Консультация для родителей "Игрушки в жизни ребенка"
консультация

Татьяна Владимировна Яковлева

Информация об игрушках - полезных и не очень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki_v_zhizni_rebenka.docx1022.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Игрушка в жизни ребенка

или Чебурашка против Хаги-Ваги "

Игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а в руках взрослого игрушка – одно из важнейших средств воспитания.

Доказано: от того, какие игрушки окружали ребенка, в немалой степени зависит, чем он будет заниматься, когда вырастет. К такому выводу пришел еще германский канцлер Отто фон Бисмарк и приказал выпустить по государственному заказу игрушечные корабли, лодки, матросов... И что бы вы думали? Через 15 лет каждый второй мальчик, выросший на этих игрушках, пошел в моряки.

        Первой игрушкой царя Петра Великого стал конь на колесиках. Затем пошли другие игрушки: качели на верёвках, обшитых бархатом; деревянная баба в роскошных нарядах. Будущий царь подрастал, и старые игрушки стали заменяться новыми. Просматривая описи приобретаемых игрушек, можно подумать, что ребёнок собирается на войну. Покупались булавы, луки со стрелами, топоры. Специально на заказ художники расписывали знамёна, а затем приобретались и барабаны. Такой выбор игрушек для императора был не случайным. Его готовили к занятию трона и защите империи.

C:\Users\владимир\Desktop\2022-2023 дома\what-did-peter-great4-1.jpg

Именно поэтому родителям и педагогам нужно осознанно подходить к выбору игрушек для детей.

Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предмета (в том числе и животных), которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним. Например, кукла – обобщенный образ человека (чаще всего ребенка) – позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, купать, переодевать и т.

Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Благодаря воле и воображению ребенка, она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину – может быть умной и послушной, а может быть строптивой и упрямой. Кукла или мягкая игрушка – заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у девочек, но и у мальчиков. Куклы – копии человека имеют разное предназначение в игре.C:\Users\владимир\Desktop\2022-2023 дома\0.jpg

Игрушка не просто забава, она дает детям яркие, запоминающиеся образы. И от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений картины мира.

Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки и др.) и так называемый природный материал (шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и др.). Взрослый подсказывает ребенку возможность использования подобных предметов в качестве заместителей реальных предметов.

Игрушки для девочек.

Де куклы, украшения, бытовые предметы, необходимые для игры в дом, семью, салон красоты, поликлинику, магазин и др. Они ориентированы на создание условий для проявления отношений. Внимание и повышенный интерес девочек привлекает человек (даже в игрушке), его глубокий и сложный внутренний мир, вопросы межличностных отношений.

Игры девочек ориентированы на так называемое ближнее зрение: они раскладывают перед собой куклы, посуду, располагают их аккуратно. Ограниченное пространство для игры кажется им наиболее удобным и комфортным. Для счастья им порой вполне достаточно маленького отгороженного уголка.

Игрушки для мальчиков.

Мальчики создают игрушку, изображающую транспорт, инструменты, всевозможные приборы и предметы, необходимые для игровых путешествий и приключений, строительства, войны, спорта, изобретательства.

Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Поэтому они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют все предоставленное им пространство. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную плоскость: забираются на шкаф, лестницу, лезут «на стенку» в прямом и переносном смысле этого слова.

Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Пространство, содержащее предметы, представляющие интерес для мальчиков, практически не ограничено – поэтому они раньше и больше интересуются транспортом, техникой, дальними странами.

Требования к игрушке.

Образная игрушка должна быть реалистичной, давать правильное представление о предмете, его особенностях и жизненном назначении.

Динамичность – одно из важнейших качеств игрушки, обеспечивающее многоплановость использования ее в игре.

В хорошей игрушке гармонично сочетаются конструкция, пластическая форма с цветом, окраской. Оформление и конструкция игрушки должны соответствовать особенностям восприятия ребенка на разных возрастных этапах.

Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и побуждать их к коллективным играм.

Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Конструкция игрушки, материал, из которого она изготовляется, должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям.

Считается, что наибольшую пользу приносят игрушки, сделанные из натуральных материалов: дерева, шерсти, соломы и т.д. Они безопасны для здоровья и приближают к природе.

Современная игрушка. Антиигрушка.

Детские психологи бьют тревогу: что вырастет из ребятни, с младенчества окруженной чуждыми символами?

Общие выводы обзора современных игр и игрушек (в том числе и компьютерных) свидетельствуют об очевидных трансформациях картины мира наших детей. В ней появились существенные сдвиги в сторону, во-первых, меркантилизации детского сознания, выражающейся в преувеличении внимания к деньгам. Во-вторых, в вестернизации как ориентации на западные ценности. В-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к танатизации – тяга к мотивам уничтожения природы, экологической катастрофы и т.д. (при помощи таких игрушек, как трансформеры, куклы-киллеры, люди-пауки, настольные игры типа «Гибель цивилизации», «Война миров»).

Игрушка – образ, по которому он судит об окружающем мире (собственного жизненного опыта у него мало, сравнить и сказать: это правильно, а это неправильно, это – плохо, а это – хорошо, он не может). И этот неестественный образ игрушки воспримется им как абсолютно нормальное явление.

У детей, которых безобразное и страшное привлекает, повреждается инстинкт самосохранения. Играя с киборгами, монстрами и другими страшилками, происходит размывание понятий добра и зла. Эти образы-монстры, не существующие в реальном мире, внедряются в сознание и, самое ужасное, что детям это становится все более интересно, им это нравится.

Возьмем, к примеру популярного Хаги-Ваги.

Что это за непонятное существо, этот Хаги-Ваги? Предлагаю с ним познакомиться поближе. Хагги Вагги совсем молод. Это герой, созданный для компьютерной игры в жанре ужасов с элементами головоломки в октябре 2021 года. C:\Users\владимир\Desktop\2022-2023 дома\129847-photoroom (20).png

По сюжету милая пушистая игрушка стала монстром, когда на фабрике игрушек что-то сломалось. Вторая версия – это работник фабрики игрушек, над которыми ставили жестокие эксперименты, в результате чего, он стал таким кровожадным зубастиком. Это предыстория игры. Тот, кто играет, попадает на уже заброшенную фабрику и пытается спастись от Хаги Ваги.

 В Интернет-ресурсах синий монстр победно шествует по планете.  В честь него рисуются аниме, снимаются ролики, ему посвящаются песни, рисунки. Монстр из злого в творчестве его поклонников превратился в доброго, милого, застенчивого. Вроде бы в этом нет ничего страшного. Но, это для нас, для взрослых, способных различать границы вымышленного и реального мира.

Для детской психики, особенно дошкольников, такие метафоры крайне опасны. Ребенка в душе создаются эмоциональные качели. Непонятно, нужно любить этого Хагги Вагги или всячески избегать, бояться?

Можете себе представить, чтобы любимец многих поколений детей Винни-Пух вдруг стал монстром? Например,  у него выросли огромные зубы, как у Хагги, после того, как его ужалила пчела-монстр, он беспощадно сожрал Пятачка и Кролика и стал гоняться за Кристофером Робином. Но когда действия пчелиного яда закончилось, он стал прежним, милым, добрым Винни Пухом. Будет после этого отношение к данному герою прежним?

 Куклы-герои народных сказок, мультфильмов должны нести в себе заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного поведения. Например, Буратино, Карлсон, Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас Барабас, Бармалей – плохие, злые, несправедливые и лживые. Благодаря тому, что куклы-герои сказок являются для ребенка эталонами нравственного облика, он сосредоточивает на низ весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.

Любовь  же к Хагги Вагги замешана на противоречивых эмоциях – это опасная психологическая ловушка. «Любить и одновременно бояться», «желать и одновременно ненавидеть» – эти эмоции сопровождают любое девиантное поведение.

