РАННЯЯ ПОМОЩЬ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ.
консультация

Ряснянская Оксана Ивановна

Поступление в детский сад - сложный этап в жизни любого малыша. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования, которые нужно выполнять, - все это может вызвать у него страх. Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования в социуме человека необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать. Это особенно актуально для детей с патологией зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rannyaya_pomoshch.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 167

РАННЯЯ ПОМОЩЬ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ.

Поступление в детский сад - сложный этап в жизни любого малыша. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования, которые нужно выполнять, - все это может вызвать у него страх. Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования в социуме человека необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать. Это особенно актуально для детей с патологией зрения. В связи с этим тифлопедагогами выделяются две основные задачи:

  • научить детей понимать свои визуальные трудности;
  • развивать способности и умения пользоваться остаточным зрением и сохранными анализаторами.

Ребенок с нарушением зрения находится в еще более трудном положении: он плохо видит окружающее пространство, внешний облик людей. Именно поэтому адаптационная работа с детьми, имеющими нарушение зрения, начинается со знакомства с различными зонами группы: приемной, туалетом, игровой зоной. Рассказ об их назначении, о правилах поведения поможет ребенку отчасти преодолеть страх незнакомого пространства. С этой целью целесообразно проводить следующие игры:

1. «Найди игрушку»

Воспитатель прячет знакомую ребенку игрушку в одном из помещений группы и предлагает найти ее: «Игрушка лежит в спальной комнате на кровати. Давай найдем ее». Когда игрушка будет найдена, желательно сказать, что она там делала (отдыхала, спала и т.д.). Можно описывать место, где спряталась игрушка, через функцию помещения («Там моют посуду») и т.д.

2. «У нас в гостях Мишка»

Дети знакомят Мишку со всеми игровыми зонами группы и их назначением.

Следующий шаг - знакомство со взрослыми и сверстниками. Обычно ребенок со зрительной патологией испытывает страх перед общением, поэтому нужно научить его вступать в контакт и играть с другими детьми.

Кроме того, ребенку, который не имел такого опыта, сложно понять, что ему придется делиться игрушками и считаться с другими детьми. И это надо учитывать.

В работе со слабовидящими детьми в период адаптации необходимо учитывать состояние функций зрительного анализатора и перспективы их развития. Для этого целесообразно использовать игры, в ходе которых повышается общая функциональная активность и различительная чувствительность зрительной системы, формируется бинокулярная фиксация, упражняются глазодвигательные функции и т.д. По рекомендации врача-офтальмолога, в зависимости от этапа восстановительного лечения, педагоги проводят с детьми такие дидактические игры и упражнения, как «Подбери пару», «Соедини два изображения в одно», «Где горит огонек?» и т.д. Кроме того, каждый педагог с учетом рекомендаций врача-офтальмолога может подбирать индивидуальные задания детям.

Задачи тифлопедагога — целенаправленно развивать осязательную чувствительность и мелкую моторику рук на занятиях. Отрабатывает с детьми алгоритм действий, связанных с ориентировкой; дает основные способы освоения пространства и практических действий в нем; формирует у детей умение использовать усвоенные способы ориентировки в новых условиях; осуществляет на коррекционных занятиях опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет дано на занятиях, готовить детей к овладению трудными для них видами деятельности; показывает и отрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира. Воспитатель на общеобразовательных занятиях учит детей использовать способы действий в пространстве, сформированных тифлопедагогом; закрепляет, автоматизирует во всех режимных моментах способы ориентировки; упражняет детей в самостоятельной ориентировке.

В период подготовки детей со зрительными проблемами к поступлению в дошкольное учреждение значимая роль принадлежит родителям.

Рекомендации родителям

(Как следует готовить ребенка к поступлению в детский сад)

1. С самого рождения приучать ребенка к таким условиям и ситуациям, в которых ему придется менять привычные формы поведения; дать ребенку понять, что вы его любите, но не можете уделять ему все свое время, потому что у вас есть другие важные дела; приводить в дом других детей, чтобы ребенок знал: он не один в мире маленький, есть такие же и даже меньше.

  1. Заранее узнать режим пребывания ребенка в детском саду и ввести новые режимные моменты дома. Это поможет ребенку с нарушением зрения быстрее адаптироваться.

3.Все волнующие вас проблемы, связанные с детским садом, обсуждать только при условии, что малыш вас не слышит. Он не должен знать, что детский сад стал для мамы и папы источником определенных проблем. Иначе сад в воображении ребенка предстанет чем-то плохим, и он решит, что там его ничего хорошего не ждет.

4.Будьте спокойны и уверены накануне поступления ребенка в детский сад. Знайте, что все ваши переживания, тревоги передаются ребенку и разворачиваются в его сознании иногда с невероятным размахом.

Как надо вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад

  1. Старайтесь, как можно раньше забирать ребенка домой, чтобы он привыкал к новому окружению. Ребенок с нарушением зрения быстро утомляется, а в первые дни на него обрушивается много впечатлений, поэтому поступление новой информации должно быть постепенным.

2.Приложите все усилия, чтобы создать спокойный, бесконфликтный климат в семье. Для слабовидящего ребенка изменение окружения всегда стресс.

  1. На время прекратите походы в цирк, в театр, в гости, сократите просмотр телевизионных передач. Ребенок с глазной патологией каждую новую информацию пропускает через себя, а в детском саду, особенно в первые дни, ее очень много. Вследствие этого он, как уже было сказано, очень быстро утомляется.
  2. Ваша обязанность - как можно раньше сообщить врачу, воспитателям о личностных особенностях малыша. Это необходимо для того, чтобы правильно организовать процесс адаптации, потому что при организации различных режимных моментов, в процессе лечения работники ДОУ будут именно с учетом этого строить общение с ребенком, а это, в свою очередь, облегчит его адаптацию.
  3. Необходимо в выходные дни организовать дома такой же режим, как и в детском саду.

                                                                                Подготовлено по материалам:

                                                                                тифлопедагога Л.Большаковой

                                                                                учителем – дефектологом

                                                                                Ряснянской О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»

КИНЕЗИОЛОГИЯ-НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Основная цель кинезиологииРазвитие межполушарного воздействия,способс...

Психологические основы интегрированного обучения и воспитания детей с проблемами в развитии

Формы интеграции в образовательных учреждениях. Особенности социальной интеграции детей в России....

Презентация "Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии"

КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ: •Развитие межполушарного воздействия,сп...

РАННЯЯ ПОМОЩЬ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ.

Поступление в детский сад - сложный этап в жизни любого малыша. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования, которые нужно выполнять, - все это может вызвать у него страх. Социальное б...