Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
материал

Баздрева Римма Валентиновна

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.

          Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не только для выполнения каких – то повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности, и для развития интеллектуальных способностей. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга ребенка, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующие значение функции руки, и заключают, что речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев.

     Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координацию движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности. От того на сколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие, и конечно, качество жизни. В следствии этого очень важно развивать у ребенка мелкую моторику с раннего возраста. Просто выполнять упражнения ребенку будет скучно – нужно обратить их в полезные и интересные игры.

       Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д.), тряпочки, предметы для исследования, то он получает необходимый стимул для развития.

   Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается речевое развитие, хотя общая моторика может быть при этом нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

  Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находятся около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма ребенка.

     Влияние руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Начинать работу по развитию мелкой моторики над с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно обратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

    Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например, «Как интересно!», «Красота!», «Какой молодец!», «Как здорово!», «Как красиво!», «Давай вместе» и т. д.

      Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное желание – продолжить заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении.

    Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

     Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, воображение, мышление;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

Дети с удовольствием принимают участие в таких играх. Самый известный вариант такой игры - «Сорока, сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

               Пальчиковые игры:

 «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(Попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки).

«Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим, (ребро ладони стучит по горизонтальной поверхности)

Мы морковку трем, трем, (кулачками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим, (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (кулачки сжимаем и разжимаем)

     «Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять, (пальчики шагают)

Свежей травки пощипать, (щиплют всеми пальчиками)

А за ней ребятки – желтые цыплятки. (бегут всеми пальчиками) 

«Ко –ко-ко, ко-ко-ко, (хлопают в ладоши)

Не ходите далеко!  (грозят пальчиком)

Лапками гребите, (гребут, как граблями)

Зернышко ищите!» (собирают зернышки)

Развитию кисти и пальцев рук способствует не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаем Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с пуговицами. Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок. Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д. Пуговицы можно нанизывать на нитку, изготовляя бусы.

«Витамины в пузырьке». Возьмите пузырек из- под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложите малышу сложить пуговицы - «витамины».

«Копилка». Возьмите банку из – под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы.

Игры с сыпучими материалами. 

1.Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто, есть в печи место

Будут- будут из печи булочки и калачи.

2. Перекладываем в кружку горох, фасоль, гречку поочередно пальчиками: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец, то одной рукой, то другой.

3. В «сухой бассейн» насыпаем помещаем горох, фасоль и разную крупу. Ребенок запускает руку и старается на ощупь определить и достать только горох или фасоль, или только мелкую игрушку.

4. Просеивание песка или мелких круп через сито из детских песочных наборов.

Рисование по крупе или песку. На поднос тонким ровным слоем рассыпьте мелкую крупу (манную). Проведите пальцем ребенка по крупе, получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу нарисовать несколько простых линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие – не будь предметы: круг, дождь, волну, забор и т. д.

Игры с пробками от бутылок. Две пробки от бутылок кладем на стол резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах.

Пальчиковый театр. Разыгрывание элементарных персонажей из сказок с помощью пальчикового театра.

Игры с прищепками.

1.Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно):

Сильно кусает котенок – глупыш,

Он думает, что это не палец, а мышь. (смена рук)

Но я же играю с тобою малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Очень интересно детям «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона, «лучики» солнышку, «дождинки» тучке, «иголочки» елочке.

3. Ну, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это не сложное задание для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Игры с бусинками, макаронами.  Отлично развивают руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки, макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету и форме.

Игры – шнуровки можно использовать как фабричного производства, так и выполненными своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают умственные и творческие способности, способствует развитию точности глазомера, последовательности действий, развивают пальцы и кисти рук, тем самым подготавливают их к письму. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для развязывания и развязывания. Прекрасное оздоровительное и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.

Различные мозаики как с крупными, так и с мелкими деталями.

«Дорожка». Покажите малышу игрушку животного, например, зайчика, предложите выложить для зайчика дорожку из мозаики. Дорожка может быть однотонной или цветной. Можно предложить детям выложить цветные рамочки и дождик.

«Цветочки на поляне». Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, желтых, зеленых деталей мозаики, а затем вместе собрать эти цветочки.

Аппликация. Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь давать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журналов или газет – как получится, а вы будите наклеивать эти кусочки на чистый лист, придавая им какую –либо форму. Может получится осмысленный коллаж. С 3-х лет можно учится вырезать ножницами, главное, чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобнее вырезать геометрические формы и фигурки из все тех же цветных журналов, клеящим карандашом закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы не коряво вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с глиной, пластилином и соленым тестом. Лепить из глины. Пластилина и соленого теста можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики, режем колбаску пластмассовым ножом или стекой на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на лепешку настоящей монетой, чтобы получить отпечаток. Игра доставит удовольствие в независимости от результата. Тесто может хранится долго хранится в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно раскрасить красками. Всякий раз. Когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу. Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям книжки – раскраски, рисование пальцами, рисование по запотевшему зеркалу в ванной комнате. Используйте штриховки, игры обводки, дорисовки, трафареты. Обводить можно все, что попадется под руку. Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами, рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью, «печатками».

Очень надеюсь, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Для того, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

Литература:

  1. Панькова И. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка. Первые шаги. М.: «ЛИНКА – ПРЕСС» 2002г.
  2. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. М.: «Олма – Пресс», 2001 г.
  3. Рогожина Е. Упражнения на развитие мелкой моторики. Дошкольное воспитание № 9. – с.41, 1998 г.
  4. Рузина М. С., Офонькина С. Ю. Страна пальчиковых игр. СПб: КРИСТАЛЛ, 1998
  5. Савина Л. Д. Играем пальчиками. М., 2001 г.
  6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук. М., 2001 г

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ИГРАЕМ В КУБИКИ»

Программное содержание.1. Учить рассматривать сюжетную картину, отвечать по ней на вопросы педагога. Формировать словарь по теме.2. Развивать мелкую моторику рук.3. Учить строить из кубиков дорожку, п...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игру с крупами.

Развитие мелкой моторики рук большое значение имеет для общего физического и психического развития ребенка и положительно сказывается на становлении детской речи.  Игра с крупами хорошо стимулиру...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются п...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе

Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...