Игра с Хагги Вагги может вызвать депрессивное расстройство потому, что ребенок подсознательно перестает верить в свои силы, в силы человеческого разума. Такие игрушки внушают, что зло, все равно, сильней и в любой момент может вернуться. 

А давайте попробуем сравнить Хаги Ваги и другую "неведомую зверушку", вернувшуюся к нам из советского прошлого, - Чебурашку. Вроде тоже непонятное существо, но все же абсолютно другое.

        Чебурашка — неведомый зверек, который попал к людям из тропиков. Он герой серии мультфильмов «Союзмультфильма» и один из главных символов студии.

C:\Users\владимир\Desktop\2022-2023 дома\106248.970.jpg

 Персонаж был придуман Эдуардом Успенским, а нарисован Леонидом Шварцманом в 1968 году. В большинстве его приключений его сопровождает его лучший друг Крокодил Гена. Чебурашка существо фантастическое, у него большие «обезьяньи» уши, круглая голова с дружелюбной мордочкой и почти незаметный хвостик. Чем занимается Чебурашка? Он хочет найти друзей и  строит Дом дружбы, хочет пойти в школу и вместе с Геной помогают директору отремонтировать ее к 1 сентября. Чебурашка хочет стать пионером, чтобы помогать людям и вместе с Геной и старухой Шапокляк борется с браконьерами и с заводами, которые загрязняют речку. Вряд ли найдется человек, у которого Чебурашка вызовет антипатию. Даже В Японии признали и полюбили нашего героя.

Давайте задумаемся, а чем мы руководствуемся, покупая игрушку своим детям? В большинстве случаев, наверняка, ребенок просит игрушку, потому что такая есть у Димы, Ани, Маши, и мы просто поддаемся на его уговоры. 

Самое главное, чтобы каждый человек задумался над тем, какой мир мы устроили для наших детей, какое будущее ждет их, и определить, в русле каких ориентиров должно проходить воспитание: за счет передачи нравственных норм и моральных ценностей или в окружении насилия, агрессии, разврата, разрушения культурных традиций и т.п.

Рынок современной игрушки.

Казалось бы, что тут сложного, детские магазины на каждом шагу, полки ломятся от товаров на любой вкус. Но хотелось бы, чтобы игрушки были красивыми, умными, добрыми, а еще — родными, что ли. Ну и конечно, не без педагогического подтекста: чтобы давали ребенку возможность проявить фантазию, развить ум, сформировать верное представление об окружающем мире.

Сегодня выпуском игрушек в России занимается около 250 предприятий. Российские производители наиболее сильны в изготовлении деревянных потех для детей от двух до пяти лет. При этом отечественный производитель, не уступая в качестве, дает возможность сэкономить.

У российских игрушек есть два главных отличительных признака. Первый — они не травмируют психику ребенка, у наших мастеров рука не поднимется штамповать монстров и вампиров. И второй — в отличие от импортных они не наносят вреда физическому здоровью ребенка, безвредные технологии и трепетное отношение к чистоте материалов остались у наших производителей еще со времен СССР, когда игрушки делались строго по ГОСТу.

Действующее законодательство и сейчас обязывает изготовителей товаров для детей проводить сертификацию своей продукции. Поэтому для производства и дальнейшей реализации игрушки нужно обязательно получить санитарно-эпидемиологическое заключение.

Товары для детей проходят строжайший контроль в специализированных лабораториях на соответствие санитарно-химическим, физическим и токсикологическим показателям. Только после этого производителю или фирме-импортеру выдается удостоверение о гигиенической регистрации и сертификат соответствия. Наличие этих документов является единственной гарантией того, что вы приобрели безопасную для ребенка игрушку или одежду.

Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Рассмотрим подробнее.

  Итак, для детей от 1 года до двух лет необходимы:

  • Матрёшки.
  • Геометрические пирамидки.
  • Крупные пазлы.
  • Конструкторы с крупными деталями.
  • Рамки-вкладыши.
  • Игрушки со шнуровкой.
  • Мольберты для рисования.
  • Кинетический песок.
  • Книжки с наклейками.
  • Раскраски.

