Развитие речи в игре
консультация

Еремеева Светлана Анатольевна

  Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sluha_v_igre.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слуха в игре

Слуховое восприятие ребенка можно развивать с помощью игр и упражнений.

Для того, чтобы работа родителей была результативной, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Игры и упражнения для развития слуха проводятся с индивидуальными слуховыми аппаратами. Часть из них можно проводить на голое ухо.
  2. Сначала игровые упражнения проводятся на слухо-зрительной основе, т.е. ребенок видит лицо взрослого и его действия и слушает. Как только ребенок научится уверенно справляться с игровыми заданиями слухо-зрительно, переходят к предъявлению звучаний только на слух.
  3. После того, как ребенок научится различать звучания слухо-зрительно, за экраном или ширмой предъявляют образец звучания на слух.
  4. Потом ребенка упражняют в различении звучаний только на слух за экраном или ширмой.
  5. Каждый раз в случае ошибки следует предъявить ребенку образец звучания, который он воспримет на слухо-зрительной основе, а потом вновь на слух.
  6. Необходимо помнить, что в ходе игр и упражнений звучания предъявляются ребенку в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы дети не гадали, а вслушивались в звучания.
  7. При проведении игр-упражнений следует учитывать возраст детей, степень снижения слуха и уровень психомоторного и речевого развития детей, их индивидуальные особенности. Это в первую очередь относится к тому, из какого количества звучаний предлагать выбирать услышанное: из двух, трех, или более. В начале работы целесообразнее предлагать выбор из двух звучаний, постепенно, по мере овладения умением, выбор следует расширять (до 3 – 5 и более, слабослышащим – до 10).

Дидактические игры и упражнения

по развитию слухового восприятия

Знакомство детей со звучащими игрушками

Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.

Игра «Это барабан»

Оборудование: барабан, таблицы.

Словарь. Будем играть. Играй, барабан, верно, молодец.

Ход игры

Ребенок стоит или сидит перед взрослым. Взрослый говорит, предъявляя таблицу «Будем играть». Потом заинтриговав детей, достает из коробки (из-под салфетки) барабан, играет на нем, произнося татата. Предъявляет табличку барабан. Ребенок проговаривает слово сопряженно со взрослым. Показывает пальцем на барабан. Взрослый дает палочку ребенку и предлагает постучать «Играй». Учит стучать по барабану, извлекая из него звук. При этом стимулирует ребенка сопровождать стук по барабану проговариванием слогов татата. Взрослый хвалит ребенка: верно, молодец!

По аналогии детей знакомят с другими музыкальными игрушками (бубен, дудка, гармонь, металлофон, свисток, губная гармоника, шарманка, погремушка). По бубну можно ударять рукой, трясти его, произнося папапа. Гармонь – ляляля. Дудка – у__ . свисток – пи_ или и_ .

Поле того, как ребенок познакомится с музыкальными игрушками, учим его различать на слух звучащие игрушки при выборе сначала из 2-х, а потом из 3 – 5-ти.

Игра «Это барабан или гармонь?»

Цель – учить различать на слух звучание барабана и гармони.

Оборудование: барабан, гармонь, картинки с изображением инструментов с подписями: барабан, гармонь, таблицы со словами и фразами, стул с высокой спинкой, покрывало.

Словарь. Будем слушать. Что это? Барабан, гармонь. Слушай, верно, неверно, молодец.

Ход игры

Ребенок сидит перед взрослым за столом. На столе перед ним лежат картинки с подписями. Перед взрослым лежат барабан и гармонь. Взрослый, указывая на игрушку, спрашивает: Что это? Это барабан. Это гармонь. Взрослый ударяет в барабан и побуждает ребенка показать на картинку с изображением барабана. Потом играет на гармони, ребенок показывает на соответствующую картинку. Далее взрослый на глазах ребенка играет в разной последовательности то на барабане, то на гармони. Ребенок показывает соответствующую картинку. Когда он начнет уверенно справляться с заданием, взрослый предъявляет образец звучания барабана и гармони на слух. Для этого он ставит перед столом ширму (на спинку стула накинуто сложенное покрывало). Взрослый играет на барабане. Ребенок видит и слышит барабан. Потом играет на барабане за ширмой. Ребенок слушает барабан. Взрослый побуждает ребенка показать соответствующую картинку. Аналогично предъявляет на слух звучание гармони. Далее, взрослый говорит Будем слушать. Слушай. Взрослый стучит в барабан или играет на гармони за ширмой, ребенок слушает звук и показывает соответствующую картинку. После этого взрослый, продолжая воспроизводить звучание, показывает из-за ширмы инструмент. Оценивает правильность выбранной картинки: верно, неверно.

Если ребенок ошибся, то нужно показать инструмент, поиграть на нем, а потом вновь убрать за ширму и поиграть за ширмой.

Аналогично проводятся игры с другими звучащими игрушками.

