Доклад на тему: «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»
консультация (старшая группа)

Косач Анжелика Юрьевна

Памятка для родителей

«Как правильно организовать семейное чтение?»

  1. при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребенка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребенка, семейный разлад);
  2. сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время; читайте регулярно, и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь; и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечет» в семью ваших повзрослевших детей;
  3. читает сказку кто-то из взрослых, кто именно это будет - определите сами, исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обращаться ребенок за советом в случае появления житейских затруднении
  4. если у ребенка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребенка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии
  5. если у ребенка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться: что на самом деле озадачило ребенка и каких именно объяснений он от вас ждал по-видимому, его что-то беспокоит, он нуждается в помощи.
  6. порой в вопросах ребенка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребенок «застрял» на чем-то - это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;
  7. если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка, бабушка), окажите им уважение, выслушайте их вместе с ребенком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским, мнением
  8. если ребенок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги - это не случайно; выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребенка еще и еще раз переживать события из сказки, что его глубоко затронуло?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_rodit.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

С самого рождения ребенок от своей мамы узнает первые стихи, сказки, рассказы. А первые детские книги- сказки, учат отличать простоту от глупости, ум от хитрости, гнев от злости, смеяться над тем ,что смешно, и не бояться страшного. Наверное, нет ни одного мальчика или девочки, которые не дружили бы с Золушкой и Красной Шапочкой, не переживали бы за Дюймовочку, не мечтали бы с «Фантазерами» Николая Носова.

В наш век, когда в каждом доме телевизор да не один и несколько компьютеров, больше времени и у родителей и у детей отводится на просмотр телепередач. А наши дети очень много времени отводят на компьютерные игры, игры в телефоне, просмотр видео.

С детьми была проведена беседа, и на вопрос «Читают ли родители тебе сказки?», 7 детей из 12 ответили «Да». Название прочитанного произведения назвали только 4 ребенка. Именно эта диагностика и натолкнула нас на работу с родителями по теме «Семейное чтение».

Негативным фактором в формировании личности ребенка является утрата традиций семейного чтения. Ведь книга учит , что хорошо, что плохо, на примере героев. На современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, потому ,что родители не читают, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи. Не читающие родители воспитывают не читающих детей.

А ведь семейное чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания и одно из средств сближения всех членов семьи. В процессе семейных чтений реализуются как психологическая, так и социальная функция общения. Родители, использую книгу, могут по настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов:

  • совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений ребенка.
  • совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит , вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа;
  • после чтения слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни,
  • чтение сказок, включая сказки на духовно- нравственную тематику, позволяют детям уяснить значение понятий таких как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.

После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.

Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. Ну как, к примеру, объяснить ребенку необходимость просить прощения после совершения необдуманного поступка или сказанного им обидного слова? Беседовать, выговаривать? А не лучше ли прочитать произведение духовно-нравственного содержания?

Чтение сказки может произвести на ребенка большое впечатление, и в этом случае потребуется игра-драматизация. Ребенок начинает разыгрывать сценки из сказки, одевать кукол в одежду героев. Вот почему многие сказки написаны автором в двyx вариантах. Вариант сценария для кукольного или иного представления поддерживает интерес детей к сказке, а родители могут принять участие в игре-драматизации, взяв на себя роль одного из героев, помочь сделать кукол.

Необязательно готовить персонажей сказки для театра «бибабо», где кукла перчаткой надевается на руку. Можно сделать героев сказки из картона, бумаги, слепить из глины. Могут пригодиться и старые коробочки из-под лимонных долек, надо только наклеить снаружи картинку с изображением героя. Не умеете рисовать - сделайте театр вязаных игрушек. Не умеете вязать - пусть героями сказки станут старые флаконы из-под одеколона, дезодоранта, духов. Надо только залить внутрь прозрачных флаконов жидкость разных цветов, чтобы «наряды» были разноцветными, а под крышечку можно надеть богатый воротник или приклеить поля к «шляпе». Можно вместе с ребенком сделать декорации подземного или подводного царства, оформить при помощи пластилина.

Игра-драматизация позволит семье и поиграть, и помастерить из природного или другого материала, и пообщаться.

Творчество - это способность, которая обычно развивается у детей под воздействием образца творческих находок и выдумок другого человека. Роли ребенок может распределить по своему усмотрению, приняв в свою сказку-спектакль всех членов семьи - и взрослых, и детей.

Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребенку «примерить на себя» образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, вины, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.

Семья - важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение - самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.

В нашей группе создан уголок книги «В гостях у Буратино», в нем собраны книги разных жанров: энциклопедии о космосе, о животных, о растениях и т.д., рассказы, стихи и сказки,  портреты писатели, предметные картинки, дидактические игры, пальчиковые театры, а также книги предусмотренные программой.

Имеется мастерская по ремонту книг.

Проводилась выставки :

- рисунков на тему: «Мой любимый сказочный герой»; «Любимое произведение;

-«Моя любимая книга» (дети приносили книги из дома)

-Акция «Книга в гости» (можно было забрать домой и прочесть книгу);

-Организована творческая мастерская (дети конструировали героев произведений);

- драматизации сказок с помощью кукольного театра.

Для родителей разработаны: памятка «Как правильно организовать семейное чтение?»;буклет « Подборка детских произведений для чтения в 5-6 лет.».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №1

Доклад на тему:

«Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»

Подготовила:

воспитатель Косач А.Ю.

Ст. Кущевская

2023г.

Памятка для родителей

«Как правильно организовать семейное чтение?»

  1. при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребенка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребенка, семейный разлад);
  2. сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время; читайте регулярно, и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь; и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечет» в семью ваших повзрослевших детей;
  3. читает сказку кто-то из взрослых, кто именно это будет - определите сами, исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обращаться ребенок за советом в случае появления житейских затруднении
  4. если у ребенка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребенка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии
  5. если у ребенка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться: что на самом деле озадачило ребенка и каких именно объяснений он от вас ждал по-видимому, его что-то беспокоит, он нуждается в помощи.
  6. порой в вопросах ребенка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребенок «застрял» на чем-то - это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;
  7. если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка, бабушка), окажите им уважение, выслушайте их вместе с ребенком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским, мнением
  8. если ребенок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги - это не случайно; выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребенка еще и еще раз переживать события из сказки, что его глубоко затронуло?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конскультация для родителей СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, ...

Педсовет.Тема: "Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи".

Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых л...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека» в подготовительной к школе группе. В рамках педагогического совета по теме: "Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи"

Образовательные задачи:расширить знания и представления детей о профессии библиотекарь;закрепить правила поведения в общественном месте;расширить словарный запас детей, активизировать речевую активнос...

Консультация для родителей на тему: «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовное обогащение семьи»

рассказать родителям о важности совместного чтения; раскрыть основные аспекты развития ребенка в процессе совместного чтения....