Описание опыта "Лучшие традиции детско-взрослых мероприятий в дошкольном учреждении"
статья

Тимофеева Татьяна Александровна

Модель социального партнерства ДОО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_deyatelnosti_mbdou_46.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Лучшие традиции детско-родительских мероприятий в МБДОУ № 46 г. Канска

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

В соответствии с ФГОС взаимодействие с семьями воспитанников является обязательной и важной составляющей частью образовательной деятельности каждой ДОО. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательной организацией, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки системы взаимодействий ДОО и семьи.

Модель социального партнерства ДОО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Принципы взаимодействия детского сада и семьи:

– комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия с родителями;

– целенаправленность деятельности педагогов и родителей с целью положительного влияния на социальное развитие личности дошкольника;

– дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

– вариативность содержания форм, методов образования родителей;

– взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;

– развитие и сотрудничество – включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов.

Семья и детский сад – два источника, которые формируют наше будущее поколение. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-своему понимают место ребенка в жизни общества, считают, что детский сад – место, где ребенок проводит большую часть времени и именно педагоги несут полную ответственность за развитие, обучение и воспитание их детей. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы дошкольного учреждения. Именно поэтому перед педагогами возникают главные вопросы, на которые необходимо найти ответы….

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как сделать их активными участниками образовательного и воспитательного процессов?

Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами дошкольной организации и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

В связи с этим основной целью педагогического коллектива является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

А приоритетная задача - совершенствовать формы взаимодействия и способствовать активизации роли родителей как субъектов воспитания и образования детей.

Привлекая родителей к более активному и равноправному участию в воспитании и обучении детей, педагоги  реализуют систему  взаимодействия, включающую:

- ознакомление родителей с результатами работы и анализом участия родительской общественности в жизни дошкольного учреждения на общих родительских собраниях;

- ознакомление родителей с содержанием работы, направленной на физическое, психическое и социальное  развитие ребенка;

- работа Родительского комитета;                                                                        

- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях, мастер-классах и открытых мероприятиях.

Сложившуюся систему работы с родителями можно разделить на 3 блока:

1. Информационно-аналитический  -  направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей. Инструментарий: «Социальный паспорт семьи».

2. Практический - предусматривает конкретное включение родителей  в педагогический процесс и актуализацию полученных знаний (социальные акции, открытые просмотры образовательной деятельности и день самоуправления, «маршрутные игры» и тематические квесты, совместные выставки творческих работ, образовательные и воспитательные проекты).

3. Контрольно-оценочный - предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий педагогами дошкольного учреждения (опросы, анкетирование, оценочные листы, экспресс-диагностика, «Родительская почта», «обратная связь» на официальном сайте).

А теперь о нашей работе более подробно…

В настоящее время дошкольное образовательное учреждение функционирует в режиме развития, и поэтому представляет собой мобильную систему, которая быстро реагирует  на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы с семьей.                 Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходимо  хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в дошкольном учреждении и их личного участия в жизнедеятельности группы. Проведение анкетирования, личных бесед и заполнение «Социального паспорта» помогает организовать индивидуальный подход к каждой семье, подобрать интересные формы взаимодействия и выстроить работу с родителями, сделав ее более эффективной.

Доминирующую роль взаимодействия в системе «педагог – родитель» отводим нетрадиционным современным формам, которые призваны заинтересовать родителей, повысить их психолого-педагогическую культуру, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать собственную рефлексию.

Для решения поставленных задач используется весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей по вопросу духовно-нравственного воспитания: совместное с детьми участие родителей в праздниках календарно-годового круга, в разнообразных выставках, в субботниках. На подготовительном этапе, исходя из результатов анкетирования, определяются формы сотрудничества с родителями в соответствии с их потребностями, с интересами и запросами.

Планируя ту или иную форму взаимодействия, необходимо исходить из представлений о современных родителях, как о людях, готовых к обучению, саморазвитию и к сотрудничеству. Поэтому основными требованиями к формам взаимодействия являются оригинальность, востребованность, интерактивность.

Формы работы по направлениям, которые успешно применяются в нашем ДОО и стали традиционными.

1. Духовно-просветительское направление. Одной из интересной формой работы в этом направлении стала презентация семьи воспитанников.

Цель презентации – это развитие у ребенка умения представлять себя и свою семью. Презентацию воспитанники готовят совместно с родителями, придерживаясь определенного алгоритма: 1) знакомство с членами семьи; 2) «Угадай-ка» - узнать ребенка на фото в раннем детстве; 3) традиции, реликвии и хобби семьи; 4) любимые игры, книги, блюда; 5) домашние питомцы; девиз семьи или герб семьи.

2.  Воспитательно-образовательное направление. Традиционно организуется  оригинальная форма – квест-игра. Квест увлекателен и для детей, и для взрослых.

Еще одной интерактивной формой работы в этом направлении стали совместные спортивные игры, которые способствуют сплочению детско-родительского коллектива и приобщению к физической культуре.

3. Нравственно-трудовое направление. Совместные мероприятия по нравственно-трудовому воспитанию (конкурс на лучшую снежную постройку «Зимняя планета детства», акции «Сад Памяти», «Аллея выпускников», совместные субботники, реализация долгосрочного проекта «Территория детства») находят наибольшую поддержку у родителей. Участие в труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к общему социально-значимому делу, почувствовать себя членом большой дошкольной семьи.