Для развития интереса:

  • Предложить ребенку поиграть на том инструменте, что услышал.
  • Предложить ребенку «поиграть» на картинках с инструментами. Например, на звук барабана стучать указательными пальцами друг о друга; на звук гармони имитировать игру на ней, на звук бубна – хлопать руками, на звук дудки – имитировать игру на дудке и т.д.
  • На звук выполнить соответствующее движение без опоры на картинки.

Для увеличения сложности:

  • Увеличивать количество инструментов для различения (до 5).
  • Увеличивать расстояние от ребенка до инструментов.
  • Уменьшать громкость звучания инструментов.

Игра «Громко – тихо»

Цель – научить различать на слух громкость звучаний.

Оборудование: бубен, таблички, ширма.

Словарь. Будем слушать. Слушай, бубен, громко, тихо, верно, неверно, иди. Как звучало?

Ход игры

Ребенок стоит напротив лицом к взрослому. Взрослый стучит по бубну и показывает таблицу Громко. Таблица прочитывается вместе с ребенком. Потом продолжая громко играть на бубне, вместе с ребенком шагает на месте, высоко поднимая колени. Затем играет тихо, показывая таблицу Тихо. Вместе с ребенком идут на носочках. Взрослый ударяет по бубну то громко, то тихо в разной последовательности. Побуждает ребенка идти то на носочках, то высоко поднимая колени. После ударов спрашивает: Как звучало? Помогает ребенку найти нужное слово на таблице и проговорить его. Когда ребенок начнет уверенно справляться с заданием (может понадобиться не одно, а несколько занятий) на слухо-зрительной основе (т.е. видя и слыша), взрослый предъявляет за ширмой образец громкого и тихого звучания. Ребенок слушает. После этого громкие и тихие звучания предъявляются за ширмой. Ребенок слушает и выполняет соответствующее движение. Взрослый оценивает выполнение задания. При ошибке, ребенку предъявляют звучание слухо-зрительно, а потом вновь на слух.

Для развития интереса:

  • Показать на картинку с изображением большого (громко) и маленького (тихо) бубна.
  • В ответ на звучание громким или тихим голосом произнести слоги. Например, ПА или па.

Аналогично учат детей различать другие характеристики звучаний (долготу, темп, слитность, высоту).

Игра «Кто кричит?»

Цель – научить различать на слух звукоподражания при выборе из 2 – 3-х, а потом и более.

Оборудование: 2 соответствующие игрушки, таблицы, большой лист бумаги.

Словарь. Собака, кошка.

Ход игры

Мама и ребенок садятся за стол, напротив друг друга. Мама достает из-под салфетки игрушку собаку. Говорит: «Это собака. Ав-ав», затем ставит собаку на стол. Потом она говорит еще раз громко и отчетливо «Ав-ав», побуждая ребенка смотреть на свои губы и слушать. Затем она может подвигать собаку по столу. Когда ребенок поймет суть этого упражнения, он может сам двигать собаку по столу, проговаривая «Ав-ав». После этого мама показывает кошку и говорит: «Это кошка. Мяу». Ставит игрушку на стол и говорит: «Мяу». Предлагает ребенку погладить кошку по голове. Потом мама произносит «Ав-ав» или «Мяу» без строгого чередования в разной последовательности. Ребенок смотрит на губы и слушает. В ответ он двигает собаку по столу или гладит кошку, проговаривая как может звукоподражания. Как только ребенок научится четко реагировать на звукоподражания на слухо-зрительной основе, переходят к различению звукоподражаний на слух. Для этого, закрыв лицо до глаз большим листом бумаги, дают образец звучания каждого звукоподражания на слух, показывая пальцем на соответствующую игрушку. Затем звукоподражания произносят в разной последовательности за листом бумаги. Ребенок слушает, потом произносит то звукоподражание, которое услышал и показывает на игрушку или действует с ней.

Для поддержания интереса:

  • Использовать фигурки животных из пластилина.
  • Использовать картинки с изображением животных.
  • Показывать животное в книге с картинками.
  • Дать несколько картинок каждого животного. Ребенок отдает маме ту картинку, что услышал.

Для повышения сложности:

  • Воспроизводить голоса животных тихим голосом.
  • Воспроизводить голоса животных, постепенно отходя от ребенка, т.е. увеличивая расстояние до источника звука.
  • Различать сходные между собой звукоподражания: «му_», «мэ-э», «мяу».
  • Постепенно увеличить количество звукоподражаний до 5 – 7.

Звукоподражания, которые можно использовать в играх: ав-ав (собака), мяу (кошка), му_ (корова), бэ-э (овца), прр или и-го-го (лошадь), иа (осел), ква-ква-ква (лягушка), рррр (тигр), уууу (волк), хрю-хрю (свинья), ку-ку (кукушка), га-га-га (гусь), ко-ко-ко (курица), пи-пи-пи (цыплёнок или птица), кукареку (петух), кря-кря (утка), чик-чирик (воробей), кар-кар (ворона), зззз (комар), ф-ф-ф (еж).

Можно использовать звукоподражания: тик-так (часы), кап-кап-кап (дождь), топ-топ (шаги), би-би (машина), ту-ту (поезд), в___ (самолет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...

"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"

В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...