Средства развития речи у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Кильдюшкина Екатерина Владимировна

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

В статье рассматриваются типичные сложности при развитии речи у детей младшего дошкольного возраста и способы совершенствования их речевых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kildyushkina_e.v.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста

в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. Эта общая задача состоит

из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи,

обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования

грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической)

речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову,

подготовки к обучению грамоте.

В современной методике словарная работа рассматривается как

целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное

освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как

длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально

закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных

условиях общения.

В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и

с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью,

осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой

происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в

большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи; поэтому и

его общение носит ситуативный характер. Это придает речи особую форму - форму

ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический характер. Эта речь

представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в

связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование об

удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие

при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.

Диалогическая форма речи ребенка раннего детства является следствием и

вместе с тем выражением недостаточной самостоятельности ребенка, не

отделенности его деятельности от деятельности взрослых.

Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и

воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т.е. они

запоминают все буквально, даже не желая того. Образная богатая синонимами,

эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста - явление

крайне редкое. А между тем овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое

значение: именно этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К

сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс

развития речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в

обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит

рассказы и сказки из уст родителей и воспитателей. Поэтому закономерны те

проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития

речи дошкольника с младшего возраста.

Наиболее типичные из них:

1. Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений

речь. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать

синоним, назвать признак предмета.

3. Использование в речи сленговых слов, рекламных клише, нелитературных

слов и выражений.

4. Неспособность грамотно сформулировать вопрос.

5. Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный

рассказ на предложенную тему.

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов,

нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу,

выразить протест.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

8. Плохая дикция.

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым

развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится

использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок,

детских стихов, пословиц и поговорок и т.д.

Используя определенные формы работы с художественной литературой,

воспитатель становится активным участником процесса речевого развития младшего

дошкольника. В качестве материала для развития речи дошкольника можно

использовать произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки,

скороговорки, считалочки, загадки). Это обусловлено возрастными особенностями

младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью

контролировать внимание лишь на короткий период времени.

Колыбельные песни и потешки - бесценный материал, который позволяет

ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться

народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и

потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные

слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать

слова и формы слов и словосочетаний, повторяющиеся звукосочетания, фразы,

звукоподражания развивают фонематический слух.

Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является

неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы

они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного

повторения текста, когда дошкольники хорошо владеют его содержанием, можно

предложить ответить на вопросы. Необходимость отвечать на вопросы не только

развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но помогает сделать

процесс восприятия художественной литературы осмысленным.

Когда работа с художественным текстом станет для детей привычным делом,

можно предложить им найти на картинке любого понравившегося героя потешки:

лисичку, воробья, синичку, мишку, зайчика. картинки для работы воспитатель

подбирает сам. Они должны отвечать следующим требованиям: быть яркими,

красочными, максимально реалистично изображать персонажей потешки, быть

подлинно художественными.

Когда дети выберут персонажа, попросите их составить небольшой рассказ (тричетыре предложения) о нем. Необходимо следить затем, чтобы речь ребенка была

связной, а описание содержало эпитеты, сравнения, метафоры. Для облегчения

работы задать детям наводящие вопросы: «Какого цвета ...? С какой птицей, другим

зверем можно сравнить...? Чем этот зверь, эта птица отличаются от других животных,

птиц?» и т.д. Так воспитатель совместно с младшим дошкольником становится

участниками процесса формирования связной речи, использования образных средств

и выражений.

Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей. У младших

дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат.

Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания;

другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Поэтому для

развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем

воспитатели должны активно использовать задания, содержащие поговорки и

скороговорки.

В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов

или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению,

умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые

загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат

образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству,

необходимо обращать его внимание на то, что, если отгадка приводится без

доказательства, возможен другой ответ.

Перед рассказыванием воспитатель проводит серьезную выборочную работу,

упрощает повествование, сокращает количество эпизодов, уточняет употребление

образных средств, иногда меняет сюжет, связывая воедино события и осмысленное

ведение чередующихся иллюстраций. В свободном изложении воспитатель передает

главное.

С детьми надо говорить правильным литературным языком, а не опускаться до

их речевого уровня. Есть произведения, для сохранения художественного

своеобразия, которых надо передавать почти дословно. Рассказывание непременно

включает элементы театрализации: воспитатель заботится о соответствии рассказу

своих интонаций, мимики жестов, даже одежды.

