«Кризис 3-х лет»
консультация (младшая группа)

Попутникова Мария Григорьевна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodsobranie_krizis_3-h_let.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

Березовское муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

Дошкольное отделение

Родительское собрание «Кризис 3-х лет»

                Цель: повышение педагогической компетентности родителей;

Задачи:

                - расширить знания родителей о кризисе трех лет;

                - обучить приемам конструктивного общения с детьми;

                - познакомить с результатами мониторинга 2022-2023 уч. года;

                - формировать безопасность дошкольников в летний период.

Предварительная работа:

                - размещение консультации в родительском уголке «Возрастные особенности детей 2-3 лет»;

                - подготовка памяток и советов на тему  «Кризис трех лет»;

                - подготовка рекомендаций по речевому развитию детей;

                - подготовка памяток по безопасности детей в летний период.

План собрания.

1. Приветствие.

2. «О кризисе ребенка трех лет».

3. Подведение итогов года (Мониторинг)

4. Безопасность детей в летний период.

4. Награждение активных родителей благодарственными письмами.

6. Разное (вопросы родитей).

7. Подведение итогов собрания.

1. Приветствие

        Цель. Снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.

Материал: свеча.

Воспитатель:  Я рада вас приветствовать. Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Когда вы будете передавать свечу  друг другу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Если у Вас был трудный день, то возьмите себе немного тепла, а если удачный, то передайте свое тепло другим через свечу.

Воспитатель: Уважаемые родители! Наше собрание посвящается одной из важных проблем маленького ребенка, кризису трех лет. Эта тема наиболее актуальна в настоящее время, так как ваши дети практически находятся в  данном возрасте.

2. Мини-лекция «О кризисе ребенка трех лет».

             В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в 3 года. Психологи называют этот сложный период «кризисом 3-х лет». В течение первых трех лет жизни ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе.  В это время дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним образом жизни. Взрослым важно вовремя понять, что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти более или менее  гладко. Но если родители не осознают, что ребенок находится на новом этапе и прежние методы общения с ним уже не актуальны, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим и капризы. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе. Кризис сопровождается  массой позитивных и негативных изменений в детском организме. Однако следует помнить, что все трудности носят временный  характер. В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:

  • Повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды
  • Ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы.
  • Снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим).

             Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. Отказывается от того, что ему всегда очень нравилось. Все делает всем назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам. Обижается, когда пресекают его шалости. Не дослушав вопросы и просьбы, отвечает всем: «нет», «не могу», «не хочу», «я не буду».

Игра «Диктат».

Цель. Помочь осознать  право ребенка на собственное мнение.

Материал. Длинные шарфы или платки.

Содержание. Для этого упражнения нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. Участник садится на стул посередине комнаты. Ведущий: «А сейчас мы вспомним, как мы общаемся со своими детьми. Если ребенок капризничает, мы говорим ему – Не плачь, прекрати! Не позволяем свободно проявлять свои чувства. (Ведущий завязывает шарфом «добровольцу» область сердца). Если ребенок берет вещи без разрешения, которые ему не положено брать, мы говорим ему – Не трогай! (завязываем руки). Ребенок разбегался, мешает Вам, мы говорим ему - Не бегай! (связываем ноги). Взрослые разговаривают, ребенок слушает их разговор, мы говорим ему - Не слушай! (завязываем уши). Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему – Не кричи! (завязываем рот).

                А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать? »

Обсуждение. Во время обсуждения попробовать выяснить, чем заменить эти запреты,  что  можно развязать в первую очередь. Подвести к мысли о том, что нужно спросить самого ребенка, нельзя принимать решение за него.

Воспитатель: Уважаемые родители, разрешите познакомить вас с признаками кризиса 3-х лет.

Признаки кризиса трех лет

УПРЯМСТВО

                  Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.  Ребенок часто устраивает истерики (чаще в людных местах).

СТРОПТИВОСТЬ

                  Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).

СВОЕВОЛИЕ

                  Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).

СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

                  Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает усмешку, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Синдром обесценивания может стать привычной линией поведения.

ДЕСПОТИЗМ

        Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

НЕГАТИВИЗМ

                   Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.

Упражнение «Ситуация для родителей».

(Обсуждение по подгруппам).

Воспитатель: Уважаемые родители, а теперь мы хотим предложить вам обсудить несколько ситуаций, которые могут возникнуть в период кризиса трех лет:

 1. Вы собираетесь на прогулку и предлагаете ребенку одежду. Он отказывается ее одевать. Вы предлагаете другую одежду – он снова отказывается… Что делать?

2. Ваш малыш хочет взять с собой в детский сад дорогую игрушку, которую только подарили ему на день рождения. Вы знаете, что игрушку могут сломать в группе и пытаетесь оставить ее дома. Ваш малыш настаивает на своем… Что делать?

3. Вы приходите за малышом в детский сад. В раздевалке он хочет одеваться сам, но у него плохо получается. Вы устали и хотите быстрее одеть ребенка сами. Малыш начинает капризничать, не давая вам одевать его… Что делать?

4. Дома вы что-то не разрешили ребенку и он начинает бросать игрушки на пол… Что делать?

 5. Вы в гостях с малышом. Все веселились, но вдруг ваш ребенок начинает ругаться при всех… Что делать?

         (Родители обсуждают предложенные ситуации).

Игра «Как я вижу имя».

Воспитатель: Предлагаем  Вам  игру. Напишите на листе бумаги имя своего ребёнка буквами по вертикали и расшифруйте буквы, отметив те негативные качества его характера, которые, возможно, проявились. Например, имя Слава (С-слезливый, Л-ленивый, А-апатичный, В-вредный, А- активный чрезмерно) .

Родители выполняют и переворачивают листок.

Что делать родителям, чтобы помочь ребенку

пережить кризис трех лет

                Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по - возможности) в дела ребенка, если он не просит. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.

                Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).

                При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что–нибудь нейтральное.

                Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

                Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по - очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, ...

                Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

        Вот какие решения преодоления кризиса предлагают психологи Дон и Джоан Элиум, авторы книг по воспитанию сына и дочери.

                1. Для малыша важно знать, что каждое утро после того, как он проснется, его одежда будет лежать на стуле рядом с кроватью, что он оденется, умоется, будет завтракать вместе с родителями, после почистит зубы, вымоет руки и будет играть. Подобный простой распорядок устанавливают и поддерживают родители. Причем, делая это, не повторяют по сто раз: «Оденься, умойся, ...» Они берут ребенка за руку, ведут с собой в ванную комнату, приговаривая: «А теперь пора умыться». Или: «Пора убирать игрушки. Эти кубики - словно потерявшиеся автомобили, давай поищем для них гараж...» Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу. Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.

                2. Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно, строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.).

                Причем, «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды. Никакие суровые слова, объяснения, шлепки по рукам не смогут воздействовать на любопытство растущего исследователя. Ребенок скорее будет недоумевать и обижаться на родителя, который стукнул его за то, что он потянулся к красивой статуэтке. Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно.

                Мальчикам и девочкам с рождения и до 4-5 лет именно «кирпичные стены» могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность. В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов. Дети получают абсолютную свободу в ограниченных «кирпичными стенами» пределах.

Игра «Как я вижу имя».

Воспитатель: Повторим нашу  игру. Расшифруйте теперь эти же буквы, отметив позитивные качества вашего ребенка.  (С-смелый, самостоятельный, Л-ласковый, А-активный, В-вежливый, А- аккуратный) .

Воспитатель: В завершении разговора о Кризисе 3-х лет хотелось бы отметить, что успешное прохождение периода кризиса трех лет очень важно для малыша, так как в этот период закладываются такие черты характера, как самостоятельность, независимость, решительность. При неуспешном – сомнение, стыд, слабая воля, комплекс неполноценности.

