презентация для родителей и воспитателей «Обучение дошкольников составлению рассказов с использованием мнемотаблиц»
консультация (старшая группа)

Зеленская Ольга Николаевна

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?

«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания».

Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ № 73 «Искорка»

«Обучение дошкольников составлению рассказов с использованием мнемотаблиц»Children_Day_vector_wallpaper_167973

Консультация для воспитателей

и родителей

Перечень тем, методик и вопросов:

  • Что такое мнемотехника.Children_Day_vector_wallpaper_167973

  • Составление описательных рассказов при помощи опорных графических

схем-рисунков.

  • Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (перекодировка).
  • Рисование мнемодорожки (графический план, схема) по загадкам,пословицам, сказкам.

  • Глоссарий по теме.
  • Используемая литература.

Мнемотехника - это технология развития памяти

  • Мнемотехника- это система

методов и приёмов,

обеспечивающих эффективное

запоминание, сохранение и

воспроизведение информации.

  • Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.
  • Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического

материала мнемотаблиц.

  • Три года на речевых семинарах

мы обучаем воспитателей

приёмам работы с

мнемотаблицами, составлению

рассказов по символам,

алгоритмам.

  • Сейчас дети уже с

удовольствием сами рисуют схемы, записывая свои рассказы в символах-картинках.


Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение

приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает

следующие задачи:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного;
  • кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки,

символы;

  • перекодирование информации, то

есть, преобразование из

абстрактных символов в образы;

  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации.

Методы и приёмы мнемотехники

  • Во-первых, надо обратить

внимание на совершенствование

восприятия: зрения, слуха,

тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. На занятиях должно быть использовано

множество разнообразных

средств для тренинга названных

чувств.

Во-вторых, необходимо

сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Эффективны следующие методы:

  • метод «крокирования» (от франц.

croquis – чертеж, схема,

набросок);

  • метод, использующий образное

мышление (эйдетизм);

  • метод ассоциативных цепочек

(или метод «чепухи»);

  • метод трансформации

(превращения).


  • В-третьих, наша задача - научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным.
  • Кроме того, есть еще целый ряд оригинальных упражнений, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка.
  • Когда начинать заниматься

мнемотехникой?

  • Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста,
  • но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет,

когда у них накоплен

основной словарный запас.

Составление рассказов-описаний по теме « Игрушки».

«Кукла»:

  • «Это —кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины.
  •         У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша — игрушка. С ней играют. С куклой нужно

обращаться аккуратно».

  • Моя самая любимая игрушка - это

машинка.

  • Она ярко-красного цвета, прямо- угольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья.

Кабина у грузовика - металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные.

  • Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается.

  • 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?)
  • 2. Форма. (Какой она формы?)
  • 3. Мячи. (Какого размера

игрушка?)

  • 4. Детали машины. (Назови ее

детали.)

  • 5. Контур с вопросом. (Из какого

материала сделана игрушка?)

  • 6. Рука. (Как с этой игрушкой

можно играть?)SWScan00_0

Составление описательных рассказов по графической схеме

«Одежда»

  • Цвет. (Какого цвета одежда?)
  • «Платье»

У меня есть любимое платье. Оно голубого цвета с мелкими белыми цветочками. У платья есть кокетка, юбка, рукава, манжеты, воротник, застежка- молния, карманы и поясок с

пряжкой. Платье сшито из тонкого шелка, оно шелковое. Это нарядное летнее детское платье. Платье можно

постирать, погладить, его можно носить, а если оно порвется, то я его зашью

  • «Рубашка — это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и

петельки. Она полосатая».


  • 2. Детали. (Из каких деталей

одежда?)

  • 3. Контур, знак вопроса. (Из какого

материала она сшита?)

  • 4. Погода. (Для какого времени

года эта одежда?)

  • 5. Мужчина, женщина, ребенок. (Это одежда мужская, женская или детская?)
  • 6. Рука. (Что можно сделать с

одеждой?)SWScan00_0

Составление описательных рассказов об обуви по графическому плану

  • «Сапоги — это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, подошвы, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью». У меня есть сапоги.

Они зеленого цвета с белыми полосками. Это резиновые сапоги. У сапог длинные

голенища, подошва, каблуки, а внутри — специальные теплые стельки. Они маленького размера, детские. Резиновые сапоги носят в дождливую

погоду, а еще их можно обуть на рыбалку или когда идешь в лес за грибами. Резиновую обувь нужно хорошо просушить после носки.


