Консультация "Сказка при работе со страхами"
консультация

Материал содержит консультацию по работе по работе со сказками, этапы работы со сказкой, а так же рекомендации, как написать свою сказку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_skazka_pri_rabote_so_strahami.doc282 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКА ПРИ РАБОТЕ СО СТРАХАМИ

Еще в древности считалось, что сказка лечит душу человека. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психологов придумали свои сказки и рассказы на все случаи жизни, а родителям остается лишь выбирать те, которые окажут помощь ребенку.

В борьбе с детскими страхами родителям дошколят поможет книга сказкотерапевта Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем». Там вы найдете следующие сказки в борьбе с ночными страхами: «Мой друг-дракон», «Полезная боюська» «Волшебный фонарь». Страхи прививок и врачей - «Отважный флай», «Звездочет в поисках капризули», «Волшебная палочка».

Можно выделить еще одну книгу психологов О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева «Лабиринт души. Терапевтические сказки». В ней собрана коллекция психокоррекционных и терапевтических сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. Сказки, которые касаются детских страхов.

Страх темноты, повышенная тревожность, ночные кошмары - «Смелое ухо», «Смелый гномик», «Медвежонок и Баба - Яга», «Слоненок, который боялся темноты».

Страх расставания с мамой - «Как кенгуренок стал большим», «Сказка о подсолнечном семечке», «Белочка-припевочка».

Боязнь самостоятельности - Тревожность и боязливость « Сказка о вороненке», «Случай в лесу».

Проблемы в учебе, вызванные боязнью трудностей - «Кенгурёнок Вася», «Шустрик и Обжоркин».

Книга литовской художницы и писательницы Лины Жутауте «Тося-Бося и темнота» для 3-6 лет. Персонаж - смелая девочка, которая боится темноты. Но однажды она набирается храбрости и решает избавиться от этого страха.

Еще один любимый прием в сказкотерапии - это использование киносказкотерапии и мультсказкотерапии.

3а такими мудреными словами скрывается просмотр с ребенком фильма или мультипликационного фильма, сказки. Мы не просто включаем ребенку первый попавшийся фильм-сказку или мультик, а выбираем ту историю (страх), которая сегодня актуален для малыша. Даже сами названия мультфильмов говорят, с какими детскими страхами при просмотре может встретится малыш.

«Ничуть не страшно – приведение»

«Принцесса и людоед»

«Бабка Ежка и другие»

«Тараканище»

«У страха глаза велики»

«Принцесса и людоед»

«Ахи страхи»

«Ничуть ни страшно»

«Корпорация монстров»

«Муха цокотуха»

«Крошка Енот»

«Про бегемота, который боялся прививок»

«Верните Рекса»

«Доверчивый дракон»

«Как ослик счастье искал»

«Легко ли быть храбрым»

«Айболит и Бармалей»

«Котенок по имени Гав»

«Медвежонок и тот, кто живёт в речке»

ВАРИАНТЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ

РИСОВАНИЕ СКАЗКИ

Предложите малышу нарисовать тот или те моменты, которые вызывают у него страх, тревогу. Это вдвойне полезно и поможет ему освободиться от беспокоящих чувств и мыслей. А во-вторых, рисунок может стать поводом для разговора. Кто изображен? Что персонажи думают, делают? Почему? Что будет дальше? Можно сделать страх дружелюбным. Предложите ребенку развеселить свой страх, сделать его добрым, смешным. Пусть он дорисует в своих рисунках, банты, шарики и т.д.

Лучшее оружие против страха – смех, нарядите страшного монстра в смешную одежду или поставьте его на роликовые коньки, а можно и разукрасить его в яркие цвета. И тогда он уже будет не таким ужасным.

Если персонаж на рисунке продолжает вызывать у ребенка ужас, предложите уничтожить его. Пусть он разорвет на мелкие кусочки, посадит в клетку, запрет на замок в коробке или сделает из него причудливую снежинку. Главное важен результат: был страх - и нет его.

ЭТАПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ

Как сказано в одной притче «Жила была волшебница, которая облетела всех детей на свете и подарила им дар сочинения сказки. Поэтому они с такой легкостью придумывают различные истории, а мамы могут лишь немного помочь им в этом.

Ведь сказку мы будем сочинять в терапевтических целях, то ведь для ребенка - это лечение. Лечить будем эмоциональную боль и тревожность. Мы знаем, что просто так страхи в нашей жизни не появляются. Они защищают нас от напастей, обид, боли, которые мы переживаем. А это значит, что при сочинении сказки мы должны оказать ребенку эмоциональную поддержку, успокоить и научить, какими можно способами избавиться от его страха.

Как написать сказку

Для того чтобы любая история обрела нужную волшебную силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее сочинения.

1. Она должна отображать страх ребенка, (зайка боится оставаться один в темной норке).

2. Предлагать тот опыт, услышав который ребенок смог бы найти выход из сложившейся ситуации (мама подарила ему волшебный фонарик или на помощь приходит любимая игрушка). Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, то можно предложить ему свои варианты решения проблемы.

3. Придумывая сказку вместе с малышом, старайтесь придерживаться определенной последовательности:

  • Начало сказки, встреча с героями различными и любимыми персонажами или животными, игрушками.
  • Затем герой сказки встречается с тем страхом, которого боится малыш.
  • Персонаж показывает ребенку различные способы борьбы с проблемой.
  • Победа, конец сказки, страха нет, жизнь налаживается.

В конце сказки можно для окончательного избавления от страха, можно придумать с ребенком противострашное заклинание.

Помните, как три поросенка из сказки подбадривали себя, прогоняя свой страх.

Нам не страшен серый волк

Злой волк, серый волк

Где ты ходишь, глупый волк

Старый, хмурый волк.

Получается, что волк хоть и страшный, но глупый и старый, и бояться его нечего.

Можно найти любое другое заклинание. Здесь подойдут и странные сочетания Сим сабим, ахалай–махалай. Главное, чтобы ребенок знал, что эти слова прогоняют страх и дают силу.

А еще можно придумать талисман для бесстрашия, талисман, который дает силу и защищает от страха. Чтобы это был работающий для ребенка талисман, он обязательно должен его сделать своими руками. Это могут быть бусинки, камешки, пуговки, бумага. Лоскутки ткани, фантики, природный материал, все, что окажется под рукой. Пусть малыш на свое усмотрения или носит его на шее, в кармане или под подушкой, главное, чтобы он выполнял свою защитную функцию и дарил спокойствие и уверенность ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия. Работа над страхами. Конспект занятия.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. В занятии используются игровые сказкотерапевтические методы преодоления страхов детей.  Дети учатся распознавать свой страх, и справляться...

Статья "Арт-терапия, как средство работы со страхами детей и их коррекции".

Статья  "Арт-терапия, как средство работы со страхами детей и их коррекции"....

Работа со страхами у детей

В статье даётся краткое описание причин страхов у старших дошкольников и пути их коррекции....

«Применение настольной психологической игры «Опасности волшебного леса» (автор О.В.Хухлаева) в работе со страхами у детей старшего дошкольного возраста»

Игра направлена прежде всего на коррекцию разнообразных страхов у детей, а также на то, чтобы создать хорошее настроение, непринужденную атмосферу, помочь детям наладить контакт со взрослыми и между с...

Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе со страхами с детьми старшего дошкольного возраста

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплек...

Работа со страхами у детей дошкольного возраста

Страх - психическое состояние, связанное с выраженным проявлением чувств тревоги,  беспокойства, в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источни...

Детские страхи. Психокоррекционные игры в песке (работа со страхами)

Каждый ребенок переживает периоды повышенной чувствительности к окружающему миру, когда он чувствует себя менее защищенным, чем обычно. Именно в это время у него чаще всего и возникают страхи. Наличие...