители могут помочь, разбив одно большое дело на несколько маленьких. Например, если ребёнка пугает большой объём разбросанных игрушек, предложите ему начать с уборки какого-то одного угла. Если ребёнок не знает, с чего начать рисунок, сначала помогите ему определиться с темой и выбрать нужные цвета.

Не спешите освобождать от бытовых дел школьников. Если не хотите, чтобы выполнение уроков затянулось, лишь бы не уборка или мытье посуды. Мама и папа тоже работают, но совместный быт никто не отменял.

5. Формирование образа ребёнка как самостоятельного человека

Только от нас зависит, вырастет ли ребёнок «маменькиным сынком» или «смекалистым парнем». Изначально он не думает об этом, его представление о себе формируется из его опыта и отношений с другими людьми. Каким мы считаем своего ребёнка, таким он в итоге и становится.

Поэтому формируйте положительный образ, отмечайте его поступки и поведение. Используйте для этого не просто похвалу «молодец» или «умница», а развернуто говорите, какое поведение вам нравится: «Вижу, сегодня ты вовремя сделал уроки», «Как аккуратно ты сложил свои вещи в шкаф».

«Пятая ступень связана с первой, так как является началом нового движения. Стараясь увидеть в ребёнке хорошие черты, показывая ему самому его сильные стороны, вы укрепляете собственную веру в то, что он может сделать следующий шаг, двинуться дальше».

Как сделать учёбу самостоятельной

Происходит это через передачу ответственности за выполнение трёх блоков работы с домашними заданиями:

Организация работы (где, когда, в течение какого времени, что сначала, что потом);

Исполнение домашнего задания;

Контроль результата (всё ли выполнено и насколько верно).

Сначала ответственность передается за исполнение. Чаще всего ребёнок уже знает, что от него требуется и как можно выполнить задание. Постепенно доверяйте ему другие этапы выполнения домашних заданий. Пусть ребёнок начинает сам решать когда, сколько времени выделить, какая будет очередность заданий.

Родители могут подсказать, как сделать работу эффективнее. Контроль результата передается сначала через помощь родителей в поиске возможных ошибок. Затем работа проверяется родителями частично. При этом возрастает ответственность ребёнка за правильное выполнение всей работы. Наконец родитель проверяет домашнее задание через день, через неделю и далее, пока полностью не передаст контроль за выполнением ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема сиротства приобрела национальные масштабы. К ее решению подключились специалисты различных ведомств (медики, педагоги, социологи, правоохранительные органы, политики), что перевело ее в разря...

консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста"

Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста...

«Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»

laquo;Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»...

«Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Цель:Создание  условий  для развития  самостоятельности, инициативы и активности дошкольника  через создание центров  активности и организации свободной  деятельности....

Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста

В настоящее время педагоги встречаются с такой проблемой, как отсутствие самостоятельности у детей дощкольного возраста. Изучив теорию по данному вопросу, я постаралась ответить на на него. Самостояте...

Консультация для педагогов «ППРС как способ формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Точное содержание и организация предметно-пространственной развивающей среды в детском саду по системе М. Монтессори имеет едва ли ни решающую роль в жизни детей. Ребенок впитывает знания из своего ок...