  • Цвет. (Какого цвета обувь?)
  • 2. Контур, знак вопроса. (Из

какого материала она сделана?)

  • 3. Детали предмета. (Назови

части обуви.)

  • 4. Мужчина, женщина, ребенок.

(Кто носит эту обувь?)

  • 5. Солнышко, дождь, снег. (Для

какой погоды эта обувь?)

  • 6. Рука. (Как ухаживать за

обувью?)SWScan00_0

Составление графического плана рассказа на тему «Грибы»

  • Осенью в лесу наступает грибная пора. В траве, под деревьями и кустами, на старых пнях растут самые разные грибы.
  • Съедобные: белые, рыжики,

подосиновики, подберезовики,

грузди, опята, сыроежки, лисички.

  • И ядовитые: мухоморы, поганки,

ложные опята.

  •         Многие животные, например белочки, сушат грибы на зиму. Лоси едят мухоморы.
  • Люди собирают съедобные

грибы, чтобы засушить, засолить или замариновать их. Собирать грибы нужно очень аккуратно, стараясь не повредить грибницу, и тогда на следующий год на этом месте в лесу появятся новые

грибные семейки.


  • 1. Лес. (Лес.)
  • 2. Белый гриб. (Съедобные

грибы.)

  • 3. Мухомор. (Несъедобные

грибы)

  • 4. Ежик. (Грибы для животных.)
  • 5. Корзинка. (Грибы для

человека.)

  • 6. Рука. (Что можно

приготовить из грибов?)HWScan00_0

Составление графического плана рассказа на тему «Перелетные птицы»

  • 1. Цвет. (Цвет оперенья птицы.)

Грач — птица черного цвета с

белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной

грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов — грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в жаркие страны до следующей весны. Грачи помогают человеку — они уничтожают насекомых и

гусениц — вредителей полей

и огородов.


  • 2. Части тела. (Назови части ее

тела.)

  • 3. Гнездо. (Назови ее птенцов.)
  • 4. Осень. (Когда птицы улетают в теплые края?)
  • 5. Насекомые. (Чем птицы

питаются?)

  • 6. Человек. (Какую пользу

приносят птицы человеку?)HWScan00_0

Составление графического плана рассказа

«Зимующие птицы»

  • Снегирь — очень красивая птица.

У него серое туловище, черная

головка и крылья, а грудка

розово-красная. Когда птицы

сидят на ветках деревьев, то они похожи на зимние яблоки. У снегиря есть туловище, головка, крылья, хвостик, лапки.

  • Птицы живут в лесу, а зимой, когда становится голодно,

прилетают в город. В лесу они

могут клевать семена растений. Я видела, как снегири клевали красные ягоды рябины у меня

под окном. Птенцы у них

называются снегирята.

  • Зимой люди делают кормушки и насыпают в них семечки и хлебные крошки, чтобы помочь птицам пережить голодное время.

  • 1. Цвет. (Какого цвета оперенье

птицы?)

  • 2. Части. (Назови части ее тела.)
  • 3. Дупло. (Где она обитает?)
  • 4. Ягоды, семена. (Чем птица

питается?)

  • 5. Птенец. (Назови ее птенца.)
  • 6. Человек, кормушка. (Как люди

помогают птицам зимой?)HWScan00_0

Составление рассказа-описания по теме

«Мой любимый овощ»

с последующим рисованием плана-графика

  • «Помидор — это овощ. Он растет в огороде на грядке. Он кисло- сладкий, круглый, красный, мягкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидоры можно законсервировать на зиму в собственном соку. Помидор полезный, потому что в нем много витаминов, он очищает организм».

  • Название овоща. Что это?
  • Где этот овощ растет?
  • Какой формы овощ?
  • Какого цвета?
  • Какой на вкус?
  • Какой он на ощупь?
  • Что можно из этого овоща

приготовить?

  • (грядка, рот или рожица, круг, цветок, вата и

кубик, кастрюля, бутылочка):

Составление графического плана по рассказу-описанию по теме

«Мой любимый фрукт»

  • Яблоки это фрукты. Они растут на яблонях. Яблоки бывают красными,

румяными, бордовыми, жёлтыми, зелёными.

Фруктовые деревья растут

в саду.

  • Мое яблоко красное, круглое, сладкое, сочное. Оно гладкое и твердое.
  • Его едят сырым, из него варят варенье, делают джем, готовят вкусный сок.
  • В яблоках много витаминов. Все фрукты полезны человеку.

План рассказа:

  1. Название фрукта.
  2. Где растет этот фрукт?
  3. Какой формы фрукт?
  4. Какого цвета?
  5. Какой на вкус?
  6. Какой он на ощупь?
  7. Что можно из этого фрукта

приготовить?

