"Возрастные особенности и целевые ориентиры детей 3-4 лет"
консультация (младшая группа)

Илларионова Марина Владимировна

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №42 Приморского района Санкт-Петербурга

Консультация для родителей

«Возрастные особенности и целевые ориентиры детей 3-4 лет»

                                                 Подготовила воспитатель:

 Илларионова Марина Владимировна

Санкт-Петербург

2023г.

Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

        Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он.

        Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка.

        Ребёнок выражает желание делать всё по-своему. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Отделяясь от взрослых, ребенок пытается установить с ними новые отношения.

        Осознавая себя как отдельного человека, ребенок отвергает почти все, что предлагают родители, и делает все сам, даже если ему это пока не по силам.

        Именно в этом и состоит суть внутреннего конфликта младшего дошкольника: он хочет все делать сам, но не может справиться без помощи взрослых. Ребенок перестает слушаться родителей и начинает выдвигать им свои собственные требования. Он проявляет негативное отношение к опеке взрослых и старается выйти из-под их влияния.

        Для успешного формирования личности взрослые должны умело руководить процессом формирования самостоятельности у их ребенка. Выстраивать равноправные отношения с малышом, не относиться к нему с позиции «авторитетного взрослого». Предоставить ему больше самостоятельности и если у малыша что-то не получается, можно предложить ему сделать это вместе или подсказать другой способ выполнения. Не критиковать, а формировать у ребенка понятие, что он хороший.  

        Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту.

        Игра становится больше коллективной и уже имеет сюжетное наполнение. В ней ребенок воображает себя кем угодно и соответственно действует.

        Появляется гендерное осознание своей роли (девочка, мальчик). В соответствии с этим может меняться игровая направленность ребенка. Девочек больше интересует посуда, куклы. Мальчиков – конструкторы, оружие, машины.

        Дети в игре со сверстниками учатся защищать свои личные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учитывать желания и чувства других партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

        Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. В обиходе появляются предметы-заменители, которыми с удовольствием пользуется ребенок в играх.

        Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые способы общения (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения).

        Активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре и общении; в практической деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, фактуру, строение) и их назначение, много и активно экспериментирует.

        Владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

 Целевые ориентиры

        К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

        Ребенок способен воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

        Владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

        В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

        Его отличает высокая речевая активность, а словарь содержит все части речи. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности в развитии личности детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева- это "период первоначального фактического склада личности"....

Целевые ориентиры детей 6-го года жизни

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка. Это орие...

Целевые ориентиры детей 6-го года жизни

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка. Это ориентир...

Консультация на родительском собрании "Возрастные особенности развития речи нормотипичных детей 5-6 лет и отклонении (дети с ТНР)".

Особенности развития речи по разделам: лексика (словообразование), слоговая структура слова,грамматический строй речи, связная речь, звуковая культура речи (фонематический слух),звукопроизношение....

Консультация для родителей "Целевые ориентиры детей 5-6 лет"

Консультация для родителей "Целевые ориентиры детей 5-6 лет"...