"Игры на развитие фонематических функций перед обучением чтению".
консультация (старшая, подготовительная группа)

В статье представлены речевые игры на развитие фонематических функций, которые необходимы для облегчения процесса обучения чтению дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx14.41 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематических функций перед обучением чтению.

 К концу дошкольного возраста ребенок приобретает обширные навыки в звуковой действительности языка: он правильно слышит каждый звук, не смешивает его с другими звуками, овладевает связной речью и чистым звукопроизношением. Но этого недостаточно для перехода к обучению грамоте. Чтобы ребенок успешно овладел письмом и чтением, он должен уметь анализировать звуковой состав слова, т.е. слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего и знать, из каких звуков состоит данное слово. Только такие умения могут явиться предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Данные игры помогут развить фонематические функции у ребёнка и помогут в обучении чтению, а так же обогатят активный и пассивный словарь, и активизируют высшие психические функции (память, внимание, мышление,).

 «Лишняя картинка». Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

 «Найди пару». Взрослый дает ребенку набор картинок и предлагает их разложить парами со схожими окончаниями слов (мышки – пышки, дочки - точки, бочка – почка, и т. д.). До начала игры можно рассмотреть картинки, обращая внимание ребенка на окончания слов, обозначающих изображенные предметы. Затем с этими парами картинок можно составить предложения – двустишия, например: В норке жили – были мышки, А на столе лежали пышки. И т. д. Можно двустишия записать и оформить в виде книжки.

«Зашифрованные слова». Если ребенок умеет читать по слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, можно использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. Взрослый предлагает ребенку набор букв. Составив слово из данных букв, ребенок узнает об ожидаемом его сладком сюрпризе. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они научатся делать это самостоятельно. Кроме развития фонематического анализа, данное задание закрепляет навык чтения. Усложнить задание можно предложив составить из букв не одно слово, а целое предложение.

«Перевёртыши».  Взрослый предлагает ребенку отправиться в страну, где  все жители говорят «перевернутыми» наоборот словами, например: ток, кыб, ым, абыр, мод, амам, апап, ныс, анул, ачут, азор, рыс. Надо «освоить» их язык и научиться понимать то, что они говорят.

«Строим пирамиду». Эта игра требует предварительной подготовки. На листе ватмана нарисовать пирамиду. Взрослый подбирает картинки предметов, состоящих из трех, четырех, пяти звуков. Количество картинок соответствует количеству ячеек на ступени пирамиды. На первую ступень взрослый предлагает поместить картинки, название которых состоит из трех звуков, на вторую ступень – из четырех, на третью – из пяти. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, состоящие из определенного количества звуков. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение. Можно попросить назвать «соседей» заданного звука.

«Спорт».  Взрослый предлагает ребенку заняться спортом. Приседать только если услышит определенный звук, например, звук У. Взрослый предлагает звуковой ряд, а ребенок приседает каждый раз, услышав звук У (песенку парохода): А, О, М, У, И, В, У, П, Б, О, У, Э, У, Ы. На другой звук можно попросить ребенка подпрыгнуть, топнуть, делать наклоны, шагать и т. д.

Данные игры помогут вам с пользой и удовольствие провести время со своими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игры для формирования фонематических функций у детей среднего дошкольного возраста ( 4 года) с диагнозом ОНР.

Содержание:Игры  на определение длинных и коротких слов.Игры - лабиринты . Закрепление материала.Игры "Какое слово не подходит."Игры "Отгадай - ка!" отгадывание загадок.Определение места звука в ...

ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Подборка игр и упражнений на развитие фонематических функций для педагогов и родителей....

Игры по развитию фонематических процессов, формированию артикуляционной гимнастики, высших психических функций

Упражнения по формированию артикуляционной моторики, по формированию фонематических процессов, высших психических функций....

Программа дополнительного образования \'\' Буковка \'\' по развитию фонематического восприятия и обучения чтению дошкольников 5-6 лет

  Конечно, важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать. Однако многие дети задолго до школы проявляют интерес к у...

Программа дополнительного образования \'\' Буковка \'\' по развитию фонематического восприятия и обучения чтению дошкольников 6 - 7 лет

Проблема готовности ребенка к школе очень  актуальна в  настоящее время.     Исследованиями доказано: чем раньше начать формирование готовности к обучению( методами, адек...

Развитие фонематических функций у детей дошкольного возраста в игре

Под фонематическим слухом понимается способность человек слышать отдельные звуки в слове. У детей формирование его происходит при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании сло...

Игры на развитие фонематических функций

Игры на развитие фонематических функций...