Агрессивный ребенок
консультация

Подосичная Анна Валерьевна

Причины агрессии и способы ее предотвращения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnyy_rebenok.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый из нас хоть раз сталкивался с проявлением детской агрессии. Ребенок плачет, капризничает, может наговорить нам немало неприятных слов, начать драться или кусаться. Почему это происходит? Ведь порой для такого поведения, как нам кажется, нет причин.  Причина детской агрессии существует всегда. Давайте попробуем разобраться, что такое агрессия, и откуда она берётся у маленьких детей. Что такое агрессия?

В психологии существует два понятия, которые необходимо разграничивать: агрессия и агрессивность. В общем виде понятие «агрессия» трактуется как любая форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда кому-либо, не желающему подобного обращения. Агрессивный значит злой, жестокий. Но агрессия - это не эмоция, это модель поведения, которая появляется еще в раннем детстве.

 Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и трактовать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Откуда берется агрессия у маленького ребёнка?

 1. Поведение родителей. В первую очередь пример поведения детям подают родители, поэтому очень важно, как вы, родители, ведёте себя, не позволяете ли себе громко ссориться, кричать и при этом крушить все вокруг в присутствии ребенка. Важно и то, как относятся к малышу. Если на ребенка кричат, часто наказывают или бьют, то скорее всего, он будет вести себя так же с детьми в детском саду. Окружающие малыша взрослые и дети также влияют на его поведение. Например, агрессивному поведению дети могут научиться, наблюдая за  родственниками, вашими  друзьями, соседями и т.д.

   2. Поведение сверстников.   В дошкольном возрасте дети особенно чувствуют в группе детей лидера.  Особенно ярко это выражено у мальчиков. Кто самый сильный, тот все может - вот принцип, который часто можно увидеть в действии, наблюдая за общением детей в детском саду. Самое главное, чтобы ребенок получил качественно иной опыт общения (без необходимости постоянно проявлять агрессию). И этот вариант ваш ребенок осознает, возьмет за правило, что единственно правильное решение выход из ситуации только с помощью кулаков. Но если ваш ребенок не агрессивный, спокойный и менее конфликтный, если малыш уже научился решать и дружить мирно, договариваясь, тогда возможен другой вариант: ребенок будет чувствовать себя некомфортно, станет замкнутым, снизится самооценка.

 3. Телевизор и компьютерные игры. Подумайте, а сколько примеров агрессивного поведения ребенок может усвоить из них? Часто мы не задумываемся о вреде той или иной игры, в которую часами играет ребенок на компьютере, в сотовом телефоне, или сажаем его перед телевизором, чтобы заняться своими делами, а в это время на экране демонстрируют совсем не детские и не полезные мультфильмы и передачи. Поэтому внимательно следите за тем, что смотрит ваш малыш. А компьютерные игры следует вообще исключить в столь раннем возрасте, он еще успеет наиграться. Читайте ребенку книги, вместе лепите из пластилина, конструируйте, рисуйте. Существует масса занятий, которыми вы можете увлечь вашего ребёнка. Что касается выбора мультиков, то согласитесь, что все-таки советские мультфильмы значительно гуманнее современных американских и прежде, чем показать ребенку мультик, просмотрите его сами.

4. Неприятие родителями своего ребенка. К сожалению, встречаются семьи, в которых ребенок был нежелателен, или один из родителей оставил семью, или родители, возможно, из-за своей неопытности или незрелости еще не готовы иметь ребенка и не знают, что с ним делать. Зачастую для родителей карьера стоит на первом месте, а ребенок на воспитание бабушек. Ссоры между родителями, ссоры родителей и ребенка, - все это также заставляет ребенка находиться в постоянном напряжении, его агрессия возникает как способ общения и выход из конфликта. Когда ребенок не чувствует любви, он, в первую очередь, винит в этом себя, его самооценка снижается. Если родители всё время твердят, что ребёнок плохо себя ведет, то ему ничего не остается, как вести себя в   соответствии с тем, что о нем говорят: баловаться, шуметь, ломать и бить все вокруг.

5. Привлечение внимания. Мы учим ребёнка одеваться, умываться, держать ложку, но забываем  о том, что его надо познакомить с миром чувств и эмоций. Как же малышу догадаться, что он переживает, или переживает его мама, когда хмурится или улыбается? Ребенок непосредственно передает свои эмоции, он только приобретает свой первый опыт, и делает свои первые выводы. А вот научить контролировать свое поведение и владеть своими эмоциями - это задача для взрослых. Очень часто взрослые не догадываются, что их ребенку, чтобы получить внимание и любовь, сначала нужно за них побороться. То есть ребенок осознает: для того, чтобы завоевать внимание, следует сделать чтото такое, что обязательно сработает. Если ребенок кричит, толкает игрушки вокруг, ругает всех, то это обязательно привлечет внимание.  

6. Кризисы дошкольного возраста. В жизни ребенка существуют особые периоды – так называемые кризисы возрастного развития. Например, в период трехлетнего возраста каждый ребенок переживает кризис, что вполне естественно для его нормального психологического развития. В этот период для поведения ребенка характерен негативизм, своеволие, упрямство и даже деспотизм. Агрессивное поведение в этом возрасте часто означает протест, когда ребенка что-то не устраивает, и он хочет это изменить, но пока не знает как. Злость ребенка чаще вызывает бессилие. Ребенок вместо жалоб или пассивности отдает предпочтение этой реакции, малыш борется за независимость и самостоятельность, и поэтому лишние запреты могут даже стать толчком к агрессивному поведению.