3. Подведение итогов года (Мониторинг)

Наименование образовательной области

Результативность

(в количественных показателях и в процентах)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

 «Физическое развитие»

1

7

9%

70%

7

3

63,7%

30%

3

0

27,3%

0%

 «Речевое развитие»

1

1

9%

10%

1

2

9%

20%

9

7

82%

70%

Социально-коммуникативное развитие»

1

2

9%

20%

1

8

9%

80%

9

0

82%

0%

«Познавательное развитие»

1

5

9%

50%

4

5

36,5%

50%

6

0

54,5%

0%

«Художественное развитие»

1

6

9%

60%

6

4

54,6%

40%

4

0

36,4%

0%

Дети интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Используют специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеют пользоваться ими.

Стремится к общению с взрослым, активно подражают в движениях и действиях, умеют действовать согласованно. Говоря о речевом развитии можно сделать вывод, что дети владеют только пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться просьбами только с помощью мимики и жестов, знают названия окружающих предметов и игрушек, но не называют, могут только показать, используют звукоподражания. Активно проявляют интерес к сверстникам; наблюдают за их действиями и подражают им. Стремятся играть вместе,    в игре воспроизводят действия взрослого.  Проявляют самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеют простейшими навыками самообслуживания; любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляют живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.). Охотно играют в подвижные игры.

        Наличие детей, не освоивших некоторые образовательные области, обусловлено индивидуальным темпом развития, т.е. развитие идет нелинейно и неравномерно по индивидуальной траектории одновременно в разных областях с разной скоростью. Это связано с периодом адаптации детей раннего возраста и частой заболеваемостью детей.

        Также стоит отметить, что речевое развитие детей группы раннего возраста № 2 «Смешарики» не соответствует возрастной норме, большая часть детей не владеет речью, используя в общение как со взрослым, так и со сверстниками мимику и жесты, скуден как активный, так и пассивный словарный запас. Не все дети могут проговаривать за взрослым слова и небольшие фразы. (Рекомендации по развитию речи для родителей).

4. Безопасность детей в летний период.

        Приближается долгожданное лето! Дети все больше времени проводят на улице, на даче с родителями, выезжают на отдых в лес и на водоемы.

Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.

Предупреждение детского травматизма – одна из самых актуальных проблем нашего времени. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые, и в первую очередь именно родители должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей в летний период, сформировать у них навыки безопасного поведения и умения предвидеть последствия опасных ситуаций.

Главное, что должны помнить родители – ни при каких обстоятельствах не оставлять ребенка без присмотра. Защитить себя и своих детей от многих проблем, которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Многие меры по обеспечению безопасности детей, могут показаться   элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Необходимо выделить некоторые правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.  (Рекомендации по Безопасности детей в летний период).

        Обратная связь.

Воспитатель: Перед вами цветные квадратики: попросим Вас выразить свое отношение к этому собранию. Если Вы узнали что-то новое, полезное, поднимите зеленый квадратик. Если Вам не понравилось, было много непонятного или ненужного, то красный. Если у Вас остались вопросы, не все было понятно, то синий. Сейчас можно задать вопрос присутствующим или высказать свое мнение.

6. Награждение активных родителей благодарственными письмами.

7. Разное.

8.Подведение итогов собрания.

                Решение родительского собрания. 

  1. Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности.
  2. По возможности больше играть  и разговаривать  с ребенком – подобные маневры отвлекут его от капризов.
  3. Относиться к ребенку, как к взрослому члену семьи, проявлять к нему терпимость, учитывать его мнение.
  4. Принять к сведению и организовать работу дома по рекомендациям «Речевое развитие детей» и «Безопасность ребенка в летний период.

Благодарим Вас  за совместную работу. До свидания.

Что почитать на эту тему:

1.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. «Искусство общения с ребенком».М;-2004.

2.Смирнова Е.О. «Психология ребенка».М.; 1997.

3.Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей».Ярославль.1997.

4.Яковлева Н.Г. «Психологическая помощь дошкольнику».М.; 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....