"Звуковое несовершенство" детской речи
консультация (старшая группа)

Материал для родителей, в котором представлены нормы речевого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoe_nesovershenstvo_detskoy_rechi.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Звуковое несовершенство» детской речи»

                                                                                               Подготовила

                                                                                                учитель-логопед:

                                                                                               Шумайлова Е.В.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.

Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Существуют наиболее типичные несовершенства звукопроизношения у детей трехлетнего возраста:

– согласные звуки произносятся смягченно;

– большинство детей не произносит шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящими с, з;

– дети совсем не произносят звук р или заменяют его другими звуками — л, л', в, й;

– звук л чаще всего смягчается.

Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением.

Ребёнок четвертого года жизни правильно произносит всю группу свистящих звуков в открытых слогах (сова, лиса, зима, цыплёнок), но в тоже время может:

– опускать их в сочетании с другими согласными звуками;

– некоторые дети не различают звуки «С» и «Ц» и заменяют последний на «с»: «светы» вместо цветы, «сапля» вместо цапля.

– сонорные «Р», «РЬ», «Л», ребёнок может заменять звуком «ЛЬ», реже «Й», при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трёхсложных словах.

– в некоторых труднопроизносимых словах, ребёнок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги.

Однако все эти несовершенства возрастные и при отсутствии нарушений в строении артикуляционного аппарата и нормальном уровне процесса общего и речевого развития постепенно исчезают.

Литература:

  1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: АСТ, 2005. - 223
  2.  Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений / под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 680 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с испол...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...