Буклет "Системный оператор"
материал (старшая, подготовительная группа)

Тихонова Алена Петровна

Буклет для родителей "Системный оператор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_so.docx612.79 КБ

Предварительный просмотр:

     

https://i.pinimg.com/736x/44/6b/49/446b49a9eb74c0de26c3213b0593a8a9--cute-cartoon-girl-design-vector.jpg

Игры на выделение подсистемных связей

Игра «Ты – моя частичка»        

Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.

Правила: взрослый называет объект, а ребёнок -  его части. Например: «Я дерево, ты моя частичка. Кто ты?»

Игра «Кто я?»

Цель: развивать умение по одной части  называть как можно больше объектов живой природы.

 

.

Правила: взрослый называет одну часть. Дети – как можно больше объектов, у которых есть эта часть. «У меня есть листок. Кто я?» (дерево, куст, цветок)

Игры на выделение надсистемных связей

Игра «Кто где живёт»

Цель: учить детей устанавливать, частью чего является данный объект.                                  Правила: взрослый называет объект живой природы. Дети называют среду обитания этих объектов. Можно использовать картинки. Например, медведь. Среда обитания: лес, зоопарк, мультфильм, книга, фантик. 

Игра «Я возьму тебя с собой»

Цель: учить детей устанавливать связь между средой обитания и объектом живой природы. Правила: взрослый называет место обитания и предлагает взять с собой объекты живой природы, которые там находятся.  

Работа с системным оператором способствует формированию у ребёнка умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального и природного мира: назначение (функцию), динамику развития в определённый период времени, его признаки и строение, потребность в изменении и усовершенствовании

j0104458

 Системный оператор

(ТРИЗ)

    http://tapenik.ru/dizain/deti_10.png

МБДОУ «Детский сад №25 «Ромашка»

                           г. Нефтеюганск

 

  Буклет составила Тихонова А. П.,                воспитатель

                                                             

                     Уважаемые родители!

    Одним из методов ТРИЗ является системный оператор. Системный оператор – это схема талантливого мышления, состоящая из девяти экранов. Суть этого метода в системном подходе, раскрывающем структуру элементов объекта, их внутренние и внешние связи, сводящем все знания об объекте в систему.

Системный оператор

 

В основе системного подхода к объекту лежат следующие мыслительные шаги:                                 - выбирается объект. и перечисляются его свойства;                                                                         - определяется подсистема объекта (части);                                  - определяется надсистема объекта: по месту обитания, по группе, к которой относится;                           - рассматривается процесс развития объекта в прошлом;                                                                                      -рассматривается развитие объекта в будущем.

http://cf.kizlarsoruyor.com/a50607/2b25201d-c3c8-4f31-bd08-7f8701999168.jpg

Предлагаю Вам игры на формирование основ системного мышления детей

Игры на выявление свойств объекта и признаков времени

Игра «Дерево, птица, насекомое, дикое животное»

Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.                                                                Правила: взрослый говорит: «Дерево» (Ребёнок называет любое дерево). «Птица. Насекомое. Дикое животное» и т. д. по кругу. Название игры можно менять. Например, «Рыбы, птицы, звери», «Деревья, цветы, насекомые»

Игра «Чем был, чем (кем) стал»

 Цель: развивать умение определять линию   развития объекта.                                                           Правила: взрослый называет любой объект живой природы. Дети говорят, чем (кем) он был, чем (кем) стал. Например, цыплёнок – был яйцом, стал курицей или петухом. Капуста была семечком, стала салатом.

   Игра «Был, есть, будет»

 Цель: упражнять детей в определении свойств объекта в прошлом, настоящем и будущем.                                       Правила: взрослый называет  объект живой природы. Ребёнок перечисляет его свойства в прошлом, настоящем и будущем. Например, огурец был маленький, зелёный, колючий, горький;  сейчас – большой, зелёный, сладкий, сочный; будет – солёный, мягкий, хрустящий.

            Список используемой литературы и интернет-источников:

  1. Гуткович И. Я, Самойлова О. Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: пособие для воспитателей детских садов. – Ульяновск, 1998.
  2. Кислов А.В. Третий глаз или как развить системно-функциональное мышление вашего ребёнка. – М.: КТК «Галактика», 2018.
  3. kindergarten-pre-school-child-education-school-thumbnail.jpg (300×331) (hotpng.com)
  4. MCtxO5HbOEU.jpg (604×359) (userapi.com) 
  5. евушка-шаржа-ми-ая-70940940.jpg (800×800) (dreamstime.com)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода ТРИЗ "Системный оператор"

Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор" позволяет рассмотреть объект во взаимосвязи во времени и в пространстве. На примере цыплёнка можно обобщить представления детей о домашних птицах....

Конспект НОД с использованием Системного оператора "Транспорт"

Совместная образовательная деятельность по усвоению образовательной области "Познание" с применением методов ТРИЗ...

Конспект НОД по составлению описательных рассказов о домашних животных используя «системный оператор» современной развивающей технологии ТРИЗ

Данный конспект с использованием современной развивающей технологии ТРИЗ Г.С.Альтшуллера позволяет педагогам в интересной форме сформировать речевые навыки, обогатить словарный запас, способствовать р...

Использование МОДЕЛИ «Системный оператор»

Игра  "Системный оператор" ТРИЗТема: «Компьютер»Цель: развивать системное мышлениеФормировать познавательный интерес к окружающему миру;vДать представление о компьютере.Познакомить с частями комп...