  1. Какую пользу приносит человеку?
  • дерево с плодами (сад), рот или рожица, круг, цветок или нос (запах), вата и кубик (мягкий твердый, гладкий), кастрюля, банка, пакет)- что готовят

Составление графического плана рассказа на тему «Щука»

  • Для работы над составлением

графического плана связного

рассказа ребёнку даётся чистый бланк с шестью «окошками» для составления мнемотаблицы.

  • Воспитатель на доске

поочередно заполняет «пустые» клетки мнемотаблицы. Ребёнок же рисует соответствующие

изображения на собственном

бланке. Таким образом, каждый

ребенок в ходе занятия заполняет свою мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность самостоятельно составить по аналогии рассказ-описание о любом другом предмете по

данной лексической теме. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого

высказывания


«Перед нами щука.

  • Это речная рыба.
  • Она хищная. Щука питается

мелкими рыбешками.

  • У нее есть голова, жабры, туловище, плавники, хвост, острые зубы.
  • Туловище щуки покрыто чешуей.
  • Из щуки можно сварить уху и

приготовить котлеты».

Составить рассказ о своей семье.

  • Меня зовут Полина. Моя мама — Анастасия Викторовна, а папа — Николай Анатольевич.
  • У меня есть старший брат

Арсений.

  • Мама и папа у меня инженеры,

они работают на заводе —

делают автомобили.

  • Моя бабушка Светлана Ивановна умеет печь вкусные пироги и плести ажурные салфетки.
  • Дедушка Виктор Васильевич подстригает деревья и косит траву в саду.
  • Дедушка и бабушка проводят со мной много времени – мы играем в мяч, катаемся на велосипедах, ходим в парк и лес. Они помогают мне выполнять домашние

задания.

  • Я очень люблю мою семью.

  • Ребенок. (Твое имя.)

Три человечка. (Имена

родителей и членов семьи.)

  • 3. Молоток. (Профессия папы)
  • 4. Фартук. (Профессия мамы.)
  • 5. Клубок ниток. (Бабушка и

дедушка.)

  • 6. Рука. (Кто помогает тебе?)SWScan00_0

Загадки для рисования мнемодорожки

  • Голубой платок,Mobile_SCRS (366)

Красный колобок,

По платку катается, Людям улыбается. (Небо и солнце)

  • В густом лесу под ёлками, Осыпанный листвой, Лежит клубок с иголками, Колючий и живой. (Ёж)
  • Стоят два дуба. На дубах – бочка, На бочке – кочка,

На кочке – лес. (Человек)

ГЛОССАРИЙ

  • Алгоритм - cтрогая последовательность этапов действий, занятия.

Алгоритмическая картина-схема (путь хлеба от поля до хлебозавода).

  • Анализ – метод научного исследования, мысленное или реальное расчленение

объекта исследования на составные части, элементы.

  • Мнемотехника- это технология развития памяти. Система методов и приёмов,

обеспечивающих эффективное запоминание:

  • «Крокирование» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок) метод

мнемотехники;

  • эйдетизм, использующий образное мышление;
  • ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
  • метод трансформации (превращения);
  • метод Цицерона (кто? что? какой? когда? c кем? почему? что делают? для

чего?)

  • Мнемический – относящийся к процессу запоминания.
  • Моделирование - замена образов, действующих лиц художественного

произведения какими-либо знаками или геометрическими фигурами.

  • Опорные сигналы - кодировка текста с помощью ключевых слов, букв-сигналов,

предметных образов, чертежей. Основана на зрительной памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования в обучении дошкольников составлению рассказов разных типов

Сказка для ребенка-идеальный способ удержать возле себя взрослого. Сказка полезна и с этой точки зрения, она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб. Сказка дл...

ООД "Весенняя сказка" : Для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой активности детей посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.Задачи:1.      Создать условия дл...

Презентация "Наглядное моделирование как средство обучения дошкольников составлению описательного рассказа"

Презентация "Наглядное моделирование как средство обучения дошкольников составлению описательного рассказа"...

Использование моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине

Использование моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картинеВ методической литературе целях формирования связной речи детей рекомендуется проведение следующих видов занятий с ...

Консультации для воспитателей "Обучение дошкольников составлению рассказов с использованием мнемотаблиц"

ull;Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц....

Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников составлению рассказов с использованием мнемотаблиц»

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания».Мнемоника – искусство запоминания, совокупность...