Лекторий для родителей «Причины речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Аверина Ольга Геннадьевна

Уважаемые родители, мы хотим обратить ваше внимание на важность своевременного выявления и коррекции речевых нарушений у ваших детей. На сегодняшний день наиболее часто встречаемая проблема развития речи является нарушенное звукопроизношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektoriy_dlya_roditeley_oktyabr.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Лекторий для родителей

Подготовили:

учителя логопеды: Комарова М.А., Аверина О.Г.

«Причины речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»

Уважаемые родители, мы хотим обратить ваше внимание на важность своевременного выявления и коррекции речевых нарушений у ваших детей. На сегодняшний день наиболее часто встречаемая проблема развития речи является нарушенное звукопроизношение.

     В онтогенезе развитие и становление звукопроизношения происходит постепенно. Становление звукопроизношения у детей происходит в основном в возрасте от 1 года до 5–6 лет. При этом звуки речи усваиваются не изолированно, а в составе слов. Сначала ребенок произносит слова, искажая их звуковой и слоговой состав, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более уточняется, постепенно приближаясь к норме. В первые годы жизни ребенок из-за незрелости речевых органов может произносить правильно лишь самые простые по артикуляции звуки. К таким звукам относятся гласные [а], [о], [э] и согласные [п], [б], [м]. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: папа, баба, мама. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка: гласные [и], [ы], [у] и согласные [ф], [в]; [т], [д], [н]; [к], [г], [х]; [й]. Всеми этими звуками ребенок, как правило, овладевает в период от 1 года до 3-х лет. Более сложные по артикуляции согласные звуки, к числу которых относятся свистящие ([с], [з], [ц]) и шипящие. Нарушение звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]) у детей появляются лишь в возрасте от 3-х до 5 лет. До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляции звуками. И, наконец, такие наиболее артикуляторно сложные звуки, как [р] и твердое [л], у большинства детей появляются в период от 5 до 6 лет.

Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста являются:

  1. Нарушение подвижности органов артикуляции.
  1. Нарушение контроля органов артикуляции.
  1. Нарушение речевого слуха (фонетико-фонематические нарушения).
  1. Зубно-челюстные аномалии и патологии строения мягких тканей ротовой области.
  1. Миофункциональные нарушения (нарушение функций дыхания, глотания, жевания, речи).
  1. Нарушение речевого выдоха
  1. Снижение физического слуха
  1. Социальные причины

Следует выделять благоприятные (возрастные) и неблагоприятные (патологические) формы нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

БЛАГОПРИЯТНЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

  1. Ребенок вообще не выговаривает некоторых звуков, пропускает их в речи. Например, звуки [л] и [р] могут пропускаться в речи полностью или напоминать неясный (наподобие [ы]) гласный звук. Свистящие и шипящие в этом случае произносятся с неотчетливым шипяще-свистящим призвуком.
  1. Ребенок все время по-разному произносит один и тот же звук.
  1. Ребенок произносит звуки смягченно (при этом звуки [л] и [р] он может произносить как более или менее внятный [й]).
  1. Звук произносится нечетко, так что трудно сказать, на какой звук он больше похож (например, [с] произносится как смягченный свистящий, но в то же время с шипящим призвуком; [ш] — одновременно напоминает [ф]). К этому случаю не относятся звуки, произношение которых отчасти напоминает [х].
  1. Звуки заменяются на губные аналоги (шипящие, свистящие и [р] напоминают неясные [ф — в]).

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

  1. У ребенка сформировалось горловое произношение звука [р], в этом случае нормативное произношение этого звука у него самопроизвольно возникнуть не сможет. Есть риск того, что и другие звуки будут формироваться дефектно. Способ произношения указывает на нарушенный речевой выдох, дизартрию и ЗЧА (зубно-челюстные аномалии).
  1. Один и тот же звук постоянно заменяется на другой звук (может быть дефектно произносимый), например [с] — на [ш], или наоборот. Тогда все звуки этого вида (в нашем случае свистящие или шипящие) будут произноситься аналогичным образом. Способ произношения может указывать на недостаточный речевой слух.
  1. Шипящие, свистящие, звуки [р] и [л] произносятся с призвуком звука [х] или заменяются на этот звук (может быть немного гортанно звучащий). Способ произношения указывает на нарушенный речевой выдох.
  1. При произнесении свистящих и звука [л] язык ребенка высовывается между зубами. Способ произношения указывает на нарушение подвижности речевых органов, миофункциональные нарушения или ЗЧА (зубно-челюстные аномалии).
  1. Речь ребенка звучит неблагозвучно, неряшливо и неопрятно. Это может указывать на нарушение подвижности его речевых органов

     Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности в общении, имеет проблемы с пониманием речи или произносит звуки неправильно, необходимо обратиться к специалистам для диагностики и коррекции нарушений. Чем раньше будет начата работа над коррекцией речевых нарушений, тем больше шансов на успешное преодоление этих трудностей.

    Не забывайте, что общение с ребенком, чтение книг, игры на развитие речи и создание благоприятной речевой среды в доме являются важными факторами для правильного развития речи. Поддерживайте своих детей, обращайтесь к специалистам и помогайте им преодолевать речевые трудности.

Подготовили:

учителя логопеды: Комарова М.А., Аверина О.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...

Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"

Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...

Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);исправление звукопроизношения;формирование ритмико-мелодической стороны ре...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Мастер-класс для родителей "Использование нестандартного оборудования в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста"

Во время мастер-класса родители знакомятся с нестандартным оборудованием, с необходимостью его использования в процессе коррекции речевых нарушений в домашних условиях. Родители вместе с детьми практи...