Мастер - класс для родителей "Пальчиковые игры"
методическая разработка (младшая группа)

Маклакова Елена Васильевна

 В мастер классе  для родителей рассказывается о необходимости развивать мелкую моторику рук ребенка, как ее развивать, чтобы ребенку было весело и интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx409.11 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 14 «АЛИСА» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                    Мастер – класс для родителей

                        «Пальчиковые игры»

https://papik.pro/uploads/posts/2021-09/1630673946_15-papik-pro-p-detskie-ladoshki-risunok-15.jpg

                                                          Подготовила

                                                                         Воспитатель МКДОУ

                                                                                    «Детский сад №14 «Алиса»

                                                               Маклакова Е.В.

                                                                           

                                                    с. Урожайное

2021-2022 учебный год.

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка. 

2. Обучить  этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного. 

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике. 

Оборудование:

-Цветные карандаши по количеству участников;

-Фломастеры по количеству участников;

-Массажные мячи гладкие по количеству участников;

-Массажные мячи с колючками по количеству участников;

-Крышки от пластиковых бутылок по 2 на каждого;

-Палочки от фломастеров, одинаковые по размеру по 2 на каждого;

-Шнуровки;

-Сенсорная подушка;

-Сухой бассейн с крупами. 

Раздаточный материал:

Памятка для родителей «Развиваем пальчики»;

Консультация для родителей «Пальцы- дружная семья»;

«Мама и папа, поиграйте с нами дома! » (пальчиковые игры в стихотворной форме ;

«Развиваем пальчики- стимулируем речевое развитие»(практические советы)

 Схема «Биологически активные точки ладоней

                                    Ход мастер- класса.

Уважаемые друзья, сегодня мы с вами являемся участниками мастер-класса на тему: «Пальчиковые игры».

Девиз нашего мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь! » 

1 часть. Теоретическое обоснование темы. 

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление,  предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д.,  тряпочки, предметы для исследования), он получает необходимый стимул для развития. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

http://dou9.alweb31.ru/wp-content/uploads/2020/04/hello_html_5a0af322.jpg 

Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воз Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: ”Ум ребенка находится на кончиках его пальцев “. Важным фактором в развитие речи  является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Еще наши бабушки и прабабушки обыгрывали с нами всем известную пальчиковую игру "Сорока-ворона", тем самым развивая нам мелкую моторику и речь. Если моторика развивается нормально, т. е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развивается слабо, то наблюдается отставание и в развитие речи.

Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. 

Именно поэтому для развития мелкой моторики рук нами была выбрана пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика– это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры не новомодное увлечение современных родителей и педагогов, они существовали у разных народов в разное время, и немудрено, ведь пальчиковая гимнастика - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

                        Активизация участников мастер-класса:

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму! »

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами. 

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Именно поэтому, начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Китая, применяется пальчиковая гимнастика. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, посылающим импульсы в центральную нервную систему человека. 

Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это китайская пальчиковая гимнастика для Вас! 

1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз).

2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг".

                              Начинаем с левой руки. 

- работа рук способствует психическому успокоению;

- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)

- способствует возникновению успокаивающего эффекта (китайские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).

                             https://4youngmama.ru/wp-content/uploads/a/9/0/a9019074b89d14bbd74234ac529de633.jpeg

Совет взрослым:

Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Уважаемые родители, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов, берегите их! Здоровья Вам и Вашим детям! 

Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве. использовать для развития мелкой моторики рук детей.

Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. https://i.pinimg.com/originals/13/8e/28/138e28b72f4d1e7d01478bae17ce80dd.jpg

Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Заряд положительных эмоций — это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр. 
На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. 

Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей младшего дошкольного возраста и поиграть в пальчиковую игру «Сорока-белобока».
Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной. 

Первый этап. В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.

Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо.

Второй этап. Давайте продолжим, оказывается не все так просто! 
Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть. 

Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца. 

Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы. 

Затем - средний, он стимулирует работу печени. 

