Доклад на родительском собрании "Сказки, их влияние на чувства и отношения"
консультация (подготовительная группа)

Исмагилова Рамзия Рифатовна

............................................................................................................................................................................

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_0.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

   Консультация для родителей.

 Тема:  Сказки, их влияние на чувства и отношения.

  Детство есть и будет порой сказок.  В этот, как может показаться, заключается странное противоречие; ведь мы знаем, что мышление ребенка реалистично, а иногда и строго конкретно, он даже поправляет взрослых, если они в своих высказываниях недостаточно точны. Это противоречие мнимое.  В свое время признание его привело некоторых педагогов к отрицанию воспитательной роли детской сказки на том основании, что она якобы уводит ребенка от действительности и толкает к вере в сверхъестественное. Это было ошибкой.

     Теперь специалисты утверждают, что сказки испокон веков необходимы детям как игра. Они нисколько не мешают  познанию окружающего мира, с которым ребенок знакомится посредством своих чувств, тем самым развивая потенциал мозговой коры - средоточия его способностей. В таком же развитии нуждается и подкорка, где размещены центры  чувств и фантазии. А без фантазии человек не может быть творцом ни в искусстве, ни в науке.

   Впрочем, сами сказки очень разнородны. Их композицию, сюжеты, истоки изучают многие специалисты, и задача эта не из легких, ибо сказки столь же древни, как само человечество. Нам же достаточно знать, что есть сказки-мифы; есть сказки,рожденные жаждой правды и справедливости, протестом против феодального произвола; сказки, напрвленные против власти сверхъестественных сил и рока; сказки, где царят чудовища, жестокость, страх, - подобные нынешним фильмам ужасов; сказки шуточные, насыщенные народным юмором и остроумием. В современной сказке предпочтение отдается природному уму и смекалке героев перед чарами и волшебством.

     Сказки  развивают чувства и отношения.  Сказки формируют у детей и положительные и отрицательные эмоции. Они воспитывают стремление к правде и справедливости, ненависть к  угнетателям, любовь к людям, животным, растениям, неприязнь к чванству, надменности, злобе (например, к жестокой мачехе, выгнавшей бедную босую девочку на мороз). Они рождают любовь и сочувствие к малым, слабым,старым – вспомним хотя бы тех стариков, которые нищенствовали у дороги, а потом за свои страдания были вознаграждены сторицей.

    На основе зтих возникающих у ребенка чувств складывается и укрепляется его благожелательное отношение к людям, животным, растениям.

    Сказки формируют также и положительные черты характера, например настойчивость, - герой неутомимо преодолевает одно препятствие за другим, не падая духом даже в самых трудных обстоятельствах. Сказки учат самостоятельности, смелости, бесстрашию.  Каждый воспитатель знает, как необходим ребенку живой образ героя (героини), пример которого был бы  ему близок и понятен без голой, сухой морализации.  Сказки ненавязчиво учат смелости, находчивости, умению побеждать зло, юмору.  Чувство юмора – великий дар, народные сказки помогают развить его.

     Сказки полны поэзии и красоты. Ребенок открывает свое сердце сказкам  в возрасте примерно до восьми лет, живет ими, ими очарован.  Он воспринимает их красоту, и в нем самом рождается эстетическое чувство.

    В сказках добро и зло резко разграничены.  Люди в них также либо добры, либо злы.  Это, бесспорно, примитивный подход, но в нашем случае он соответствует еще не зрелому мышлению ребенка.  Жизнь вскоре сама исправит навеянный сказкам  взгляд, но как хотелось бы, чтобы воспитанное ими чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

    Ребенку со слабой нервной системой не стоит рассказывать страшные сказки.  Он потом видит кошмарные сны, пугается тех людей, которые ему напоминают злых колдунов, боится темноты и т.д.  Сказки следует выбирать осмотрительно.

     Но нельзя быть и слишком педантичным.  Небольшая доза страшного издавна  забавляла детей, страшные сказки  и теперь очень популярны.  Не следует поэтому  отвергать их в целом.  Ведь и взрослые любят  себя «пугать», хотя уже и не читают сказок, но с удовольствием читают, слушают  детективы, уголовные истории, а также смотрят фильмы ужасов. Конечно,  взрослый знает, сколько он может вынести, поэтому позволяет себе возбуждать свою нервную систему так, чтобы было и страшно и приятно. Ребенку же к такому расчету не способен.  И взрослый не всегда может предугадать, пойдет ли развитие фантазии ребенка  в желательном направлении.  Поэтому следует быть осторожным.  Обычно для смягчения реакции рассказчику достаточно улыбки или слов: «Все это только сказки. На самом деле так не бывает».

    Есть сказки, где побеждают насилие и коварство.  Воспитателю пришлось бы затратить немало усилий, чтобы сгладить впечатление, оставленное у ребенка такой сказкой.

    Итак, выбор сказки не может быть случайным.  Сказку следует выбирать в зависимости от идивидуальности ребенка, руководствуясь моральным кодексом общества.

   Тот, кто в детстве не читал и не слушал сказок, в  зрелые годы не будет способен к творчеству, утверждают исследователи, изучающие влияние сказок на развитие человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родительского собрания Тема: «Воспитание у детей внимательных и доброжелательных отношений друг к другу в процессе организации трудовых поручений»

Доклад для родительского собранияТема: «Воспитание у детей внимательных и доброжелательных отношений друг к другу в процессе организации трудовых поручений»...

Доклад для родителей на тему «Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка»

Доклад для родителей на тему «Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка»...

Доклад для родительского собрания на тему: «Влияние развития мелкой моторики рук на умственное развитие ребёнка»

Мелкая моторика рук часто очень слабо развита у детей. Как развивать мелкую моторику я и хочу рассказать родителям....

Доклад на родительское собрание в средней группе Тема: «ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев,"Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – эт...

Выступление на семинаре. Доклад "Воспитание гуманных чувств и отношений - одна из задач формирования личности дошкольника"

Моральные нормы заключают в себе не содержание конкретных поступков, а общий тип поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к себе самому, к природе....

Доклад на родительском собрании «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Любовь к РодинеНе заменят край родимыйНикакие чудеса!Только здесь всё так любимо –Реки, горы и леса.Здесь от отчего порогаНачинается страна.Стран других на карте много,Только Родина одна!...