Игры для развития связной речи
картотека (старшая группа)

материал для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игры для развития связной речи23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития связной речи детей:

  1. «Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)

Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)

Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)

Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что ... (заболела)

Мы включили обогреватели, потому что ... (стало холодно)

Я не хочу спать, потому что ... (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если ... (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы ... (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы ... (спастись от собаки)

 

  1.  «Назови три слова» (активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить?

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать?

Что (кто) может скакать? и т. д.

 

  1. «Зоопарк» (развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывают их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

- внешний вид;

- чем питается.

Для игры используются «игровые часы».

Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

 

4. «Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д. Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Взрослый: «У меня нарядный фартук».

Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

Ребёнок: «А мой — красной лентой».

Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

 

5. «Кто кем был или что чем было» (активизация словаря и расширение знаний об окружающем)

Кем или чем раньше был:

цыплёнок (яйцом),

лошадь (жеребёнком),

лягушка (головастиком),

бабочка (гусеницей),

ботинки (кожей),

рубашка (тканью),

рыба (икринкой),

шкаф (доской),

хлеб (мукой),

велосипед (железом),

свитер (шерстью) и т.д.?

 

6. «Назови как можно больше предметов» (активизация словаря, развитие внимания). Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

 

7. «Подбери рифму» (развивает фонематический слух).

По дороге шёл жучок,                       Голосила наша Кира,

Песню пел в траве ...(сверчок).          Напугала всю … (квартиру).

Дни и ночи напролет                          Посмотрите на Иринку,

Роет крот подземный … (ход).          Ест Иринка …(мандаринку).

Береги нос в сильный … (мороз).    Денег много накоплю, попугайчика … (куплю).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

8. «Назови части предмета» (обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

Ребенку показывают картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д. I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."

"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

Игра на развитие связной речи и грамматического строя речи "Соня и Саня собираются на прогулку"

Помогает в закреплении умения употреблять существительные в винительном падеже, уточнить и убоготить словарь по теме: "Одежда, обувь, головыне уборы". Способствует развитию связной речи....

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...

Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...

Речевые игры на развитие связной речи "Играем вместе с ребёнком"

Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних услових, позволяющий развивать связную речь их детей....

Консультация для родителей "Что такое ТНР? Основные компоненты речи. Игры для развития связной речи"

       Речь – это сложная функция, присущая только человеку. Для людей речь имеет огромное значение: она позволяет не только общаться друг с другом, но и передавать зн...