Затем - указательный отвечает за работу желудка. 

Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой. 

А сейчас повторим все вместе, приготовились. 

Молодцы, хорошо постарались. 

Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже. 

                      Работа с предложенным материалом. 

Как вы уже смогли убедиться, пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка. Существуют следующие виды пальчиковых игр:

-Пальчиковые игры с предметами;

-Активные игры со стихотворным сопровождением;

-Игры- манипуляции;

-Пальчиковые игры на основе сказок;

-Пальчиковые игры с элементами самомассажа;

-Пальчиковые игры с муз. сопровождением.

Первый вид- Пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.

Карандаш в руках держу                      

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали

Карандашик я возьму-

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу. 

Следующий вид

Активные игры со стихотворным сопровождением

. Дети очень любят именно этот вид игр - он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру коллеги мы сейчас с вами поиграем. Называется она «Наши пальчики».
Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»:
Этот пальчик – Сонечка, 
Этот пальчик - Тонечка, 
По середочки - Сергей, 
Рядом с братцем - Алексей, 
А этот- Гришка, пальчик- шалунишка! 
Ать, два, ать, два, 
Было пять, осталось- два. 
Ну-ка, ну-ка, посмотри
Было пять, осталось, три! 
Чтобы пальчики назвать, нужно их пересчитать! 
Этот пальчик- Сонечка, 
Этот пальчик- Тонечка, 
По середочки- Сергей, 
Рядом с братцем- Алексей, 
А этот- Гришка, пальчик -шалунишка! 

Следующий вид пальчиковых игр

Игры - манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вам вспомнить названия данных игр. («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был? », «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка» и т. п.) Молодцы, спасибо большое, правильно!

Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми. 

Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т. д.

Например: Пальчиковая игра «Крышки»:

Пальчики обули, (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук) 

Смело в них вперёд шагнули, (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд) 

И пошли по переулку

На весёлую прогулку. (пальчики шагают).

Игра с палочками

Также мы используем небольшие палочки (можно стучать, катать, шуршать, шагать, бегать) :

Вы скачите палочки, как солнечные зайчики- (поочерёдно шагаем палочками по коленам) 

Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок (скрещиваем палочки сверху вниз и ставим на колени) 

Одной ножкой топ-топ, (шагаем правой палочкой) 

Другой ножкой топ-топ, (левой)

На головку сели, песенку запели. (ставим палочки на голову, стучим друг об дружку) 

 Игры с мячиками

Также мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику) 

С гладким мячиком:

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой) 
Взад, вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь) 

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и расжимаем мячик) 

Колобок я разожму и другой рукой начну, 
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт. (повторяем тоже самое другой рукой) 

С мячиком- ёжиком:

Маленький колючий ёж, 

До чего же ты хорош (катаем мячик -ёжик по столу правой рукой) 

Покажи свои иголки, 

Хоть они и очень колки. (катаем мячик по столу левой рукой). 

3 часть. Рефлексия. 

 А на заключительном этапе мастер- класса нам бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение - что Вам понравилось, что не понравилось, почему не понравилось, было ли Вам интересно или не очень.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Мастер-класс «Казачьи народные игры. Игры, развивающие ловкость, точность движения, меткость»

В нашем детском саду разработана программа по приобщению детей к народной культуре казаков. Мастер-класс разработан для воспитателей ДОУ, которые приобщают детей дошкольного возраста к культурно...

Мастер-класс по интерактивной игре на тему: «Игра – это весело!»

Задачи: -обогащать эмоциональный опыт детей; -учить детей позитивно относиться к себе; -учить невербальным способам общения; -создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжел...

Мастер-класс для педагогов "Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого"

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни....

МАСТЕР - КЛАСС «Вместе весело играть» (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

МАСТЕР - КЛАСС «Вместе весело играть»  (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТ...

Мастер – класс для родителей «Играя в словесные подвижные игры, развиваем речь»

Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей; способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях....

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...