Подготовка воспитателя к рассказыванию:

· воспитатель внимательно прочитывает текст выбранного им произведения

· он намечает те места, которые можно сократить без искажения смысла

· намечает те фразы, которые целесообразно заменить синонимами

· производит обычную рабочую разметку интонации текста (паузы, логические

ударения, темп, тембр - эмоциональная окраска голоса)

· продумывает элементы артистического выступления перед детьми - мимика,

жесты, отмечает места текста, которые будет петь.

Если в художественном тексте встречается незнакомое слово, педагог объясняет

его значение. Особое внимание уделяется знакомству с эпитетами, сравнениями,

метафорами и другими художественно-выразительными средствами языка. Отвечая

на вопросы взрослого, описывая предложенные картинки и собственные рисунки,

участвуя в совместной игровой деятельности, ребенок использует средства, с

которыми его познакомил взрослый.

В детском саду обучение рассказыванию систематически и целенаправленно

осуществляют в основном со старшего дошкольного возраста; возможности же

младших дошкольников явно недооценивают. Известно: не все дети одинаково

успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной речи.

Но именно их взаимосвязь является важным условием формирования связной речи.

В 3-4 года (в 1 и 2 младших группах) отдельные места читаемых произведений

повторяют просто для того, чтобы дети их запомнили - запомнили содержание, те

слова, которыми оно выражено, интонацию, т.е. повторения для развития чувства

языка.

Программа детского сада предусматривает для этого много произведений

устного народного творчества, в которых основной мотив многократно повторяется:

это сказки «Курочка-ряба», «Репка», «теремок», «Колобок», «Козлята и волк»,

«Маша и медведь», «Коза-дереза» и др. эти повторы и прочтения сказки можно

закрепить в памяти еще раз - например, в младшей, чтобы уяснить какие же яички

снесла курочка повторяются соответствующие места сказки (снесла курочка яичко,

не простое - золотое).

Читая (рассказывая) в младшей группе уже знакомую детям сказку «Колобок»,

надо постараться, чтобы дети запомнили песенку колобка, и для этого повторяться.

Естественно, что усваиваются и интонации персонажей.

Справедливости ради отметим: ряд причин -- недостаточная теоретическая

разработанность этой проблемы, отсутствие методических рекомендаций, пособий -

создает трудности в работе воспитателя.

На первый план должно выступить решение тех задач, которые влияют на

построение связного высказывания.

Это, во-первых, формирование интонационного чутья, дикции, темпа речи.

(Заметим: интонационная выразительность изживает такие недостатки связного

высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи; от звукового оформления

речи зависят эмоциональность и выразительность высказывания.)

Во-вторых, работа над смысловой стороной слова, его оттенков. Именно работа

над смысловой стороной слова развивает умение правильно, точно, выразительно

высказывать свою мысль, свободно выбирать языковые средства, которые наиболее

точно отражают замысел говорящего и правильно сочетаются по смыслу.

В-третьих, работа над грамматической формой слова и предложения в тесной

связи со словарной работой и развитием связной речи.

Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать

прилагательное с существительным в роде, числе, падеже.

В-четвертых, работа над синтаксисом, где на первый план выступает обучение

детей правильному построению разных типов предложений, согласованию слов в

предложении.

В-пятых, обучение умению составлять тексты - описательные,

повествовательные, с соблюдением общей структуры, разнообразных средств связи

как между отдельными предложениями, так и его частями.

Первые слова, сказанные взрослым (это, он, у котенка, котенок умеет), служили

как бы мостиком, на который малыш мог опереться. Методика совместного

рассказывания позволяла выяснить, ориентируются ли дети на средства выражения

логических связей между предложениями.

Словарь большинства детей беден; типичные особенности речи -- частая замена

существительного местоимением, неточное обозначение некоторых предметов или

действий, смешение близких по смыслу понятий, упрощенные слова (что, известно,

характерно для детей раннего возраста).

Предложения в основном простые, неполные.

На основе этих данных выстроилось экспериментальное обучение, включающее

взаимосвязь речевых задач (словарную работу, формирование грамматического строя

речи, воспитание звуковой культуры) со специальной методикой по развитию

связной речи.

Задачи первого, подготовительного этапа.

1. Учить детей при описании предмета (в ходе игр «Узнай по описанию»,

«Угадай, что за зверь», «Угадай игрушку», «Выполни команду», «У кого?», «Что за

предмет?», «Что за овощ?», «Что у кого?», «Скажи, какой») видеть и называть его

характерные признаки, качества, действия.

Заметим, весьма эффективны и по сей день игры-соревнования, предложенные

еще Е.И. Тихеевой. Одна из них -- «Кто больше увидит и скажет про медвежонка (про

куклу)?»