бассейн с шариками.

  • Горка.
  • Качели.
  • Крупные игрушки на колесиках. Толокары.
  • Игрушки-прыгуны.
  • Беговелы.
  • Самокаты.
  • Кукольные коляски, санки.
  • Игрушки для песочницы: ведерки, формочки, лопатки, грабельки
  • Большая лопатка для снега, щипцы для лепки снежков

Игрушки для детей от 2 до 3 лет:

  • Мебель для творчества: стол и стул.
  • Цветная бумага, ножницы с закругленными концами, трехгранные карандаши.
  • Штампы для печати.
  • Световой стол.
  • Лото, с изображением простых и понятных рисунков (животные, растения, транспорт).
  • Крупная мозаика.
  • Конструкторы (Лего).
  • Кубики с буквами, с картинками.
  • Красочные счеты.
  • Спортивный уголок (шведская стенка, канаты, подвесные кольца).
  • Фитбол с рожками.
  • Куклы разных размеров: говорящие, поющие, с подвижными частями тела.
  • Одежда для кукол.
  • Мебель и инвентарь для кукольных игр (детская посуда, кухня, игрушечная мебель, кукольный дом).
  • Машины специальной техники (трактор, экскаватор, грузовик, бетоновоз, пожарная машина).
  • Трехколесный велосипед.
  • Палатка или вигвам.
  • Уличный батут, бассейн.
  • Большие мелки, для уличного рисования.
  • Маскарадные костюмы, маски.

Детская палатка

мозаика


Игрушки для детей от 3 до 6 лет

  • Наборы для рукоделия.
  • Сложные конструкторы (с винтиками, ключами).
  • Настольные игры.
  • Набор солдатиков.
  • Машины с дистанционным управлением.
  • Бадминтон.
  • Двухколесный велосипед.
  • Футбольный мяч.
  • Игрушки для ролевых игр по профессиям (инструменты врача, плотника).
  • Игрушки для ролевых игр по бытовому хозяйству (утюг, кухня, стиральная и швейная машина, пылесос, веник с совком).
  • Книжки со сказками.
  • Азбука, прописи, книжки с интересными заданиями.
  • Головоломки.
  • Скакалка.
  • Обруч.
  • Лыжи.
  • Коньки.
  • Ролики.
  • Шашки и шахматы.

 Источники:

https://www.pedmasterstvo.ru/categories/24/articles/1854

 https://dzen.ru/a/YjsGuim0ORA0bpa5

Уважаемые родители!

А какую игрушку купили бы вы своему ребенку?

Ставьте "лайки"!

C:\Users\владимир\Desktop\2022-2023 дома\product-308064-1.jpg

C:\Users\владимир\Desktop\2022-2023 дома\ao3cohpjtxlw0gsrt7k9x1etbh2tmdkt.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Значение этикета в жизни ребенка-дошкольника"

Консультация для воспитателей семейного детского сада...

Консультация "Творческие игры в жизни ребенка"

Консультация для родителей "Творческие игры в жизни ребенка"Подготовила Ледяева Т.А, воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с.Большая Глушица детский сад №3 "Красная шапочка"...

Консультация "Слово нельзя в жизни ребенка, или как правильно запрещать".

Цель:раскрыть родителям значение запретов в жизни ребенка;познакомить их с основными правилами,которых надо придерживаться относительно запретов при воспитании детей....

Консультация "Роль сказки в жизни ребенка."

Роль сказки в жизни ребенка....

Консультация "Роль фольклора в жизни ребенка раннего возраста"

Фольклор- это народное творчество, душа русского искусства. Самых маленьких детей знакомят в первую очередь с произведениями устного народного творчества, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоцио...

Консультация для родителей: "Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте."

Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать...

Консультация "Математика в повседневной жизни ребенка"

Консультация для родителей "Математика в повседневной жизни ребенка". Старший дошкольный возраст....