становление инклюзивного образования
статья

федосеенко светлана

Как внедряется инклюзивное образование в России

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Становление инклюзивного образования

   Принято считать, что идея интегрированного обучения детей с
отклонениями в физическом и психическом развитии (другими словами, идея
совместного обучения с обычными детьми) возникла в начале 60-х годов ХХ
века, и первые опыты интегрированного обучения принадлежат скандинавским странам (хотя на самом деле более 200 лет назад об этом говорил Песталоцци).
Совместное обучение детей с отклонениями в развитии в зарубежных странах реализуется с начала 90-х годов прошедшего столетия. Его закрепление и распространение прошло два этапа – от интегрированной (70-80 гг. XX в.) до инклюзивной модели (90-е гг. XX в. по настоящее время).
Мировая практика инклюзивного образования
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета
нормативных актов, способствующих расширению образовательных
возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и
Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение
доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций,
посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов,
общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав,
способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.
Исследования экономической эффективности инклюзивного образования,
проведенные в 1980 – 1990-х гг. и демонстрируют преимущества
интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.
На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился
определенный консенсус относительно важности интеграции детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают
бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и,
соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально
зарегистрированных как инвалиды.
Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН
«О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря2006 года.
Ситуация с инклюзивным образованием в России
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей
стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе
московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной
организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция
лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам
интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была
направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством
образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства
образования РФ приняла решение о введении в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
В настоящее время в нашей стране инклюзивное образование находится в
стадии развития, демонстрирует заметные достижения, но имеет и трудности.
Значительная часть трудностей в обучении и воспитании детей с ОВЗ и
детей-инвалидов связана с острым дефицитом квалифицированных кадров -
коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки.
Развитию инклюзивного образования препятствует также
недостаточность необходимого материально-технического обеспечения
образовательных организаций. Эта ситуация успешно меняется в условиях
реализации национального проекта «Образования» (федеральный проект
«Современная школа»).
Важной задачей для российского образования в настоящий момент
является создание и развитие единой системы раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи. В ряде
регионов (в Псковской, Свердловской, Самарской областях, Москве, Санкт
Петербурге и других) имеется положительный опыт такой работы. Практика
показывает, что более половины детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, могут обучаться в общеобразовательных учреждениях, а не в специальных (коррекционных) школах или классах, затраты на обучение в которых значительно выше.
Безусловно, имеющийся опыт достоин изучения, развития и применения во
всех регионах России.

Источники
1. Алёхина С. В. Инклюзивное образование:история и современность. —
М.: Педагогичесский университет "Первое сентября", 2013. – 33 с.
2. Нормативно-правовое обеспечение специального и инклюзивного
образования: учебное пособие / Е.С. Гринина. – Саратов, 2015. – 77 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...