Анализируя результаты работы, видно, что педагогам нужно научиться доверять и предоставлять инициативу не только детям, но и родителям. Важным условием для этого будет проявление уважения и доверия к ним, понимание насущных потребностей и разных возможностей.

Принципы построения модели взаимодействия: единство целей и задач сохранения и укрепления здоровья дошкольников, индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, системность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в ДОО, взаимное доверие и взаимопонимание родителей и педагогов (равноправные партнеры).

В настоящее время можем говорить о сложившихся традициях и лучших, на наш взгляд, совместных детско-родительских мероприятиях.

Социальная акция «Аллея выпускников»: с 2015 года в дошкольном учреждении зародилась замечательная традиция. Каждый год весной родители вместе со своими детьми-выпускниками высаживают сосны на близлежащей территории. Дети с удовольствием принимают участие в посадке деревьев и учатся ответственно относиться к сохранению природы родного города. Эта работа сплачивает и взрослых и детей, а солнечная погода создает  радостное настроение. «Аллея выпускников» будет жить и с каждым годом становиться всё больше и больше.

 «Маршрутная игра» и тематический квест – современная форма взаимодействия с родителями, которая становится традиционной в дошкольном учреждении. В процессе этих игр родители-участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий и отношений с педагогами. В процессе прохождения игры участники совместно пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Темами таких игр, организованных в дошкольном учреждении  стали: «С юбилеем, детский сад!», «23 февраля», «В поисках клада». 

Совместные выставки творческих работ, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем, достаточно значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Традиционные  выставки «Дары осени», «Волшебная коробочка» (из бросового материала), «Мастерская Деда Мороза», «Военная техника», «Животные разных стран».

Отдельной и немаловажной инновационной формой для коллектива является проектная деятельность. Педагогами дошкольной организации разработаны и реализованы в образовательную практику социально-значимые проекты «Мы помним! Мы гордимся!», «По дороге со сказкой», «Территория детства», направленные на создание макросреды и благоустройство территории. Активными участниками в реализации данных проектов являются родители.                

        В  рамках   реализации  проекта  «Мы помним! Мы гордимся!» совместными  усилиями педагогов и родителей на территории дошкольного учреждения был построен мемориал, посвященный великой Победе. Мемориал на территории дошкольного учреждения направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, является частью образовательного пространства и дает возможность:

- педагогам более эффективно организовать деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников;

- детям и родителям знать и помнить страшные годы войны, чтить подвиги героев и ценить мир.

Каждый год праздник День Победы традиционно завершается на участке дошкольной организации около мемориала. Каждый год традиционно возле мемориала дети читают стихи, военные и кадеты Канского кадетского корпуса зажигают «вечный огонь», родители и жители микрорайона возлагают цветы к подножию мемориала.

Общий замысел проекта «Территория детства» - «как театр начинается с вешалки, так и любой дом начинается со двора».   Наш детский сад – это непросто дошкольное учреждение, это родной дом для  наших воспитанников и хочется, чтобы этот дом стал уютным и комфортным, а территория носила индивидуальный и неповторимый облик, позволяющий более интересно и познавательно организовать свободную деятельность детей на прогулке и оказать эмоционально положительное воздействие на жителей близлежащих домов микрорайона.         

Территория дошкольного образовательного учреждения – огромная составляющая в жизни каждого дошкольника. Благоустройство и озеленение участков способствует познавательному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников, развитию любознательности, самостоятельности и способности удивляться. От того, насколько ухоженной, красивой и грамотно спланированной будет окружающая природная среда, зависит то, с каким отношением к окружающему миру выйдут наши воспитанники из стен дошкольного учреждения.

Дошкольное учреждение в своей работе с семьёй должно опираться на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности. Чтобы исключить случаи формального взаимодействия ДОО с семьями воспитанников,  необходимо  оценивать  работу с семьей не по количеству мероприятий, а по качественной  востребованности тех или иных форм сотрудничества, и по тому, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

Успешность реализации совместной деятельности оценивается по следующим показателям: рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей; проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, участие родителей в мероприятиях организуемых в ДОО. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОО в педагогической деятельности; положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в дошкольной организации.

Предполагаемый результат:

– повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

– формирование мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом, а также участию в образовательном процессе ДОО;

– установление единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительные мероприятий в дошкольном учреждении

Правила закаливания, примеры оздоровительных процедур для детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в дошкольном учреждении"

Представлен опыт работы музыкального руководителя по организации культурно-досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации, а именно, праздников и развлечений. Предлагаемый материал сод...

Номинация: СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ВЕЧЕРА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРЖЕСТВЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. Название: «Морское путешествие к Школьному острову». Автор - составитель: Якубокская Е. А.

Автор - составитель: Якубовская Елена Александровна, музыкальный руководитель высшей категории.Описание: Сценарий  Выпускного вечера, предназначен  для детей  старшего дошколь...

Педагогический проект «Православные традиции в современной семье и дошкольном учреждении»

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов ...

Физкультурное мероприятие для дошкольного учреждения: «Семейные Зимние Олимпийские Игры 2024»

Физкультурное мероприятие для дошкольного учреждения: «Семейные Зимние Олимпийские Игры 2024»...

Методическое обеспечение для организации летних досуговых мероприятий в дошкольном учреждении

В летнее время- время веслья, отдыха и тепла. Вашему вниманию преставляю разработку лених мероприятий, направленных на сплочение, эмоциональную разрядку, получение позитивных эмоций у дошколят ....