 Как распознать агрессию у ребенка?

 Ребёнка дошкольного возраста можно назвать агрессивным, если он:

   Быстро и довольно часто теряет контроль над собой;

   Часто спорит и ссорится с окружающими;

   Отказывается выполнять просьбы взрослых;

   Специально делает что-либо наоборот, либо намеренно пытается вызвать у других чувство злости и раздражения;  

   Обвиняет в своих ошибках и неудачах всех, кроме себя, (могут выливать свой гнев на неодушевленных вещах, пинать, швырять и ломать их);

   Часто испытывает чувство злости, гнева и зависти;

   Не способен забыть об обиде, не отплатив должным образом;

   Становятся недоверчивыми и раздражительными.

Как взаимодействовать с агрессивными детьми:

   Самим или с помощью психолога выяснить первопричины агрессивного поведения.

   Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка. Осознавать, что в действительности агрессивное поведение – это порой отчаянная попытка достучаться до нас, взрослых. Ребёнок не знает, как другим способом можно защитить себя или привлечь к себе внимание.

  Помнить, что жестокое подавление агрессивности не устраняет это качество, а лишь усиливает его. Если же вовсе не обращать внимания на агрессивные реакции, ребёнок начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки перерастают в привычку действовать агрессивно. Важно быть последовательным и учиться твёрдо, но не агрессивно реагировать на нежелательное поведение ребёнка. Обсуждать следует поступок, а не ребёнка в целом. Ребёнок должен понимать, что вы любите его, но вы против того, как он себя ведёт.

 Частые наказания, приказы и запреты заставляют ребёнка подавлять свой гнев, а невыражаемая, постоянно подавляемая агрессия может перейти в аутоагрессию, которая выражается в обкусывании ногтей, получении травм, постоянных болезнях и т.п., или привести к появлению в характере пассивно – агрессивных черт, выражающихся в желании вывести из себя, расстроить окружающих людей.

  Спокойно относиться к происходящему, в случае незначительной агрессии по возможности игнорировать её. Если ребёнок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, выслушать его и переключить внимание на что – то другое.  

 Родители должны контролировать собственные негативные эмоции. Если ребёнок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает ответные отрицательные эмоции у родителей (раздражение, злость и другие). Нужно признать естественность негативных переживаний, понять причину, характер, силу охвативших ребёнка чувств.

 Понимать, что когда вы что – то запрещаете ребёнку, он имеет право на последующее выражение злости по этому поводу, так же, как и вы – на выражение своей.

  Обращать внимание на то, как вы и окружающие ребёнка люди выражают свои эмоции, эти модели поведения он и будет копировать.  

  Избегать просмотра по телевизору фильмов, передач, содержащих сцены насилия или агрессивного поведения при ребенке.  

 Учить его понимать собственное эмоциональное состояние и чувства других людей; сопереживать другим людям; выражать гнев, злость приемлемыми способами, ясно и конкретно, а не с помощью криков и кулаков добиваться желаемого; отстаивать свои личностные границы, не нападая при этом на чужих; осознавать ответственность за свои поступки.

   Приемлемые формы выражения чувств: можно разрешать ребёнку создавать рисунки с изображением агрессии в разных формах (взрывы, драки, войны и т.д.); играть с предметами (разрушать собственноручно построенные объекты, швырять игрушки); выражать протест: «нет!», желательно с объяснениями «почему»; ломать игрушки (если это не очень дорогие во всех смыслах предметы); бить подушки, спортивные груши; бороться с кем – нибудь (по обоюдному согласию); заниматься спортивными играми, единоборствами.

  Неприемлемые формы, которые следует пресекать: не следует разрешать ребёнку оскорблять и унижать других людей, применять физическое насилие, выраженное по отношению к любым живым объектам (в том числе к животным), манипулировать чувствами других людей, провоцировать других.  

Если вы не справляетесь с агрессией ребёнка, если она проявляется постоянно и приобретают форму жестокости – обязательно обратитесь к специалисту. Серьезные изменения возможны, только если вы будете работать над проблемой, при этом стараясь уважать и понимать чувства вашего ребёнка.   Удачи Вам!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.

Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...

Материал для беседы с родителями на тему: «Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»

Взрослые были проинформированы о том, что такое агрессия, каковы её причины  проявления, чем она опасна для ребенка или окружающих. Были  даны конкретные  советы и рекомендации, как пом...

Агрессивный ребенок, какой он? Как помочь агрессивному ребенку.

В презентации раскрываются особенности поведения агрессивного ребенка. Дается характеристика данного поведения. Указываются причины. Описывается роль взрослых при взаимодействии с детьми, проявляющих ...

Агрессивное поведение детей 3х лет. Как общаться с агрессивным ребенком, постепенно снижая уровень агрессии.

Агрессивное поведение ребенка связано с возрастным кризисом 3х лет. Приступы агрессии в этом возрасте происходят достаточно часто. Таким поведением дети выражают свое недовольство или разочарования. Н...

Статья «Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»

laquo;Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»...