За каждый правильный ответ -- цветная ленточка, а в итоге -- приз.

Желание отличиться побуждает ребенка к поиску необходимого слова или

фразы. Сначала подбираются яркие игрушки, значительно отличающиеся по своим

признакам, затем используются предметы (овощи, фрукты, одежду), описывая

которые следует не только называть видимые признаки, но и показать свои знания об

их свойствах и качествах, умение согласовывать прилагательное с существительным.

2. Формировать представление о последовательности действий персонажей

путем раскладывания соответствующих картинок с помощью упражнений,

активизирующих глагольную лексику («Кто что умеет делать?», «Где что можно

делать?»), игр («Скажи, что сначала, что потом», «Добавь слово»).

Продолжительность подготовительного этапа определяется умениями детей

быстро и разнообразно характеризовать объекты по основным признакам и

действиям.

Задачи второго этапа:

Сформировать у детей элементарные представления о том, что всякое

высказывание имеет начало, середину, конец, т.е, строится по определенной схеме;

научить связывать между собой два предложения, используя разнообразные средства

связи.

На первых трех занятиях педагог обращает внимание детей на схему построения:

сначала называется предмет, затем его части, признаки и, наконец, назначение

предмета или его оценка; усваивается умение коллективно описывать предмет.

И в первом, и во втором случае занятия проводятся в игровой форме, когда

следует назвать какой-либо фрукт, дать его признаки или по голосу узнать, кто позвал

тебя, и назвать отличительную деталь его внешнего вида или описать игрушку (игры

«Объясни Буратино», «Встань в круг»).

Цель следующих занятий:

Прививать навыки самостоятельного описания предмета (игры «Магазин»,

«Загадки»). Педагог предлагает схему описания, план рассказа, который определял

не столько содержание высказывания, сколько последовательность и связь между его

частями.

Навыки повествовательной речи усваиваются в составлении - совместно с

воспитателем- сюжетных рассказов (в играх типа «Кто знает, тот дальше

продолжит»). Первоначально взрослый произносит одно-два предложения («Пошел

ослик... Там он встретил... Они стали...»), но с определенной интонацией, дабы дети

почувствовали, какой характер должно нести повествование.

Постепенно основная часть текста в совместных рассказах усложняется,

включаются элементы описаний, действия героев распространялись. В сюжет

вводятся глаголы общения, образующие семантический ряд: спросил - ответил,

попросил - сказал, закричал - обиделся. Так дети, ориентируясь на значение глаголов,

учатся передавать диалоги действующих лиц.

Почти на каждом занятии дети должны выполнять лексические упражнения -

подобрать синонимы («Скажи по-другому», «Как еще можно сказать»),

грамматические - подобрать глаголы совершенного и несовершенного вида (делал -

сделал, рисовал - нарисовал), согласовать прилагательное с существительным в роде,

числе и падеже.

Закрепляющие занятия

В ходе игровых упражнений «Поезд», «Начни, продолжи,закончи» преследуется

цель - научить детей умению последовательно, пофразно излагать повествовательный

рассказ. Так, в частности, проходит игра «Поезд»: составить поезд из вагончиков

(роли вагончиков исполняли дети) может только тот, кто внимательно слушал

предыдущего игрока и правильно продолжил начатую мысль.

Однако педагог повторяет каждый раз последнее слово (или целиком

предложение) ребенка, тем самым задерживая внимание последующего рассказчика

на сюжетной линии.

Если пауза затягивается, взрослый подсказывает начало следующей фразы.

Постепенно дети, сочинявшие рассказ, составляют поезд, который успешно

курсирует по группе.

Список литературы

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -- М., 2004.

2. Выготский Л.С. Мышления и речь / Собр. соч. -- М., 2002. -- Т. 2. С. 6--361.

3. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка// Выготский Л.С.

Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14,

Психология. 2001. № 4. - с. 5-18

4. Генинг Г.М., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, даёт прекрасные образцы р...

Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует  развитию  образного мышления, обогащает речь детей. даёт прекрасн...

План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В   2014-2015учебном году   наша творческая группа"Наследие"  работает  над  темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...

Игра как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Большое значение в речевом развитии детей придается игре....

Проект мастер-класса для родителей Тема: «Книжки-малышки» как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».

Данный мастер-класс направлен на установление взаимодействия родителей и педагогов в процессе развития речи детей посредством изготовления книжек- малышек....

План самообразования «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...

Драматизация как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Игра - драматизация рассматривается, как один из эффективных средств всестороннего развития ребёнка и его личности. Игры - драматизации оказывают большое влияние на развитие речи. Ребён...